Версия для печати 40 Материалы по теме
Инклюзивные проекты. Передовые практики Малоярославецкого района в подготовке детей с особенностями развития

Малоярославецкий район Калужской области одержал победу в конкурсе «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами» благодаря успешному развитию инициативного бюджетирования. Однако особенно интересен тот факт, что администрация района не просто эффективно реализует проекты, привлекает спонсоров, работает с населением, но и то, что проекты ИБ стали важной вехой в развитии инклюзивного образования. Создание системы подготовки детей с особенностями в развитии мы обсудили с главой Малоярославецкой районной администрации Вячеславом Викторовичем Парфёновым.

Малоярославецкий район (Калужская область) — победитель XVIII Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами» в номинации «За лучшую организацию работы в области инициативного бюджетирования»

— Вячеслав Викторович, поздравляем с победой! Вы стали лучшими в организации инициативного бюджетирования.

— Я очень рад, что нас отметили именно в этой номинации. Инициативное бюджетирование сегодня — это важное направление работы любой администрации. Мы все работаем для людей, наших жителей, но именно при реализации инициативных проектов мы лучше всего понимаем реальные нужды населения.

Малоярославецкий район ежегодно принимает участие во всех программах инициативного бюджетирования, претворяемых в жизнь на региональном уровне. За период с 2019 по 2024 год на территории района было реализовано 107 инициативных проектов.

Еще более 30 получили поддержку в этом году. Общий объем финансирования проектов составил 53 миллиона рублей, из которых 3,5 миллиона рублей были привлечены из внебюджетных источников, включая средства спонсоров и населения.

Отдельно хочу отметить программу ИБ «Школьные инициативы», которая совсем недавно стартовала на региональном уровне. Наши дети сразу заинтересовались возможностями, которые она дает. И с 2023 года все 16 общеобразовательных учреждений Малоярославецкого района ежегодно принимают участие в «Школьных инициативах». На данный момент мы реализовали 48 школьных проектов. А с этого года у нас стартовала еще и поддержка молодежных инициатив. Юноши и девушки демонстрируют высокую активность и заинтересованность в предложенном формате, выступая с инициативами и предлагая к реализации социально значимые проекты.

dSu6CXQldYL9sLiN8B3KkeVEv9l9QoHmJLjVb6yj7e5dAjRnMcVImP66XNweAfuEqojnFALaxLYUgKyU1JRR-vRC.jpg

Социальный проект «Содействие»

В Малоярославецком районе был разработан инновационный социальный проект по созданию службы психолого-педагогического сопровождения семейного образования детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста «Содействие». Он получил грантовую поддержку от Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, учрежденного Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

На базе МДОУ Центр развития ребенка — детский сад № 6 «Синяя птица» открыт консультативный пункт и Лекотека для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста. Разработано положение о консультативном пункте, программа деятельности. На базе Лекотеки специалистами службы психолого-педагогического сопровождения проходят коррекционно-развивающие занятия в присутствии и с участием родителей, на которых взрослые получают практические навыки коррекционной работы с детьми.

Для родителей и особенных детей педагоги проводят туры выходного дня «Добрый день», включающие мастер-классы, эстафеты, инсценировки, творческие конкурсы, игры и консультирование.

Помимо региональных сегодня активно развивается и местная программа инициативного бюджетирования. В этом году с ее помощью поддержку из местного бюджета получили 19 проектов.

— Вы упомянули участие спонсоров. Какую помощь они оказывают?

Yct982mMMb0AGZwr-uhH2SRwteCdBTY-jtQBSX33jVFl5FMZB_Kgx5Yb7nscTGkedrTn1LHMGLn1-h17qY5Bb_93.jpg

— Да, как я уже сказал, значительный вклад в реализацию проектов вносят спонсоры, которым мы выражаем огромную благодарность. И чтобы никого не упустить, здесь я отмечу их как одну команду. Формы поддержки включают закупку необходимого оборудования, содействие в организации ремонта помещений, а также проведение благотворительных акций, приуроченных к Новому году, 1 сентября и Международному дню защиты детей.

Коммерческие предприятия и индивидуальные предприниматели демонстрируют готовность к поддержке социальных инициатив, оперативно реагируя на актуальные запросы и оказывая посильную помощь, и мы это очень ценим.

— Проявляет ли активность взрослое население?

— Безусловно. На то оно и инициативное бюджетирование. Нашим жителям интересны не только проекты благоустройства, как это часто бывает. Диапазон проектов крайне широк. Вошла в него и тема образования.

Так, уже в течение четырех лет на базе духовно-просветительского центра «София» при содействии Малоярославецкого Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря у нас реализуется программа выходного дня «Добрый день» для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста. Важно отметить, что в мероприятиях программы участвуют все члены семьи, а не только дети с особыми потребностями. Основой для ее запуска стала инициатива родительского сообщества.

— Малоярославец широко известен своим глубоким и конструктивным подходом к социализации и образованию детей с особенностями развития. Почему вы решили так активно развивать это направление?

— Потому что это то направление, которое важно нашим жителям. Статистические данные подтверждают наличие детей с ограниченными возможностями здоровья в каждом образовательном учреждении, причем данная категория обучающихся характеризуется значительным разнообразием. И на встречах с активными жителями и родительской общественностью мы серьезно прислушивались и прислушиваемся к их потребностям.

По инициативе родителей детей с особыми образовательными потребностями в процессе строительства нового здания Центра развития ребенка — детского сада № 6 «Синяя птица» была учтена необходимость создания группы компенсирующей направленности, которая начала функционировать в 2020 году. В настоящее время группу посещают 11 воспитанников с расстройствами аутистического спектра, интеллектуальными нарушениями, тяжелыми нарушениями речи и задержкой психоречевого развития. Для комплексного сопровождения семей организована работа консультативного пункта и Лекотеки, где специалисты проводят коррекционно-развивающие занятия с участием родителей.

В ответ на обращение родителей воспитанников компенсирующей группы о необходимости продолжения образования детей с аутизмом после детского сада была поставлена задача создания специальных условий в общеобразовательной Школе на Заре имени Ю. В. Медовой, введенной в эксплуатацию в апреле 2022 года. В сжатые сроки, до начала учебного года, в результате взаимодействия с партнерами и спонсорами были переоборудованы учебные помещения, установлены стеклянные перегородки для индивидуальных занятий, закуплено специализированное оборудование и мебель. И 1 сентября 2022 года в малоярославецкой Школе на Заре имени Ю. В. Медовой произошло важное событие: открылся ресурсный класс для детей с расстройствами аутистического спектра и интеллектуальными нарушениями. Это первый и пока единственный в Калужской области проект, реализующий инклюзивную образовательную модель «Ресурсный класс». Модель предусматривает размещение обучающихся в отдельном помещении с получением необходимой специализированной помощи и их постепенную интеграцию в общеобразовательные классы по индивидуальным планам.

В 2025/2026 учебном году по данной модели обучается 21 ребенок с особыми образовательными потребностями в различных форматах: два ресурсных класса (это 16 человек), малая подгруппа (три человека) и индивидуальное обучение (два человека). Работу обеспечивает команда специалистов, включая заместителя директора по инклюзии, учителей, социального педагога, педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, тьюторов и ассистентов.

В текущем году на реализацию программ инклюзивного направления, то есть на содержание одной группы компенсирующей направленности в детском саду «Синяя птица» и двух ресурсных классов в Школе на Заре, в местном бюджете заложено 9 миллионов рублей, что на 12 процентов превышает объем финансирования прошлого года.

А в 2024 году у нас открылся центр временного пребывания детей с ограниченными возможностями «Я могу!» в рамках стратегической программы детского омбудсмена Марии Львовой-Беловой «Сопровождение через всю жизнь». Дети в центре могут обучаться, заниматься творчеством, музыкой, общаться, а подростки закрепляют трудовые, социально-бытовые навыки, которые пригодятся им в жизни. Основная цель этого центра — помочь детям научиться жить полноценной жизнью.

— Это уже настоящий инклюзивный образовательный кластер. Как вы справляетесь с его финансированием?

— Будем честны, муниципалитет никогда бы не справился с этой задачей. Финансирование направления осуществляется в основном за счет средств областного бюджета. Профильные министерства Калужской области поддерживают наши инициативы, консультируют, оказывают всестороннюю помощь. Они понимают, что эта программа выполняет важнейшую функцию не только обучения, но и социализации детей с ограниченными возможностями.

— Столкнулись ли вы с какими-либо сложностями при реализации проекта? Требуется ли федеральная поддержка?

— Есть одна проблема, для решения которой, мне кажется, была бы не лишней помощь всех уровней власти, — это кадровый дефицит. Нам очень нужны профессиональные педагоги, имеющие опыт работы с особенными детьми. Все наши учителя ресурсных классов прошли курсы повышения квалификации по работе с детьми с расстройствами аутистического спектра, однако людей все равно не хватает.

Я особо хочу подчеркнуть, что речь идет не о том, что нам нужны деньги для повышения зарплаты или дополнительных премий. В целях материального стимулирования педагогических работников при поддержке депутатов Малоярославецкого районного собрания установлены дополнительные выплаты педагогическим работникам и специалистам ресурсных классов в размере 150 процентов к должностному окладу. Данная мера направлена на повышение привлекательности труда специалистов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями.

Кстати, отдельно хочу отметить, что кадровый голод частично утоляется самими родителями, которые получают необходимое образование и приходят на работу в ресурсный класс. У нас уже есть такие успешные примеры.

— Какие результаты работы специальных классов считаете наиболее значимыми?

— Наблюдается положительная динамика социальной адаптации обучающихся ресурсных классов. Они полностью адаптированы к школьной среде, активно участвуют в совместных мероприятиях, взаимодействуют со сверстниками из общеобразовательных классов во время перемен, организованно посещают столовую и школьные мероприятия.

Из 16 обучающихся ресурсных классов 11 человек успешно интегрированы в уроки физической культуры, рисования и музыки. Есть и индивидуальные достижения: одна ученица самостоятельно занимается в общем классе по таким предметам, как окружающий мир, чтение, технология и рисование. Другой ученик с поддержкой тьютора участвует в уроках математики и чтения.

Важным результатом работы стало успешное завершение начального этапа обучения первыми выпускниками ресурсного класса. Двое учащихся перешли в пятый класс, где будут продолжать обучение по индивидуальным образовательным маршрутам с сохранением сопровождения специалистами ресурсного класса. Для остальных обучающихся предусмотрена пролонгация образовательной программы в рамках начальной школы.

Данные результаты подтверждают эффективность выбранной модели инклюзивного образования и профессиональную компетентность педагогического коллектива.

— Каким вы видите дальнейшее развитие этого направления?

— Мы хорошо отработали схему дошкольной и школьной подготовки. Следующим этапом станет сопровождение детей на этапе получения профессионального образования и дальнейшее их трудоустройство на предприятия нашего района.

Также в настоящее время администрация района изучает практики инклюзивного инициативного бюджетирования. В перспективе мы планируем разработать и предложить к реализации соответствующие проекты для участия активных граждан и предпринимателей.

Подготовила А. Ю. Ольховая


Поделиться: