Ряд отраслей экономики России с 2022 года увеличили свою производственную зависимость от импорта после введения санкций, хотя в большинстве секторов эта зависимость снизилась, а общая производственная зависимость от импорта уменьшилась почти в полтора раза. К таким выводам пришли авторы статьи “Производственная зависимость от импорта в регионах России после 2022 года”, опубликованной в последнем номере журнала Новой экономической ассоциации, сообщает РБК. Авторами статьи выступают эксперты РАНХиГС Дмитрий Землянский и Валерия Чуженькова.
В статье рассматриваются изменения уровня производственной зависимости от импорта сырья, материалов и комплектующих по отраслям и регионам. Период исследования — 2022 и 2023 годы, анализ произведен на основе данных Росстата, уточняют авторы.
Согласно анализу, наибольшее увеличение производственной зависимости от импортной промежуточной продукции за этот период продемонстрировали:
-
добыча угля (плюс 5 процентных пунктов к 2021 году);
-
производство табачных изделий (плюс 4,3 п.п.);
-
деятельность в области информации и связи (плюс 2,1 п.п.);
-
производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях и ветеринарии (плюс 0,7 п.п.);
-
производство текстильных изделий (плюс 0,2 п.п.).
Авторы статьи проводили исследование на основе данных Росстата о материальных затратах крупных и средних предприятий. В качестве основного подхода в работе выбран анализ производственной зависимости от импорта. Показатель рассчитывается как доля импорта в расходах предприятий на сырье, материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия для производства и продажи продукции (товаров, работ, услуг). В качестве источника данных использовалась информация Росстата, размещенная в наборе данных “Затраты на производство и реализацию продукции (товаров, работ, услуг)”. Эта статистика формируется на основе информации, которую предоставляют организации крупного и среднего бизнеса.
Основной причиной прироста зависимости, по мнению авторов статьи, является повышение стоимости закупаемых узлов, сырья и комплектующих на фоне падения курса рубля, а также из-за увеличения затрат на логистику. Кроме того, стоит отметить, что для данных отраслей характерен высокий уровень зависимости от импортного оборудования.
Максимальное сокращение зависимости от импортных материалов и комплектующих, по подсчетам авторов статьи, произошло в следующих секторах экономики:
-
производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (минус 26,1 п.п. к уровню 2021 года);
-
производство компьютеров, электронных и оптических изделий (минус 17,5 п.п.);
-
производство кожи и изделий из кожи (минус 9,4 п.п.);
-
рыболовство и рыбоводство (минус 8,3 п.п.);
-
производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки (минус 8,1 п.п.).
Эти данные могут свидетельствовать о первых успехах политики импортозамещения, для реализации которой в последние годы вводилось большое число мер поддержки, отмечают авторы статьи.
В публикации говорится, что вплоть до 2022 года основной вклад в увеличение зависимости производства от импорта вносили предприятия иностранной собственности за счет расширения объемов и роли в импорте. В последние годы происходит сокращение как объемов, так и вклада компаний иностранной и совместной собственности в импорте комплектующих и сырья. По подсчетам авторов статьи, в 2023 году доля затрат зарубежных компаний в России на приобретение сырья, материалов и комплектующих составила 8,4%, что почти в два раза меньше показателя 2017 года.
В целом же общая производственная зависимость от импорта снизилась в 2022–2023 годах почти в полтора раза, отмечается в статье.