8 августа юбилей отметила заместитель губернатора Вологодской области Татьяна Борисовна Голыгина, посвятившая всю свою профессиональную деятельность государственной службе и родному региону. Пользуясь случаем, мы решили поговорить с юбиляром о профессиональном становлении и главных достижениях прошлого и настоящего.
— Татьяна Борисовна, что привело вас в финансы? Почему решили поступать в ленинградский вуз?
— На самом деле это довольно романтичная история. Признаюсь честно, в школе стать финансистом я не мечтала. Как и большинство моих одноклассников, собиралась поступать в Вологодский политехнический институт. Но, по иронии судьбы, дочь маминой подруги вернулась домой из Осташковского финансового техникума. Я слушала ее истории о провинциальном городке на берегу прекрасного озера Селигер и влюблялась в это место. Вот так я и решила поступать в финансовый техникум. Удивительно, но спонтанно мной было принято единственно правильное решение. А те азы, которые были получены в техникуме, пригодились потом на всю жизнь. Качество образования там было отличное.
Но как бы ни было прекрасно озеро Селигер, меня тянуло в родной край. Для продолжения обучения я выбрала Ленинградский финансово-экономический институт не только потому, что там давали отличные знания. Главной причиной стал филиал в Вологде. Мы учились в Ленинграде только на последних курсах.
— Не появилось желания после окончания вуза остаться в культурной столице?
— Наверное, из моего рассказа о юности могло сложиться впечатление, что я человек очень увлекающийся. Но когда уезжала в Осташков, я была почти ребенком. А студенткой вуза уже четко понимала, что мой девиз: «Где родился, там и пригодился».
Планов работать в Ленинграде после выпуска у меня не было, хотела вернуться на родину. Более того, во время учебы я создала семью именно в Вологде и была просто счастлива, когда после государственного распределения на работу попала в свой родной город. Кстати, мои дети тоже по сей день живут и работают здесь.
— Вся ваша карьера неразрывно связана с Департаментом финансов Вологодской области. С чего вы начинали?
— Моя первая должность называлась «старший ревизор-инспектор бюджетного отдела Финансового управления Вологодского облисполкома». Основной задачей подразделения была проверка финансовой деятельности в муниципальных образованиях. Мы выезжали комплексными бригадами, жили в районах неделями. Такой образ жизни способствовал сильному сплочению коллектива. Однако еще более важно то, сколько знаний мы получали на работе. Менялись экономические эпохи, руководители департамента, но костяк областных финансистов сохранялся даже в условиях неизбежной возрастной ротации. Эта преемственность позволяла приходящей на смену ветеранам молодежи без долгой раскачки вливаться в коллектив, быстро набираться опыта и знаний.
— Что лично для вас стало самым интересным в финансовой сфере?
— Со стороны кажется, что у нас спокойная офисная работа. Но на самом деле государственные финансы — это постоянный вызов. Ни один бюджет не похож на предыдущий. Бывали времена, когда денег хватало только на выплату заработной платы, когда бюджет составлялся не на три года и даже не на один год, а на квартал. Меняется законодательство, и не только бюджетное и налоговое.
Получается, что жизнь все время насыщена изменениями, к которым адаптируешься, ищешь подход, находишься в поиске новых решений. Это не может быть скучно. Но самое главное — когда проходишь мимо благоустроенного парка, едешь по отремонтированной дороге или новому мосту, понимаешь, что за каждой цифрой в бюджете стоит жизнь и комфорт наших земляков. Превратить цифры в благополучие людей — главная цель моей работы и раньше, и сегодня.
— В конце 2021 года вы возглавили Департамент финансов Вологодской области. Какие решения были первыми на этом высоком посту?
— Когда занимаешь такую должность, времени на раскачку нет. Есть большое чувство ответственности за финансовую систему Вологодской области, за ставший родным департамент финансов, за дело всей моей жизни. Поэтому основными задачами были обеспечение сбалансированного бюджета, проведение взвешенной бюджетной и налоговой политики, сохранение надежного коллектива.
Как известно, 2021 год стал постковидным. Он явился индикатором успешности тех антикризисных мер, которые были приняты для восстановления экономики и нормальной жизни населения. При беспрецедентной поддержке федерального центра мы смогли добиться хороших результатов по году, с которыми затем сравнивали не один бюджет.
Много решений тогда было направлено на совершенствование региональной налоговой политики. Поэтому их я и назову в числе своих первых. Это распространение налоговых каникул по патентной системе налогообложения на 91 вид экономической деятельности вместо 42. Это пролонгация действия пониженных налоговых ставок по УСН для организаций и предпринимателей, которые перешли с ЕНВД на иные режимы налогообложения, а также для налогоплательщиков, занятых в сфере культуры, физкультуры, в гостиничном бизнесе и общественном питании, в сфере дополнительного образования, бытовых услуг, средств массовой информации и народных художественных промыслов. Это сохранение «смягченных» условий применения пониженных налоговых ставок налогоплательщиками, занятыми в стратегически значимых для экономики области отраслях.
— Что считаете своими главными достижениями на этой должности? Есть ли направления, где пришлось многое менять?
— Здесь, пожалуй, расскажу о нашей административной реформе. Над ее первым этапом я работала еще в прежней должности. С 2006 года у нас планомерно сокращалось количество муниципальных образований через объединение поселений. К 2022 году их стало меньше на 165 единиц, это практически в два раза: с 344 до 179 поселений.
В
Благодаря этому нам удалось оптимизировать либо сохранить на прежнем уровне объем расходов на административно-управленческий аппарат, при этом повысить уровень заработной платы в органах местного самоуправления и тем самым поднять престиж муниципальной службы. Также сэкономленные средства идут на дальнейшее развитие территорий.
Сегодня мы наблюдаем более эффективную реализацию в укрупненных муниципалитетах бюджетной политики, транслируемой с федерального и регионального уровней, оптимальное распределение имеющихся финансовых ресурсов. У городских и муниципальных округов появляются новые возможности для участия в федеральных программах и проектах, благодаря ресурсам для софинансирования.
На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что муниципальная реформа в Вологодской области показала положительные результаты. Оставшиеся три муниципальных района мы также планируем в скором времени преобразовать в муниципальные округа (подробнее данная практика Вологодской области освещена в рубрике «Местное самоуправление» на с.
— Положительно ли отразился этот шаг на развитии межбюджетных отношений?
— Несомненно. В 2023 году поступление налоговых и неналоговых доходов по муниципальным округам сложилось в сумме 6,5 миллиарда рублей, что на 108,5 миллиона рублей, или на 6,6 процента, выше уровня 2022 года.
Одним из первых решений врио губернатора области Г. Ю. Филимонова стало направление беспрецедентного объема финансовой помощи на развитие наших муниципальных образований. Только на объекты городских округов Вологды и Череповца дополнительно направлено по 4,4 миллиарда рублей. В целом объем региональной финансовой помощи местным бюджетам на 2024 год составляет 71,6 миллиарда рублей, что в 1,5 раза больше уровня прошлого года.
Для мотивации местных администраций часть расчетной дотации мы ежегодно заменяем нормативами отчислений от налогов. При этом установлены ключевые показатели по сбору налогов, легализации серой заработной платы, сокращению налоговой задолженности, муниципального долга и просроченной кредиторской задолженности. Это дает значительный эффект в приросте доходной базы. Ежегодно поощряем муниципалитеты по результатам оценки качества управления муниципальными финансами и эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Как положительную практику я бы отметила регулярное проведение информационных дней с руководителями финансовых органов муниципальных образований области. Это площадка и для обмена опытом, и для обсуждения наболевших вопросов, и для точечного разъяснения новаций законодательства.
— Расскажите об исполнении регионального бюджета в этом году.
— Формируя доходную часть бюджета на текущий год, мы основывались на консервативном подходе, принимая во внимание экономические циклы в развитии основных отраслей экономики: металлургии, агрохимии, лесной промышленности. Налоговые и неналоговые доходы на 2024 год в бюджете запланированы со снижением на пять процентов к 2023 году. Хотя исполнение бюджетного плана соответствует нормативному показателю 59,6 процента, к сожалению, наш прогноз подтверждается — по итогам семи месяцев наблюдается снижение собственных доходов на 2,5 процента к аналогичному периоду 2023 года.
Поступление налога на прибыль организаций сократилось на 42 процента. Практически 50 процентов от общего объема этого налога в бюджете региона приходится на налогоплательщиков, которые до 1 января 2023 года являлись участниками КГН. От данной категории платежи снизились в два раза. Пока минусы по налогу на прибыль перекрываются приростом платежей по НДФЛ и платежей от малого бизнеса, а также неналоговыми источниками, поэтому процент исполнения бюджета по региону нормальный.
Сегодня проблемой исполнения доходной базы бюджета является вопрос возвратов из бюджета в связи с поднятием переплаты в сальдо единого счета налогоплательщиков. Поступление налогов становится все более непредсказуемым и нестабильным. Все больше налогоплательщиков осуществляют взаимодействие с налоговыми органами в рамках налогового мониторинга. Для бизнеса большой плюс в том, что он освобождается от камеральных и выездных проверок, за исключением отдельных случаев, а при представлении деклараций и предъявлении переплаты из бюджета практически на следующий день средства снимаются в пользу налогоплательщиков. Хотя еще буквально год назад осуществление подобного возврата проходило после трехмесячной налоговой проверки деклараций.
Что касается расходной части — таких объемов у нас не было никогда. План по расходам консолидированного бюджета превышает 200 миллиардов рублей, что на 45 миллиардов, или почти на треть, больше факта за 2023 год. Сформировать такой оптимистичный бюджет по расходам нам позволил финансовый резерв. С 2016 года, за исключением ковидного 2020 года, областной бюджет ежегодно исполнялся с профицитом.
— Это очень хороший результат. Как он отражается на долговой политике области?
— За последние 10 лет государственный долг области снизился на 33 процента на фоне увеличения долговых обязательств регионов Северо-Западного федерального округа в два раза, субъектов РФ в целом — в 1,8 раза. Вологодская область еще в 2019 году в полном объеме и досрочно выполнила обязательства перед кредитными организациями и в дальнейшем отказалась от коммерческих заимствований.
Наша долговая политика направлена на сохранение государственного долга на экономически безопасном уровне — не более 50 процентов в объеме налоговых и неналоговых доходов. Область выполняет данный показатель с существенным запасом и, по оценке Минфина России, относится к регионам с высокой долговой устойчивостью.
По состоянию на 1 августа 2024 года государственный долг области составил 19,7 миллиарда рублей, или 17,2 процента от налоговых и неналоговых доходов областного бюджета. Потенциал списания в соответствии с поручением Президента РФ двух третей задолженности региона по бюджетным кредитам в течение пяти лет оценивается в объеме 8,9 миллиарда рублей. Мы уже готовим проекты для развития инфраструктуры, стимулирования инвестиций и предоставления инвестиционных налоговых льгот, куда и будут направлены высвобождаемые средства.
— Используете ли инструменты «Инфраструктурного меню»?
— Тут лучше всего ответить на языке цифр и конкретных примеров. За
За счет средств бюджетных кредитов, полученных регионом в
В планах Минфина распределить еще практически триллион рублей в
— В завершение нашего разговора расскажите, удалось ли вам сохранить добрые отношения с вашим предшественником? Поддерживаете ли связь?
— Безусловно. Мой предшественник как на посту руководителя департамента финансов, так в должности заместителя губернатора В. Н. Артамонова сегодня представляет интересы Вологодской области в Государственной думе. У нас много совместных мероприятий. Валентина Николаевна принимает участие в наших информационных днях в муниципалитетах и заседаниях Общественного совета при департаменте финансов области. Я участвую во встречах с предпринимательским сообществом, организуемых Женским движением «Единой России». В прошлом году возглавила секцию «Финансисты субъектов РФ» Союза финансистов России, также сменив на этом посту мою коллегу и учителя, но мы продолжаем работать плечом к плечу.
Пользуясь случаем, хочу поздравить Валентину Николаевну и всех коллег из Вологодской области и регионов страны с нашим профессиональным праздником — Днем финансиста. Желаю достижения новых высот, интересных задач, баланса желаний и возможностей, благополучия и гармонии, добра, оптимизма и удачи во всем!
Подготовила А. Ю. Ольховая