Версия для печати 160 Материалы по теме
Централизация экономии бюджетных средств

При планировании бюджета города одна из самых сложных задач — найти баланс между доходами и расходами, соблюдая при этом требования бюджетного законодательства. А работа по исполнению бюджета требует от финансистов не только постоянного контроля, но и совершенствования механизмов управления бюджетными средствами в течение финансового года и планового периода. Одним из таких механизмов, по мнению магнитогорских финансистов, стала координация и централизация экономии бюджетных средств, возникающей в ходе исполнения бюджета города, в том числе по результатам конкурентных процедур.

Лилия Раисовна Абрамова, начальник Управления финансов администрации города Магнитогорска Челябинской области

Логика внедрения

Исполнение бюджета предполагает активный поиск и использование внутренних резервов — оптимизацию расходов, повышение эффективности использования ресурсов и сокращение издержек. Итогом таких поисков стал механизм централизации учета экономии бюджетных средств. До момента его введения финансисты Магнитогорска владели в основном только теми данными, которые предоставляли главные распорядители бюджетных средств. Аналитика по фактической экономии поступала на нерегулярной основе, исключительно по инициативе муниципальных заказчиков и на основании только их учетных данных. Зачастую она была необоснованно растянута во времени. Все это затрудняло перераспределение бюджетных ассигнований, выделение дополнительных средств на финансирование приоритетных для жителей города направлений. По факту сэкономленные в ходе исполнения бюджета города средства не были эффективно использованы.

В сложившихся условиях главой Магнитогорска была поставлена задача усовершенствовать механизм управления бюджетными средствами в течение финансового года. С этой целью финансисты муниципалитета разработали новую методику централизованного учета сэкономленных средств. В систему учета был введен новый функциональный дополнительный код расходов — ДопФК 111. По данному коду в рамках автоматизированной системы, которую используют в муниципалитете, ГРБС учитывают экономию средств местного бюджета. Также был разработан и утвержден правовой акт администрации города, определяющий механизм взаимодействия финансового органа и главных распорядителей по учету этих средств.

Главные распорядители ежемесячно (не позднее пятого числа месяца, следующего за отчетным) предоставляют заместителю главы города информацию об экономии бюджетных средств. Размер экономии определяется как:

  • разница между начальной (максимальной) ценой контракта и ценой контракта, заключенного в соответствии с требованиями Федерального закона № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  • разница между начальной (максимальной) ценой контракта и лимитами бюджетных обязательств, доведенными в установленном порядке на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд;
  • объем сокращенной (прекращенной) потребности в товарах, работах и услугах.