Версия для печати 79 Материалы по теме
Опыт использования обращений граждан в контрольной деятельности

Прозрачность и подотчетность органов власти перед населением сегодня приобретают все большее значение — интерактивное взаимодействие государства и общества уже сейчас играет важную роль в государственном управлении. Эффективная система обратной связи с гражданами становится значимым источником информации при осуществлении контрольно-надзорной деятельности.

Мурат Русланович Жане, руководитель Управления Федерального казначейства по Республике Адыгея

Екатерина Сергеевна Новохатка, специалист 1 разряда контрольно-ревизионного отдела в финансово-бюджетной сфере Управления Федерального казначейства по Республике Адыгея

Интерактив с гражданами

В России цифровая инфраструктура включает в себя такие платформы, как «Госуслуги», региональные системы обратной связи, например «Добродел» и «Наш Санкт-Петербург», а также системы мониторинга социальных сетей и горячих линий. Эти инструменты позволяют не только принимать обращения, но и анализировать их для выявления системных проблем и оперативного реагирования на запросы граждан, формируя многоканальную сеть коммуникаций, открывающую новые возможности для совершенствования контрольных механизмов.

В свою очередь, на современном рынке можно найти модули и технологии для автоматизированного сбора и анализа обращений граждан (Brand Analytics, YouScan, Social Listening), которые мониторят упоминания в социальных сетях и на различных сайтах. Эти инструменты могут обнаруживать комментарии и жалобы населения в открытых источниках, автоматически анализировать их тональность и тематику. В том числе существуют системы автоматической обработки текста (NLP), основанные на искусственном интеллекте, — они могут быть использованы для автоматической классификации обращений по категориям, выделения ключевых слов, определения тональности и выявления проблемных тем.

Осознавая значимость обратной связи, Казначейство России стремится использовать все доступные инструменты для повышения эффективности контрольной работы, особенно в рамках проверок национальных и федеральных проектов. Такой подход в значительной степени способствует дальнейшему развитию контрольной деятельности, при осуществлении которой сегодня, к сожалению, можно отметить разрозненность источников поступления обращений граждан. С одной стороны, запросы в территориальные органы Федерального казначейства направляются по официальным каналам коммуникаций, в рамках которых происходит учет обращений и их дальнейшая обработка. С другой стороны, при проведении контрольных мероприятий, связанных со строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом и содержанием автомобильных дорог, все чаще возникает необходимость поиска информации об обращениях граждан из внешних источников (из социальных сетей, на специализированных сайтах, от общественных организаций).

Такие обращения выступают важным индикатором проблем и нарушений в работе государственных структур, позволяя своевременно реагировать на нецелевое использование бюджетных средств, коррупционные проявления и неэффективное управление ресурсами. Они могут сигнализировать о нарушениях на самых ранних стадиях, позволяя контрольным органам оперативно реагировать и предотвращать серьезные последствия.

Автоматизация обработки обращений дает возможность сократить время на подготовку к проведению контрольных мероприятий, а анализ данных из обращений может стать действенным элементом рискориентированного подхода в контрольной деятельности. Очевидно, что назрела потребность в интеграции всех разрозненных систем и создании единой платформы, которая будет эффективно и открыто анализировать обращения из всех источников.

Поделиться