Предварительная оценка исполнения федерального бюджета за 2024 год
По итогам 2024 года федеральный бюджет исполнен в соответствии с целевыми параметрами – первичный структурный дефицит с поправкой на сальдо бюджетных и межгосударственных кредитов в 2024 году составил 2 956 млрд рублей (в пределах целевых 3,1 трлн рублей). Дефицит федерального бюджета в 2024 году по оценкам сложился в размере порядка 1,7% ВВП, а ненефтегазовый дефицит в пределах 7,3% ВВП.
По предварительной оценке, объем доходов федерального бюджета в 2024 году составил 36 707 млрд рублей, что на 26% выше объема поступления доходов за 2023 год. При этом в части поступления ключевых ненефтегазовых доходов как федерального бюджета (+26% г/г), так и бюджетной системы в целом (+19% г/г) наблюдается устойчивая положительная динамика.
Ненефтегазовые доходы федерального бюджета составили 25 576 млрд рублей и увеличились на 26,0% г/г. Объем ненефтегазовых доходов по итогам 2024 года значимо превысил оценки, заложенные при формировании закона о бюджете 2025-2027 гг. (№419-ФЗ), в том числе в части крупнейших налоговых источников (оборотные налоги). Это формирует устойчивую базу для дальнейшей опережающей динамики соответствующих доходов.
Нефтегазовые доходы составили 11 131 млрд рублей, превысив показатели аналогичного периода предыдущего года на 26,2% г/г. Нефтегазовые доходы устойчиво превышали их базовый уровень в течение года, и по его итогам дополнительные нефтегазовые доходы составили 1 300 млрд рублей.
По предварительной оценке, объем расходов федерального бюджета за 2024 год составил 40 192 млрд рублей, превысив показатели предыдущего года на 24,2% г/г. В соответствии с переходными положениями «бюджетного правила» в 2024 году расходы исполнены исходя из размера первичного структурного дефицита в пределах 3,1 трлн рублей.
При этом увеличение расходов в конце года за счет дополнительных ненефтегазовых доходов было частично направлено на авансовое перечисление отдельных расходов, предусмотренных на 2025 год. Это будет обеспечивать повышенную гибкость управления структурой предельных бюджетных ассигнований в текущем году, в том числе в свете возможного увеличения обязательств федерального бюджета, зависящих от значения ключевой ставки, вследствие повышения Банком России ее прогнозной траектории в 2025 году.
Таким образом, исполнение федерального бюджета в соответствии с параметрами первичного структурного дефицита, определенного в рамках переходного периода 2024 года, наряду с использованием/формированием средств ФНБ в рамках механизма «бюджетного правила» обеспечило устойчивость бюджетной системы, стабильный уровень заимствований и государственного долга (14,5% ВВП в 2024 году).