Версия для печати 373 Материалы по теме
Централизация экономии бюджетных средств

При планировании бюджета города одна из самых сложных задач — найти баланс между доходами и расходами, соблюдая при этом требования бюджетного законодательства. А работа по исполнению бюджета требует от финансистов не только постоянного контроля, но и совершенствования механизмов управления бюджетными средствами в течение финансового года и планового периода. Одним из таких механизмов, по мнению магнитогорских финансистов, стала координация и централизация экономии бюджетных средств, возникающей в ходе исполнения бюджета города, в том числе по результатам конкурентных процедур.

Лилия Раисовна Абрамова, начальник Управления финансов администрации города Магнитогорска Челябинской области

Логика внедрения

Исполнение бюджета предполагает активный поиск и использование внутренних резервов — оптимизацию расходов, повышение эффективности использования ресурсов и сокращение издержек. Итогом таких поисков стал механизм централизации учета экономии бюджетных средств. До момента его введения финансисты Магнитогорска владели в основном только теми данными, которые предоставляли главные распорядители бюджетных средств. Аналитика по фактической экономии поступала на нерегулярной основе, исключительно по инициативе муниципальных заказчиков и на основании только их учетных данных. Зачастую она была необоснованно растянута во времени. Все это затрудняло перераспределение бюджетных ассигнований, выделение дополнительных средств на финансирование приоритетных для жителей города направлений. По факту сэкономленные в ходе исполнения бюджета города средства не были эффективно использованы.

В сложившихся условиях главой Магнитогорска была поставлена задача усовершенствовать механизм управления бюджетными средствами в течение финансового года. С этой целью финансисты муниципалитета разработали новую методику централизованного учета сэкономленных средств. В систему учета был введен новый функциональный дополнительный код расходов — ДопФК 111. По данному коду в рамках автоматизированной системы, которую используют в муниципалитете, ГРБС учитывают экономию средств местного бюджета. Также был разработан и утвержден правовой акт администрации города, определяющий механизм взаимодействия финансового органа и главных распорядителей по учету этих средств.

Главные распорядители ежемесячно (не позднее пятого числа месяца, следующего за отчетным) предоставляют заместителю главы города информацию об экономии бюджетных средств. Размер экономии определяется как:

  • разница между начальной (максимальной) ценой контракта и ценой контракта, заключенного в соответствии с требованиями Федерального закона № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  • разница между начальной (максимальной) ценой контракта и лимитами бюджетных обязательств, доведенными в установленном порядке на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд;
  • объем сокращенной (прекращенной) потребности в товарах, работах и услугах.

Актуальность и корректность данных, представляемых по итогам отчетных периодов, обеспечивает в том числе еженедельная сверка учтенных на ДопФК 111 показателей. Ее непосредственно выполняют управление финансов и являющееся уполномоченным органом управление муниципального заказа администрации города.

Эффекты применения

Централизация и нормативное правовое регулирование учета сэкономленных средств расширяет возможности принятия быстрого и гибкого решения по своевременному перераспределению средств и направлению их на финансирование приоритетных для жителей города проектов. Также новый механизм позволяет повысить финансовую дисциплину и качество планирования расходов, способствует соблюдению принципа эффективного использования бюджетных средств.

Централизация экономии бюджетных средств, утвержденных в бюджете города на выполнение муниципального задания, формирует денежный ресурс, который администрация целенаправленно использует для реализации мероприятий, нацеленных на развитие муниципальных учреждений. При этом объем муниципальных заданий остается неизменным в пределах утвержденного бюджета, что позволяет обеспечить устойчивое развитие инфраструктуры учреждений и повышение качества предоставляемых услуг без увеличения финансовой нагрузки на бюджет. С введением данного механизма заместитель главы города по финансам и экономике, финансисты Магнитогорска стали владеть актуальной информацией о сложившейся экономии бюджетных средств на каждое число месяца не только в течение финансового года, но и на плановый период, если закупка была на этот период.

Кроме того, по поручению главы муниципалитета мы внедряем новую практику: ГРБС должны провести все закупочные процедуры до 1 апреля каждого года. Это касается не только текущего финансового года, но и планового периода. Эта мера решает несколько важных задач. Во-первых, позволяет выявить сэкономленные средства и направить их на решение местных проблем в рамках утвержденного бюджета. Во-вторых, помогает избежать избыточных расходов при планировании бюджета на следующий год, так как по многим вопросам местного значения уже приняты бюджетные обязательства.

Применение разработанного механизма учета экономии, своевременность проведения конкурсных процедур как на текущий финансовый год, так и на плановый период на практике уже приносят положительные результаты. Так, за 2023 год на реализацию приоритетных социально значимых расходов, на строительство и ремонт объектов муниципальной собственности с ДопФК 111 было распределено 1,1 миллиарда рублей, что составляет 5,3% от общих расходов бюджета города. В 2024 году эта сумма составила уже 2,06 миллиарда рублей, или 8,3%.

Также благодаря оптимизации расходов и экономии бюджетных средств в размере 225,3 миллиона рублей в прошлом году удалось отказаться от привлечения кредита на сумму 300 миллионов рублей. Оставшаяся часть была перекрыта за счет дополнительных доходов.

Перспективы развития

Несмотря на то что процесс учета экономии организован эффективно, во внедренном механизме есть вопрос, требующий решения. Так, информация о новой экономии в соответствии с утвержденным правовым актом поступает в финансовое управление города от ГРБС только один раз в месяц.

Мы активно работаем над решением этой проблемы, внедряя цифровые технологии в финансово-экономические процессы муниципалитета. Работаем над переходом на единую экосистему процессов планирования, закупок и финансирования, которая будет интегрирована с ЕИС в сфере закупок и другими информационными ресурсами. Это позволит автоматизировать взаимодействие между процессами, помогая выявлять экономию уже на этапе планирования закупки и по итогам конкурентных процедур.

Кроме того, главные распорядители и финансовый орган смогут получать информацию не только по итогам месяца, но и в любой момент времени. Это значительно улучшит качество бюджетного процесса в городе. Однако это тема для отдельной статьи. И после внедрения цифровых технологий мы будем готовы поделиться с коллегами своим опытом.


Поделиться: