Версия для печати 353 Материалы по теме
Из прошлого в будущее: новгородскому Минфину 80 лет

Летом 2024 года Новгородская область отметила 80-летний юбилей. Однако уже в конце октября нас ждет очередной праздник. Столько же лет, сколько и области, исполняется нашей финансовой службе.

Елена Владимировна Силина, и. о. министра финансов Новгородской области

Мария Николаевна Пантелейчук, председатель Архивного комитета Новгородской области

80yrs-minfin.jpg

Первые шаги

В юбилей принято вспоминать истоки. Но мы решили не только обратиться к тому, что было раньше, но и поговорить о достижениях сегодняшних дней, ведь у каждой эпохи есть как слабые, так и сильные стороны.

Финансовый отдел исполнительного комитета Новгородского областного Совета депутатов трудящихся был учрежден 25 октября 1944 года. Его первым заведующим назначили Никифора Кузьмича Серова. Структура отдела тогда выглядела так: бюджетный подотдел, подразделения налогов и заготовок, государственных доходов, государственных пособий, штатный подотдел, бухгалтерия, финансово-хозяйственный подотдел и кадровая служба. Задачи тоже во многом совпадали с сегодняшними: руководство работой городских и районных финансовых отделов, финансирование предприятий и бюджетных учреждений области, организация работы по составлению и исполнению бюджета области. И конечно, контроль за качеством исполнения бюджетов в городах и районах области, регистрация штатов, ставок и фондов заработной платы, контроль за соблюдением государственной финансовой и сметно-штатной дисциплины учреждений, организаций и предприятий.

1б.jpg
4.jpg

В те годы финансовый отдел проводил также сбор налогов: подоходного, военного, налога на холостяков, сельскохозяйственного налога, государственного налога на лошадей, налога со строений, земельной ренты с предприятий и населения, самообложения, госпошлины и разовых сборов.

В первые годы после освобождения области от немецко-фашистских захватчиков все финансовые органы городов и районов области остро испытывали нехватку квалифицированных специалистов. В 1945 году штат аппарата областного финансового отдела был рассчитан на 65 человек, однако на деле был принят только 21 сотрудник. Более того, только один из них имел высшее финансово-экономическое образование. Штат аппарата окружных, городских и районных финансовых отделов был рассчитан на 1093 сотрудников, однако на работу смогли принять 912 специалистов. Пятеро имели высшее финансово-экономическое образование, основная же часть специалистов была с незаконченным средним или даже начальным образованием.

Рост нагрузки

Несмотря на значительный объем работ, в 1951 году штат финорганов был сокращен на 44 единицы. В частности, на 31 единицу уменьшился налоговый аппарат. Впоследствии недостаток налоговых работников отрицательно сказался на практической налоговой работе. На одного налогового инспектора стало приходиться в среднем 1727 плательщиков, 24 организации, а на налогового агента — 425 плательщиков сельхозналога и налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР. На одного счетного работника приходилось почти 3,5 тысячи лицевых счетов. В отдельных районах нагрузка значительно превышала указанные показатели. 150 сельских советов агентов не имели и обслуживались другими сельсоветами, что значительно затрудняло сбор налогов с населения.

С начала 1970-х годов финансовые органы начали также оценивать рентабельность производства товаров народного потребления. Облфинотдел сообщал об утверждении цен, давал указания об установлении контроля за уровнем рентабельности и систематически запрашивал о ней информацию. Также отдел вносил предложения о предоставлении льгот по налогу с оборота для товаров местных предприятий.

Преобразования

До 1980-х годов структура финансового отдела облисполкома существенно не менялась. Однако 6 декабря 1982 года решением исполнительного комитета Новгородского областного Совета народных депутатов № 528 финансовый отдел облисполкома был преобразован в финансовое управление. Начальником нового подразделения назначили Алексея Федоровича Лигина. Штатная численность финансового управления на начало 1983 года составляла 84 единицы. Количество реально работающих сотрудников равнялось 76, из них уже 41 человек имел высшее финансово-экономическое образование. В городах и районах области работали 24 финансовых органа (штатная численность составляла 348 человек, списочная — 341 человек, из них только 45 человек имели высшее финансово-экономическое образование).

В 1990 году в стране появилась единая налоговая служба. Естественно, и в нашем регионе было создано ее подразделение — Государственная налоговая инспекция по Новгородской области. Комитет финансов передал ей свои налоговые функции.

13 декабря 1991 года постановлением администрации Новгородской области № 23 «О реорганизации органов государственного управления области» было упразднено финансовое управление облисполкома и на его базе образован комитет финансов области. Его штатная численность составляла 63 единицы. Позднее комитет финансов был преобразован в департамент, а потом и в Министерство финансов области.

На сегодняшний день штатная численность Министерства финансов Новгородской области составляет 51 человек. Все работники имеют высшее образование. Средний возраст сотрудников Минфина — 46 лет. В состав министерства входят департамент бюджетной политики, департамент доходов бюджета и анализа инвестиционной деятельности, отдел финансирования агропромышленного комплекса и производственной сферы, департамент непроизводственной сферы, департамент социальных выплат и административных органов, департамент бухгалтерского учета и отчетности, департамент контроля.

Структура доходов

За прошедшие 80 лет неоднократно изменялась структура доходов бюджета области.

В 1941 году, с началом Великой Отечественной войны, была установлена стопроцентная ставка к подоходному и сельскохозяйственному налогам. С 1942 года эта надбавка была заменена специальным военным налогом, который был отменен в 1946 году.

В 50-е годы налоги с предприятий и организаций составляли лишь 2% доходов бюджета. В 60-е годы основной доход приносили денежные накопления, поступающие от государственных предприятий и общественных организаций.

В 1971–1975 годах в стране были снижены налоги, взимаемые с населения. Отменены налоги с заработной платы рабочих и служащих, получающих до 70 рублей в месяц. В 80-е заметным доходным источником стали местные налоги: с владельцев строений, транспортных средств, а также земельный налог.

Серьезные изменения принесли 90-е годы. В июне 1990 года президент СССР М. С. Горбачев подписал Закон «О налогах с предприятий, объединений и организаций». С него начался переход от единства налоговой политики к ее децентрализации. И после распада СССР в дополнение к налогам, установленным федеральным законодательством, органы власти субъектов РФ и местные органы власти могли устанавливать и вводить в действие любые налоги без ограничения их размера.

Сегодня в это уже сложно поверить, но с 1941 по 1992 год в стране существовал налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. К примеру, в 1944 году к обложению этим налогом в Новгородской области привлекалось 66,4 тысячи человек, или 39,1% от общего числа работающих граждан.

Современная структура доходов бюджета Новгородской области схожа с тем, что было в 1990 году, в одном: основную долю по-прежнему занимают налог на прибыль (налог с оборота) и налог на доходы физических лиц (подоходный налог) (рисунки 1 и 2). Также заметную долю доходов региона всегда составляли безвозмездные поступления из бюджета вышестоящего уровня. Так, например, в 1945 году доля дотации из республиканского бюджета составляла 30,4%. В настоящее время также около 30% приходится на безвозмездные поступления из федерального бюджета.

Трудности современного периода

В связи с недостаточностью собственных средств на выполнение всех расходных обязательств в 2008–2017 годах область накопила значительный объем государственного долга — 15,8 миллиарда рублей. Долговая нагрузка за эти годы выросла в 5,6 раза — с 13,4 до 74,6%.

В последние годы ситуация стабилизировалась. В 2021–2022 годах мы заместили кредиты банков в сумме 7,8 миллиарда рублей бюджетными кредитами и сократили долговую нагрузку с 45,8 до 40,8%.

Новгородская область активно использует инструменты инфраструктурного меню. В 2022–2023 годах привлечены 0,5 миллиарда рублей инфраструктурных бюджетных кредитов и 1,3 миллиарда рублей специальных казначейских кредитов на реализацию проектов по модернизации систем коммунальной инфраструктуры и покупке автобусов. Долговая политика области направлена на сдерживание роста госдолга области и минимизацию расходов на его обслуживание. На 1 сентября 2024 года государственный долг составил 19,6 миллиарда рублей, или 47,1% от собственных доходов. Однако вся сумма долга — это бюджетные кредиты. Задолженности по банковским кредитам, ценным бумагам и государственным гарантиям у нашего региона нет. Планируем поэтапное сокращение госдолга области за счет участия в программе списания двух третей задолженности регионов по бюджетным кредитам.

Смотрим в будущее

Можно много говорить и о современных достижениях области. Но мы решили рассказать о направлении, которое дает колоссальные результаты. С 2018 года наше министерство работает над проектом по повышению финансовой грамотности населения.

Как известно, в конце 2023 года Правительство РФ приняло новую Стратегию повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года. С учетом положений стратегии и методических рекомендаций Минфин Новгородской области разработал новый паспорт проекта на период до 2030 года. Он уже утвержден губернатором Новгородской области А. С. Никитиным. Наша цель — обеспечение к 2030 году охвата не менее 200 тысяч граждан информационно-коммуникационной кампанией по финансовому просвещению, в том числе образовательно-просветительскими мероприятиями в сфере финансовой грамотности. Доля учащихся школ и студентов колледжей, которые освоили элементы финансовой грамотности в рамках обучения по образовательным программам, к 2030 году должна достигнуть 100%. Помимо паспорта проекта эти показатели включены в ежегодный мониторинг в рамках оценки качества управления региональными финансами.

Финансовая грамотность важна для всех категорий граждан. В наших обучающих мероприятиях — а только в этом году их прошло уже более трех тысяч — участвуют и воспитанники детских садов, и ученики школ, и дети-сироты, и взрослое население, люди пожилого возраста, а также представители малого и среднего бизнеса. Результаты налицо: по сравнению с прошлым годом в Новгородской области на 0,7 процентного пункта сократилась доля просроченной задолженности по кредитам среди населения (рисунок 3). Объем вкладов (депозитов) и других привлеченных средств физических лиц увеличился на 24,5 миллиарда рублей (рисунок 4).

Более того, последние социологические исследования показали высокий уровень финансовой грамотности среди населения Великого Новгорода и Новгородской области. Большинство наших граждан достаточно образованны, умеют распоряжаться своими средствами, имеют базовые знания в сфере финансов и готовы их повышать.

Реализация проекта отмечена и на федеральном уровне. Региональные практики Новгородской области «Финансовый волейбол» и информационно-профилактическая акция «СтопМошенник» в 2023 году вошли в каталог лучших региональных практик по повышению финансовой грамотности. Две региональные практики направлены на включение в каталог и в этом году: проведение викторины «Путешествие в мир финансов» для школьников и воспитанников детей школы-интерната, флешмоб финансового просвещения «Урок финграма для соседа».

Поделиться