Версия для печати 6345 Материалы по теме
Тюмень – город, удостоившийся за свою историю немалых наград и почестей. Одна из последних регалий – признание города победителем Всероссийского конкурса «Золотой рубль» в номинации «Лучшая столица» за финансово–экономические показатели развития. Об успехах Тюмени рассказывает заместитель главы города, директор департамента финансов и налоговой политики Галина КУЛАЧЕНКО.
кулаченко

– Галина Максимовна, каково экономическое состояние Тюмени?
– Если сказать кратко – состояние экономики на протяжении последних лет значительно улучшилось. Динамика основных показателей практически во всех отраслях превышала региональную и общероссийскую.
Отличные показатели демонстрирует строительный комплекс. За 5 лет построено более 1,8 млн кв. м жилья. Только за 2005 г. введено в действие 391 200 кв.м жилых помещений.
За год почти на 30% увеличились объемы услуг связи, составив в прошлом году 4,2 млрд рублей.
Оборот организаций города, включающий стоимость отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг, а также выручку от продажи приобретенных на стороне товаров, составил 118 млрд рублей, что на 25,6% больше, чем в 2005 году.
При этом самый «говорящий» факт, по-моему, это то, что среднемесячная заработная плата по городу равнялась12 тыс. рублей.
– Были ли случаи необоснованного увеличения расходов бюджета?
– У нас установлен специальный порядок рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета. Это исключает возможность запланировать и произвести необоснованные, «завышенные» расходы из средств бюджета.
Основным препятствием возникновения подобных случаев является исполнение бюджета по казначейской системе, которая позволяет строго контролировать весь цикл оборота денежных средств. Все расходы бюджета централизованы, а каждый платеж сопровождается системой бюджетных кодов. Кроме того, в одной базе находится информация о платежах каждого получателя бюджетных средств на любой момент. Благодаря этому можно ежедневно анализировать финансирование в разрезе получателей бюджетных средств, главных распорядителей и учреждений подведомственной сети, а при проводке платежного поручения возможен предварительный контроль целевого использования бюджетных средств.
– Сегодня всех финансистов волнует реализация бюджетной реформы. Как вы готовитесь к ней?
– Бюджетная реформа – дело не одного дня. И мы понимаем, что ее успех зависит от правильного и четкого выполнения задуманного на местах. Реализация основных направлений реформирования бюджетного процесса на уровне нашего города уже начата, и даже есть результаты. Так, разработаны и исполняются следующие муниципальные положения:
– «О бюджетном процессе в городе Тюмени»;
– «О порядке составления перспективного финансового плана и проекта бюджета города Тюмени»;
– «О порядке ведения реестра расходных обязательств города Тюмени»;
– «О местных налогах»;
– «О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности»;
– «О докладах субъектов бюджетного планирования о результатах и основных направлениях деятельности».
Кроме того, внедрен институт администраторов поступлений в бюджет города и определены субъекты бюджетного планирования.
Уже в этом году финансовый план города исполняется в соответствии с новой бюджетной классификацией доходов и расходов Российской Федерации.
Начата модернизация информационных систем путем внедрения комплексной системы автоматизации управления муниципальными финансами города при кассовом обслуживании исполнения бюджета органами Федерального казначейства по технологии единого счета бюджета.
Для максимально эффективного управления муниципальными финансами и комплексного решения всех направлений реформы начата работа над программой реформирования муниципальных финансов Тюмени.
В последующем город планирует принять участие в мониторинге финансового положения и качества управления муниципальными финансами, проводимом Минфином России.
– Но ведь все эти нововведения требуют и особо жесткого контроля?
– Несомненно, ведь лучше проконтролировать верное использование денег, нежели потом искать «концы в мутной воде».
По результатам 1265 проверок в рамках предварительного и текущего контроля за 2005 г. предотвращено необоснованное перечисление с единого счета бюджета 16 554,5 тыс. рублей. Из них 16 068 тыс. рублей – за невыполненные объемы работ, завышение норм и расценок в сметах и актах на ремонтно-строительные работы.
В соответствии с утвержденным планом-графиком и поступившими обращениями и поручениями в порядке последующего муниципального финансового контроля в 2005 г. проведены 15 ревизий и 152 проверки, всего 167 контрольных мероприятий. В результате установлены факты неэффективного использования бюджетных средств, убытки и потери возможных доходов на сумму 24 210,5 тыс. руб. Показатель результативных контрольных мероприятий составил 72,2% от их общего количества.
В суммарном выражении общий результат принятых по результатам контроля управленческих и дисциплинарных мер составил 31 749,4 тыс. рублей.
Следует отметить и тот факт, что результаты последующих ревизий получателей бюджетных средств свидетельствуют о резком снижении объемов нарушений по сравнению с первичными. Это означает, что при казначейской системе исполнения бюджета систематический плановый и последующий контроль в сочетании с предварительным и текущим контролем обеспечивают постепенное устранение условий для финансовых нарушений.
Здесь хотелось бы отметить и тот факт, что в ходе реформирования бюджетного процесса сам смысл выражения «целевое использование бюджетных средств» коренным образом меняется. Основной акцент контроля исполнения бюджета переносится с оценки правомерности расходования средств и соответствия фактических затрат плановым на критерий степени достижения запланированных результатов деятельности. Итоги такой оценки должны стать важнейшим источником информации при подготовке бюджета на следующий год.
Поэтому, на наш взгляд, очень актуален вопрос разработки и утверждения показателей и индикаторов, позволяющих адекватно оценить степень достижения поставленной цели. Решить эту проблему намечено также в рамках реализации программы реформирования муниципальных финансов города.
– Расскажите, пожалуйста, подробнее о бюджетном устройстве Тюмени.
– Тюмень имеет собственный, местный бюджет и не консолидирует бюджеты других территорий.
Задачи по составлению, исполнению бюджета, управлению единым счетом и бюджетными средствами, а также по организации бюджетного учета и отчетности возложены на департамент финансов и налоговой политики администрации г. Тюмени. Он также отвечает за бюджетную и налоговую политику города, финансовый контроль и эффективность использования бюджетных средств.
– Прокомментируйте, пожалуйста, исполнение городского бюджета за 2005 г.
– Доходная часть бюджета города за 2005 г. исполнена на 100,1% – это 8 603 109 тыс. рублей.
Почти половина доходной части бюджета города в 2005 г. состоит из целевых поступлений. Кстати, подобная практика сохранилась и при формировании бюджета на 2006 г. Целевые поступления в нем запланированы в сумме 6 946 099 тыс. руб., что составляет 68,5% от общего объема доходов.
Расходная часть бюджета города Тюмени за 2005 год исполнена на 79,2%. Объем расходов бюджета за 2005 год составил 6815784 тыс. рублей.
– С какими проблемами вы сталкиваетесь в своей работе?
– Проблема общероссийского характера – мнимая самостоятельность органов местного самоуправления. При законодательном закреплении перечня расходных полномочий муниципальные образования не имеют достаточного объема собственных доходных источников для их полного обеспечения, хотя целью проводимой государством налоговой реформы декларировалась самостоятельность органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления при осуществлении расходных полномочий на соответствующем уровне бюджетной системы.
В настоящее время налоговая реформа подошла к логическому завершению, но проведенные мероприятия не позволили добиться роста объема налоговых и неналоговых доходов бюджета города.
По предварительной оценке расходных обязательств, потребность в денежных средствах на 2006 г. составила 12 292 004 тыс. рублей, а объем собственных доходов – 7 723 045 тыс. рублей, что меньше на 4 568 959 тыс. рублей. При этом город впервые стал получателем дотации из вышестоящего бюджета, которая составляет 3 036 844 тыс. рублей, или 30% от общего объема доходов на 2006 г., и учтена в составе собственных доходов городского бюджета.
университет
Следовательно, препятствием для полного финансового обеспечения города являются недостаток собственных доходных источников, зависимость от решений власти Тюменской области в части установления нормативов отчислений от налогов, регулируемых на уровне субъекта РФ, и определения размера дотаций.
Благо, что у города сложились конструктивные отношения с руководством Тюменской области, и многие вопросы местного значения, такие, как строительство объектов жилищно- коммунальной инфраструктуры, капитальный ремонт объектов муниципальной собственности, строительство дорог, успешно решаются с помощью субъекта РФ.
– Налоговый потенциал является одним из критериев оценки финансовой поддержки города из областного бюджета. Как с этим у вас обстоят дела?
– Сегодня земельный налог, налог на имущество физических лиц, единый налог на вмененный доход являются теми немногими доходными источниками местного бюджета, на размер поступлений которых могут оказать влияние решения представительных органов местного самоуправления.
Нами приняты и исполняются положения о местных налогах г. Тюмени и о системе налогообложения в виде налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории города. По земельному налогу и по налогу на имущество физических лиц определены льготы, основания и порядок их применения, а также налоговые ставки в пределах, установленных федеральным законодательством, порядок и сроки их уплаты.
При разработке указанных решений департамент финансов и налоговой политики города Тюмени провел большую подготовительную работу по расчету экономического эффекта от принимаемых решений с учетом особенностей сложившейся ситуации в городе, необходимости сохранения социально значимых льгот, а также поддержки отдельных видов предпринимательской деятельности.
К сожалению, сейчас показатели налогового потенциала и собираемости не являются полноправными инструментами бюджетно-налогового планирования и статистического учета. Поэтому возникает вопрос о необходимости координации деятельности по обмену информацией для расчета налогового потенциала. Для получения необходимой информации при составлении проекта бюджета начиная с 2002 г. между администрацией г. Тюмени и УМНС России по Тюменской области заключаются соглашения о взаимодействии и информационном обмене.
Однако даже информация, получаемая от УФНС России, чаще всего содержит статистические отчетные данные, не достаточные для точного планирования отдельных доходных источников бюджета.
Правительство РФ постановлением от 12 августа 2004 г. № 410 «О порядке взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов» определило правила взаимодействия по обеспечению финансовых органов субъектов РФ и местных органов власти информацией, необходимой для формирования и исполнения соответствующих бюджетов в части налогов и сборов, контролируемых налоговыми органами. Данные правила для финансовых органов муниципальных образований вступили в силу с 1 января 2006 г. Однако объема информации, определенного данным постановлением, недостаточно для расчета налогового потенциала.
– Галина Максимовна, назовите основные источники пополнения городского бюджета. Как складываются отношения с предпринимательскими кругами города?
– Как уже говорилось, бюджет Тюмени формируется за счет налоговых и неналоговых доходов, доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, безвозмездных перечислений из бюджетов других уровней.
С предпринимателями у администрации сложились партнерские отношения. Скорее, мы их деловые партнеры, нежели контролирующий орган. В силу скромных финансовых возможностей мы реализуем программы, направленные на поддержку местных товаропроизводителей. Регулярно организовываем выставки и проводим конференции. Администрацией города зарегистрирован знак «Тюменская марка», который присваивается лучшим товарам, производимым в городе.
– На что нацелена бюджетная политика города в части формирования расходов?
– При соблюдении главной цели проводимой государством политики, направленной на повышение уровня и качества жизни населения, нами обозначены 3 основные цели бюджетной политики города на перспективный период: соблюдение государственных приоритетов бюджетных расходов, финансовое обеспечение расходных обязательств города и реализация основных направлений реформирования бюджетного процесса.
Несмотря на ограниченные возможности по наращиванию доходов местного бюджета, особое внимание уделяется обеспечению текущих расходов в основных социальных отраслях: образование, здравоохранение, социальная политика, культура, улучшение материально-технической базы для предоставления социальных услуг.
Кроме того, существенным отличием бюджета 2006 г. является тот факт, что значительная часть средств направляется на строительство и ремонт дорог, благоустройство скверов, площадей, мест отдыха горожан.
– А на что в основном уходят деньги из казны города?
– Приоритетной статьей расходов городского бюджета является заработная плата бюджетников (14,4% от общего объема расходов).
здание-тюмень
И, как уже отмечалось, в этом году значительные средства направляются на капитальные расходы. Так, на строительство и ремонт дорог будет израсходовано 32% от объема утвержденного бюджета; на ремонт и реконструкцию объектов муниципальной собственности – 17,7%; на текущее содержание объектов внешнего благоустройства – 12,4%.
– Как на городском бюджете сказались изменения законодательства? Например, законы об общих принципах организации местного самоуправления или об изменениях в налоговом и бюджетных кодексах, касающиеся передачи полномочий вместе с источниками финансирования? Это облегчило или осложнило положение?
– Как уже говорилось, даже при условии финансового обеспечения передаваемых государственных полномочий расходные обязательства города в части вопросов местного значения не обеспечены доходными источниками в полной мере. Необеспеченная потребность по предварительным расчетам составила 4 568 959 тыс. рублей. При этом в расчет включались только социально значимые мероприятия. Например, не учтены расходы на содержание муниципальной милиции, так как этот вопрос на сегодняшний день законодательно не урегулирован.
– Считается, что грамотное управление имуществом города может пополнить городскую казну не на одну тысячу рублей. Как у вас ведется эта работа?
– В Тюмени существует и применяется методика расчета платежей за пользование муниципальным имуществом. Она позволяет учитывать такие нюансы, как местоположение объекта, транспортную доступность, уровень комфортности и элементы благоустройства помещения, качество нежилого помещения, а также вид деятельности предприятия, являющегося арендатором муниципального имущества. Кроме того, его приватизация осуществляется с учетом хозяйственного состояния муниципальных унитарных предприятий и в первую очередь в план приватизации включаются убыточные (нерентабельные) предприятия. Доля доходов от использования муниципального имущества в общей сумме доходов бюджета составила в 2004 г. 7,5%, в 2005 г. – 11,6%. Рост поступлений объясняется увеличением норматива по арендной плате за земли городов и поселков с 50 до 100%.
– Галина Максимовна, каким образом внедряется бюджетирование, ориентированное на результат?
– Здесь ключевым инструментом является расширение использования программно-целевых методов бюджетного планирования, которые обеспечивают связь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования в соответствии с приоритетами бюджетной политики.
У нас это основное направление бюджетной реформы будет реализовываться в рамках программы реформирования муниципальных финансов путем проведения следующих мероприятий:
– ежегодное представление субъектами бюджетного планирования докладов о результатах своей деятельности;
– совершенствование методологии разработки и реализации городских целевых программ;
– использование в бюджетном процессе ведомственных целевых программ;
– распределение части бюджета принимаемых обязательств на конкурсной основе по результатам оценки действующих и предлагаемых к принятию бюджетных программ;
– расширение полномочий администраторов бюджетных программ при исполнении бюджета.
В настоящее время работа в этом направлении уже начата. Формализована процедура подготовки субъектами бюджетного планирования докладов о результатах и основных направлениях деятельности, и первые (экспериментальные) доклады субъектами уже составлены на 2006–2008 гг. Вместе с тем в проекте находится порядок разработки муниципальных целевых и ведомственных программ.
Одним словом, работа идет полным ходом. А то, как мы работаем, можно увидеть каждый день на улицах нашего города, когда по красивым площадям, отремонтированным тротуарам гуляют люди со спокойными, улыбающимися лицами.

Поделиться