Версия для печати 62 Материалы по теме
Законодательные инициативы Новосибирской области. Поддержку предприятий можно сделать более эффективной

В конечном итоге государственная поддержка бизнеса всегда направлена на увеличение налоговых поступлений в бюджет. Однако для того, чтобы выстроить систему поддержки максимально эффективно и понимать отдачу, ГРБС субъектов РФ нужно обладать бо́льшим количеством данных, чем они имеют в данный момент.

Юлия Викторовна Фадина, начальник отдела бюджетной политики в сфере налоговых и неналоговых мер государственной поддержки Министерства финансов и налоговой политики Новосибирской области

На территории Новосибирской области действует ряд мер государственной поддержки субъектов предпринимательской деятельности. Это субсидии, налоговые льготы, отсрочки (рассрочки) по уплате задолженности или региональных налогов, срок уплаты которых не наступил, инвестиционный налоговый кредит, государственные гарантии.

При этом самой востребованной и популярной среди предпринимателей мерой господдержки, безусловно, является субсидия юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг на безвозмездной и безвозвратной основе. Она предоставляется в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса в целях возмещения недополученных доходов или финансового возмещения затрат в связи с производством и реализацией товаров.

Основных получателей таких субсидий из бюджета Новосибирской области можно разделить на две категории. Для первой категории субсидия имеет скорее компенсационный «социальный» характер. Это производители продукции агропромышленного комплекса. Вторая — те, кто направляет средства на развитие, расширение бизнеса, интенсификацию производства продукции, технологическое перевооружение, целью которого является получение предприятием дополнительной прибыли, что, как следствие, влечет за собой рост налоговых поступлений в бюджет.

Оценка налоговой отдачи

С 2022 года при формировании бюджета Новосибирской области на очередной финансовый год и плановый период при рассмотрении бюджетных инициатив по мерам государственной поддержки, направленным на развитие инвестиций, инноваций, промышленности, МСП и авиаперевозок, применяется специальный механизм. Он позволяет учитывать налоговую отдачу в разрезе направлений государственной поддержки в форме предоставления субсидий. В реализации этого механизма участвуют Министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства, Министерство экономического развития, Министерство транспорта и дорожного хозяйства и Министерство науки и инновационной политики Новосибирской области.

Применение механизма учета налоговой отдачи при рассмотрении вопросов предоставления государственной поддержки в период формирования бюджетных проектировок зарекомендовало себя как эффективный инструмент закрытия дополнительной потребности в бюджетных ассигнованиях. При этом средства, дополнительно предоставляемые на господдержку бизнеса, выводятся таким образом за рамки конкуренции с расходами социальной направленности. Это важно при фактической ситуации с нехваткой бюджетных ресурсов при формировании областного бюджета. ГРБС, в чьи компетенции входит поддержка регионального бизнеса, получили возможность пользоваться предложенным инструментом и на протяжении трех лет демонстрируют положительные результаты отдачи по налогам, формирующим областной бюджет. Я имею в виду налог на прибыль, на имущество, на доходы физических лиц, а также доходы бюджета от применения налогоплательщиками упрощенной системы налогообложения.