Администрация Перми взаимодействует с жителями города на всех этапах бюджетного процесса. Общественность заинтересована как в формировании расходной части бюджета, так и в контроле бюджетных трат. Выстраивание диалога с гражданами, а также исполнение бюджета и перспективные направления увеличения доходов мы обсудили с начальником Департамента финансов администрации города Перми Верой Сергеевной Титяпкиной.
Город Пермь — победитель XVII Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами», номинация «За открытость и прозрачность управления финансами»
— Вера Сергеевна, перед тем как перейти к особенностям бюджета Перми 2025 года, расскажите кратко об итогах года прошедшего.
— По итогам 2024 года обеспечено сбалансированное исполнение доходов и расходов городского бюджета. Доходы поступили в объеме 60 миллиардов рублей, из них собственные доходы — 34 миллиарда рублей. План по сбору доходов исполнен на 104 процента. Относительно поступлений 2023 года собственные доходы бюджета увеличились на 21 процент, или 6 миллиардов рублей.
По основному бюджетообразующему доходному источнику — налогу на доходы физических лиц — поступления составили 20 миллиардов рублей. Относительно 2023 года поступления увеличились на 26 процентов, или на 4 миллиарда рублей. Имущественные налоги — это земельный налог и налог на имущество физических лиц — поступили в объеме 2,4 миллиарда рублей и 1,4 миллиарда рублей соответственно. Несмотря на введение моратория на увеличение кадастровой стоимости земельных участков, во втором полугодии 2024 года сложилась положительная динамика поступлений по земельному налогу. По итогам года рост составил 15 процентов относительно поступлений 2023 года. По налогу на имущество физических лиц также ежегодно обеспечивается прирост поступлений: в 2024 году он составил 10 процентов. Считаю, что это достойный результат.
Положительная динамика была и у неналоговых доходов. Объем поступлений составил 7,9 миллиарда рублей, или 103 процента к плановым назначениям. По сравнению с 2023 годом поступления увеличились на 11 процентов, или 752 миллиона рублей. Отмечу, что наибольшую долю в неналоговых доходах — 5,1 миллиарда рублей — составила плата за проезд пассажиров в городском общественном транспорте. Это особенность бюджетного процесса города Перми. В 2019 году наша транспортная отрасль перешла на новый порядок финансирования, предусмотренный Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 220‑ФЗ, через заключение брутто-контрактов. Финансовая модель отрасли выстроена таким образом, что плата за проезд в общественном транспорте уже шесть лет поступает в бюджет Перми.
Расходы городского бюджета в 2024 году достигли 56,7 миллиарда рублей. Бюджет развития составил 16,5 миллиарда рублей. Эти средства направлены на бюджетные инвестиции, ремонт объектов социальной сферы и благоустройство города.
Также важно отметить участие города в федеральных программах, так как они позволяют нам сделать значительный рывок в развитии. Так, в прошлом году город принял участие в реализации пяти национальных проектов: «Безопасные качественные дороги», «Жилье и городская среда», «Образование», «Демография» и «Культура». В общей сложности на реализацию мероприятий было направлено 3,9 миллиарда рублей. Благодаря участию в нацпроектах в 2024 году построено здание школы на 1050 мест, приобретено оборудование для трех учреждений спорта и четырех музыкальных школ города, с использованием современных технологий оборудована одна муниципальная библиотека, отремонтировано 12 дорожных объектов, пять километров трамвайных путей, поставлено 14 новых трамвайных вагонов для муниципального транспортного предприятия. Также мы благоустроили 49 дворовых территорий, ввели в эксплуатацию два многоквартирных жилых дома для переселения граждан из аварийного жилья.
— Какие новшества содержит текущий бюджет города на
— Основная особенность — это разработка муниципальных программ в новом формате. При формировании бюджета на
Программы разделены на проектную и процессную части исходя из направлений расходов. В проектной части отражены мероприятия национальных и региональных проектов, бюджетные инвестиции и мероприятия развития. Текущие расходы включены в процессную часть программы. Структурные элементы процессной части программ сформированы с учетом расходных обязательств, принятых по вопросам местного значения. Это позволило более системно и единообразно сформировать направления расходов и оптимизировать структуру муниципальных программ.
За счет применения отраслевого подхода количество муниципальных программ сократилось с 20 до 15. Доля программных расходов бюджета в 2025 году составляет 95 процентов. С переходом на новые программы у нас появилась возможность в составе расходов бюджета выделять муниципальные проекты — это наиболее значимые направления расходов, направленные на развитие города.
Еще одной новацией при формировании бюджета Перми стал переход на проведение отборов получателей субсидий, предоставляемых юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, некоммерческим организациям в системе «Электронный бюджет». В 2024 году мы провели таким образом отборы по федеральным средствам на благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов. Начиная с 2025 года через площадку идут отборы по всем субсидиям, предоставляемым из бюджета города.
По восьми субсидиям в социальной сфере приняты решения о порядке их предоставления в соответствии с едиными правилами Правительства РФ № 1780 в форме правовых актов главных распорядителей бюджетных средств. Преимуществ у такого подхода несколько — это упрощение процедуры и сокращение сроков для принятия правовых актов ГРБС, сокращение сроков заключения соглашений и предоставления отчетов об использовании субсидий, отсутствие необходимости актуализации правовых актов, устанавливающих порядки предоставления субсидий.
— Приходится привлекать средства для покрытия дефицита бюджета?
— Бюджет Перми на 2025 год запланирован с небольшим дефицитом в 1 миллиард рублей (три процента от собственных доходов бюджета), на 2026 год — около 600 миллионов рублей (1,7 процента от доходов бюджета). Сложившийся в последние годы рост поступлений доходов позволяет по итогам года не привлекать заемные средства.
Мы проводим взвешенную долговую политику, направленную на сохранение безопасного уровня долговой устойчивости. На начало года муниципальный долг составил 2,8 миллиарда рублей. Если говорить о его структуре, то это бюджетные кредиты, предоставленные за счет средств бюджета Пермского края и федерального бюджета. Кредиты были привлечены в
— Какие отрасли экономики влияют на поступление налоговых доходов? Значительную ли долю в доходах занимают поступления от МСП?
Пермь — крупный промышленный город. Основной объем налоговых поступлений приходится на предприятия обрабатывающих производств, в том числе металлургию, изготовление авиадвигателей, машин и оборудования, добычу и переработку нефти и газа, а также на предприятия строительной сферы. Треть налоговых поступлений НДФЛ формирует малый и средний бизнес. В Перми зарегистрировано 61,1 тысячи субъектов МСП. Неплохой показатель, но мы прилагаем все усилия, чтобы он рос.
Поддержка малого и среднего бизнеса оказывается в рамках муниципальной программы «Экономическое развитие города Перми». Город предоставляет имущественную, консультационную и информационную поддержку. На базе МКУ «Пермский бизнес-инкубатор» ежегодно проходят мероприятия, направленные на оказание помощи вновь созданным субъектам предпринимательства: начинающим предпринимателям оказывают методическую поддержку для эффективной организации и ведения бизнеса, помогают с регистрацией и получением лицензий, заполнением бухгалтерских и налоговых отчетов.
— Пермь ввела туристический налог. Какие бюджетные доходы планируете получить от этой меры?
— Начиная с 2023 года,
С 1 января 2025 года на территории города Перми введен туристический налог. Ставка налога составляет один процент. Дополнительно к установленным Налоговым кодексом льготам у нас от налога освобождены дети в возрасте до 18 лет, а также жители Пермского края. В бюджете запланированы поступления от нового доходного источника в 2025 году в сумме 53 миллиона рублей, в
Доходы от налога будут направлены на развитие туристической инфраструктуры для повышения качества отдыха и привлечения новых гостей.
— Какими методами вы пользуетесь при прогнозировании поступлений туристического налога?
— Прогнозирование налога осуществлялось на основе данных статистической отчетности
— Вера Сергеевна, в 2024 году город стал сильнейшим в сложной номинации «За открытость и прозрачность управления финансами» Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами». Поздравляем вас с победой в конкурсе. Что для вас значит открытость?
— Доступность информации о бюджете помогает гражданам понимать цели, задачи и функции органов местного самоуправления. Какие результаты работы ждать от органов власти, а также более объективно оценить их деятельность. Ведь с ростом прозрачности нашей работы увеличивается уровень доверия жителей к органам власти. Поэтому обеспечение открытости бюджетного процесса — важнейший приоритет нашей работы.
Сегодня органам МСУ на помощь пришли новые технологии. В городе еще в 2013 году была создана информационная система «Публичный бюджет города Перми». Это портал в сети интернет, доступный абсолютно всем пользователям. Информация на портале представлена в простой и доступной форме. В системе мы публикуем подробные данные о бюджете, информируем граждан обо всех этапах бюджетного процесса Перми и полномочиях его участников. Бюджет для граждан представлен в разрезе муниципальных программ с отражением запланированных результатов и объема расходов на их достижение. Есть и отдельный аналитический модуль, позволяющий систематизировать показатели бюджета, строить инфографику по бюджетным данным.
Порталом «Публичный бюджет» пользуются в первую очередь жители нашего города, для которых размещаемая информация имеет наибольшую ценность. Значительное число посещений приходится на школьников и учителей, студентов высших и средних учебных заведений. Интернет-метрики фиксируют заинтересованных пользователей и из других городов и даже стран.
Так как мы говорим о победе в конкурсе, не могу не воспользоваться случаем и не отметить слаженную работу всего коллектива Департамента финансов Перми. Профессия финансиста требует высочайшей квалификации и непрерывного развития. Мы должны идти в ногу со временем и в условиях цифровой трансформации видеть ее потенциал для нашей работы, понимать, как применять новые технологии в процессах государственного и муниципального управления.
Как руководитель могу сказать, что профессионализм, ответственность, грамотная и слаженная командная работа, нацеленная на общий результат, являются главными составляющими в работе сотрудников департамента. Более того, мы всегда готовы к обмену опытом и сотрудничеству с коллегами. Например, регулярно обмениваемся практиками, наработками и анализами бюджетных показателей с коллегами из ближайших городов: Екатеринбурга, Уфы и Казани.
— Вы упомянули важность не только информирования, но и диалога с населением. Как он организован в Перми?
— Администрация города особое внимание уделяет информационной открытости. Ежедневно рассказываем жителям о проводимых мероприятиях и реализуемых на территории города проектах на официальном сайте Перми и через наши аккаунты в социальных сетях. Большое внимание уделяем вовлечению жителей в публичные слушания проекта бюджета и годового отчета об исполнении главного финансового документа города. Мы проводим слушания в очном формате, что позволяет жителям, председателям и активистам ТОС, представителям общественных объединений ветеранов, инвалидов, религиозных организаций высказать свое мнение по вопросам формирования и исполнения бюджета.
Жители города принимают активное участие в подготовке и реализации проектов инициативного бюджетирования. В Перми реализуются две формы инициативных проектов: краевой механизм инициативного бюджетирования и городская форма поддержки проектов. В прошлом году пермяками подготовлено 49 проектов, из них 24 проекта прошли конкурсный отбор. В 2025 году объем финансирования инициативных проектов из бюджета города составит 40 миллионов рублей.
В числе проектов, которые будут реализовываться в текущем году: обустройство молодежных и игровых медиапространств в общественных центрах, благоустройство скверов и зон отдыха по месту жительства, обустройство спортивных площадок, велосипедных дорожек и воркаут-площадок. Жители города ежегодно участвуют в отборе парков и скверов, на территории которых планируется выполнить работы по благоустройству и озеленению. Особое внимание мы уделяем и благоустройству территорий индивидуальной жилой застройки. В частном секторе проходит ремонт дорог и тротуаров, строительство детских игровых и спортивных площадок.
Активное участие в работе с населением принимают территориальные общественные самоуправления Перми. Для повышения финансовой грамотности жителей города ТОС проводят онлайн-трансляцию подготовленных Банком России вебинаров в общественных центрах города. В 2024 году участие в мероприятиях приняли все общественные самоуправления города, было привлечено более тысячи человек.
Ежегодно в Перми проводится комплексный социологический опрос, одной из тем которого является определение уровня информированности жителей о бюджете. Анализируя результаты опроса, мы видим заинтересованность экономически активного населения как в планировании бюджета, так и в осуществлении контроля за его исполнением.
Подготовила А. Ю. Ольховая