По предварительной оценке, объем доходов федерального бюджета в первом квартале 2025 года составил 9 050 млрд рублей, что на 3,8% выше объема поступления доходов в первом квартале 2024 года, сообщает сайт ведомства. При этом в части поступления ключевых ненефтегазовых доходов как федерального бюджета (+11% г/г), так и бюджетной системы в целом (+11% г/г) наблюдается устойчивая положительная динамика.
Ненефтегазовые доходы федерального бюджета составили 6 408 млрд рублей (+10,6% г/г), несколько превысив плановый уровень, что формирует устойчивую базу для дальнейшего опережающего роста доходов. Рост поступлений оборотных налогов, включая НДС, в первом квартале составил 9,4% по сравнению с первым кварталом прошлого года.
В целом траектория поступления ненефтегазовых доходов в первом квартале текущего года наряду с более высоким уровнем налоговой базы прошлого года формируют предпосылки для значимого превышения динамики, заложенной при формировании закона о бюджете (№ 419-ФЗ от 30 ноября 2024 года).
Нефтегазовые доходы составили 2 642 млрд рублей, что меньше показателей аналогичного периода предыдущего года (на 9,8% г/г) преимущественно вследствие единовременного поступления доплаты по НДПИ на нефть в феврале 2024 года, а также снижения средней цены на нефть. Поступление нефтегазовых доходов в первом квартале текущего года при этом сложилось на уровне, превышающем их базовый размер, однако существуют риски их снижения вследствие ослабления ценовой конъюнктуры.
Накопление дополнительных нефтегазовых доходов в периоды благоприятной ценовой конъюнктуры и использование средств ФНБ на покрытие недополученных нефтегазовых доходов в соответствии с параметрами «бюджетного правила» обеспечивает устойчивость бюджетной системы к колебаниям в поступлении нефтегазовых доходов.
По предварительной оценке, объем расходов федерального бюджета по итогам первого квартала 2025 года составил 11 224 млрд рублей, что выше уровня предыдущего года на 24,5% г/г. Динамика исполнения расходов федерального бюджета замедлилась в феврале-марте (+9,1% г/г) после ускоренного финансирования расходов в январе 2025 года (+64,1% г/г), связанного с оперативным заключением контрактов и авансированием финансирования по отдельным контрактуемым расходам.
В целом, в 2025 году объем расходов федерального бюджета будет формироваться исходя из предельного размера бюджетных ассигнований, утвержденных в законе о бюджете
и размера дополнительных ненефтегазовых доходов в случае их формирования в течение года.
При этом отдельные расходы текущего года профинансированы за счет авансового перечисления дополнительных ненефтегазовых доходов, сформированных в конце 2024 года. Это будет обеспечивать повышенную гибкость управления структурой предельных бюджетных ассигнований в текущем году, в том числе в свете возможного увеличения обязательств федерального бюджета, зависящих от значения ключевой ставки, вследствие повышения Банком России ее прогнозной траектории в 2025 году.
По итогам первого квартала 2025 года федеральный бюджет сложился с дефицитом в размере 2 173 млрд рублей, что на 1 878 млрд рублей ниже уровня аналогичного периода прошлого года. Это, главным образом, обусловлено опережающим финансированием расходов в январе текущего года и не повлияет на исполнение целевых параметров структурного баланса на 2025 год в целом. При этом в марте текущего года федеральный бюджет сложился с профицитом.