Версия для печати 35 Материалы по теме
Эффективность ОМСУ: анализ проблем и их устранение

Выполняя распоряжение российского правительства, Шарлыкский район Оренбургской области проводит оценку эффективности деятельности органов местного самоуправления[1]. Предметом анализа являются результаты работы муниципалитета в сфере экономики, жилищном строительстве, обеспечении граждан жильем, жилищно-коммунальном хозяйстве, организации муниципального управления и в других сферах. Полученные данные позволяют определить проблемные области, на которых следует сосредоточить усилия местных властей. О том, какие проблемы помогает выявить оценка эффективности деятельности ОМСУ и какие конкретные предложения по их устранению формирует муниципалитет, рассказываем в этой статье.

Дмитрий Алексеевич Волков, глава Шарлыкского района Оренбургской области

IMG_20250827_144426_502.jpg

Сельское хозяйство

Агропромышленный комплекс Шарлыкского района, в частности его базовая отрасль — сельское хозяйство, является ведущим сектором экономики. От его эффективной работы во многом зависит стабильность экономической и социальной ситуации в районе.

На территории муниципального образования работают 76 крестьянско-фермерских хозяйств и 15 сельскохозяйственных предприятий, а также свыше шести тысяч личных подсобных хозяйств. Общая прибыль сельскохозяйственных организаций по итогам 2024 года составила 349,6 миллиона рублей. Доля прибыльных предприятий — 78,6%. Для увеличения валового объема сельхозпродукции в муниципалитете идет работа по внедрению интенсивных технологий выращивания сельскохозяйственных культур, применению энергосберегающих технологий, приобретению современной многофункциональной техники.

В 2024 году на развитие сельского хозяйства было привлечено 686,6 миллиона рублей льготных кредитов, из них 618,5 миллиона рублей льготных кредитов на проведение сезонных полевых работ. В виде субсидий получена государственная поддержка в рамках государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области» на сумму 123,7 миллиона рублей. В рамках данной программы также обновлен парк сельскохозяйственной техники на сумму 237,9 миллиона рублей: приобретены 12 тракторов, девять зерноуборочных и один кормоуборочный комбайны.

Стоит подчеркнуть, что перспективы развития агропромышленного комплекса на селе связаны в первую очередь с малым и средним бизнесом, существование которого невозможно без государственной поддержки. Наша задача — способствовать участию сельхозтоваропроизводителей в федеральных и региональных программах по развитию сельского хозяйства. В муниципалитете принята и своя программа — «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Шарлыкского района» на 2020–2026 годы.

Глава_с_ИП_Люлькиным.jpg

Бизнес

Предприятия малого и среднего бизнеса района строят свою деятельность исходя из потребностей местного рынка, предоставляют населению рабочие места, являются одним из источников пополнения районного бюджета. В прошлом году число предпринимателей по сравнению с 2023 годом выросло на 20,9%. По данным единого реестра субъектов МСП, в Шарлыкском районе зарегистрировано 417 субъектов МСП, в которых занято 1,4 тысячи человек, это 19,5% от численности нашего работающего населения.

Стелла.jpg

Для создания комфортных условий для ведения бизнеса администрация района в рамках муниципальной программы «Развитие экономики» проводит комплекс процессных мероприятий по развитию торговли. Так, чтобы обеспечить население труднодоступных, отдаленных и малонаселенных пунктов социально значимыми товарами, ежегодно проходит отбор субъектов МСП, претендующих на получение субсидии на возмещение стоимости горюче-смазочных материалов. В 2024 году такие субсидии получили три предпринимателя, осуществляющих торговлю в шести населенных пунктах. В бюджете района на эти цели в 2025 году предусмотрено 368 тысяч рублей, а в 2024-м освоено 407,5 тысячи рублей. Источник финансирования — средства областного и районного бюджетов.

На текущий год в этом направлении мы поставили для себя такие задачи, как стимулирование бизнеса, расширение поддержки малого и среднего предпринимательства, а также увеличение доли населения, занятого в малом бизнесе, и др.

Обеспечение жильем

Основным показателем, характеризующим обеспеченность населения района жильем и эффективность работы администрации района в этой сфере, является размер общей площади жилых помещений в расчете на одного жителя. На начало текущего года в районе числилось 518,7 тысячи квадратных метров жилья, а площадь жилых помещений в расчете на одного жителя составляла свыше 35 квадратных метров.

Для решения жилищных проблем селяне активно участвуют в федеральных, областных и местных программах. Так, по муниципальной программе «Стимулирование развития жилищного строительства» 13 молодых семей получили сертификаты, а с ними и возможность построить или купить свой дом или квартиру. В рамках этой же программы администрация района приобрела и выдала две квартиры — площадью 34 и 35,6 квадратного метра. Всего на 2024 год для этих целей было запланировано 7,5 миллиона рублей — 1,9 миллиона рублей из федерального бюджета, 3,8 миллиона из областного бюджета и 1,6 миллиона из местного. Право на улучшение жилищных условий молодые семьи смогли реализовать на основании постановления Правительства Оренбургской области[2].

Доля населения, получившего жилые помещения и улучшившего жилищные условия в 2024 году, выросла на 28,2%. Это произошло в том числе благодаря увеличению количества сертификатов на строительство, врученных молодым семьям. Число граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, уменьшилось с 311 до 218 человек.

Жилищно-коммунальное хозяйство

В 2024 году по региональной программе «Газификация жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Оренбургской области на 2020–2024 годы» в Шарлыкском районе проведена газификация девяти домовладений. В рамках инициативного бюджетирования реализовано 16 проектов общей стоимостью 17,5 миллиона рублей. В их числе — строительство и ремонт дорог, замена уличных светильников на энергосберегающие, обустройство памятника, посвященного Великой Отечественной войне, установка ограждений для парка, здания сельского дома культуры и кладбища, ремонт кровли СДК.

В текущем году по региональной программе «Модернизация систем коммунальной инфраструктуры на территории Оренбургской области на 2023–2027 годы» в сельсоветах района реализованы четыре проекта по капитальному ремонту водопровода на общую сумму 5,5 миллиона рублей.

В рамках региональной программы «Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области» капитально отремонтирован фасад многоквартирного дома в селе Шарлык.

Что касается социальных объектов, то в селах района по государственной программе «Развитие здравоохранения Оренбургской области» выполнен монтаж одного блочно-модульного ФАПа, капитально отремонтированы еще два, произведена их газификация. По муниципальной программе «Развитие физической культуры и спорта» на общую сумму почти 10,3 миллиона рублей капитально отремонтированы крыша, кровля здания спортивной школы в селе Шарлык, заменены окна. В селе Дубровка по муниципальной программе «Развитие системы образования» на сумму 7,6 миллиона рублей проведен капитальный ремонт спортивного зала Дубровской СОШ, обустроено футбольное поле. Также отремонтированы мост через реку Салмыш и участок автомобильной дороги в селе Шарлык на сумму 3,9 миллиона рублей.

Расходные обязательства

В отчетном периоде обеспечено полное исполнение расходных обязательств по выплате заработной платы, перечислению платежей во внебюджетные фонды. Просроченная кредиторская задолженность по заработной плате, включая начисления на оплату труда, у нас отсутствует. Общий объем расходов бюджета района на оплату труда (включая начисления на оплату труда) в отчетном году составил 406,8 миллиона рублей, что к уровню 2023 года составляет 117,7%. Увеличились расходы бюджета и на оплату труда работников органов местного самоуправления (на 113%). Рост обусловлен принятием ряда нормативных актов, в частности поправок в Федеральный закон от 19 июня 2000 года № 82‑ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».

В общей сложности в 2024 году в Шарлыкском районе было реализовано 16 муниципальных программ, расходы по которым составили 665,6 миллиона рублей. Уровень программных расходов — 99,4% от общего объема исполнения бюджета муниципального образования, что соответствует уровню 2023 года.

Работа по совершенствованию системы программно-целевого планирования у нас продолжается. В минувшем году администрация проводила ее по таким направлениям, как:

  • увеличение доли программных расходов бюджетов;
  • совершенствование методологии формирования и реализации муниципальных программ.

В предстоящем периоде, с учетом оценки эффективности деятельности ОМСУ, муниципалитет продолжит работать над:

  • обеспечением поступлений налоговых и неналоговых доходов в запланированном объеме с целью полного исполнения действующих расходных обязательств;
  • усилением муниципального финансового контроля за эффективным расходованием бюджетных средств и выполнением условий предоставления субсидий бюджетным учреждениям;
  • сокращением неэффективных бюджетных расходов.

Доходный потенциал

Бюджетная и налоговая политика района направлены на сохранение и развитие доходного потенциала, повышение эффективности бюджетных расходов, обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета, совершенствование межбюджетных отношений. В общей структуре собственные доходы в 2024 году заняли 24,7%, что говорит о высоком уровне дотационности и зависимости от областных и федеральных источников финансирования. Это, соответственно, накладывает определенные ограничения на возможные направления финансирования.

Всего собственные средства района в 2024 году составили 159,9 миллиона рублей (таблица), в том числе налоговые доходы — 149,6 миллиона рублей, неналоговые — 10,3 миллиона. Исполнение плана — 111,9%, а прирост доходов к 2023 году — 8,9%, или 13,1 миллиона рублей.

Таблица. Структура доходов районного бюджета в 2024 г., тыс. руб.

Наименование показателя

Утверждено бюджетных назначений

Исполнено

% исполнения

Налоговые и неналоговые доходы

142 815,40

159 938,90

112,0

Безвозмездные поступления

489 914,80

487 977,90

99,6

Итого

632 730,20

647 916,80

102,4

Удельный вес налоговых доходов в структуре собственных доходов составляет 93,6%, неналоговых, соответственно, 6,4%. Наибольший удельный вес в структуре налоговых доходов традиционно занимают НДФЛ (74,3%) и налог на совокупный доход (23,3%). Поступления НДФЛ в бюджет района составили 111,1 миллиона рублей, или 112,2% к плану на 2024 год. Рост поступлений произошел благодаря увеличению фонда оплаты труда, а также росту дополнительного норматива отчисления с 51% в 2023 году до 53,75% в 2024 году.

#Коллектив финансового отдела 9 мая_300_d#

Что касается налога на совокупный доход, то при плане 37,9 миллиона рублей исполнение бюджетных назначений составило 34,9 миллиона рублей (92,3%). Доходы от УСН поступили в сумме 32,2 миллиона рублей. Исполнение бюджетных назначений составило 88,7%, причем в наибольшей степени за счет налогоплательщиков, которые выбрали в качестве объекта налогообложения доходы. Низкий показатель сложился в связи со снижением у крупного предприятия-налогоплательщика доходов от оказания услуг — платежи уменьшились на 7,9 миллиона рублей по сравнению с предыдущим периодом.

Доходы от патентов при плане 934 тысячи рублей поступили в сумме 812 тысяч. Причина — зачет на единый налоговый счет излишне перечисленных средств 72 налогоплательщиков в общей сумме 429 тысяч рублей в связи с уменьшением начислений за выдачу патента на суммы уплаты страховых взносов. Срок уплаты годовой суммы за выдачу патента пришелся на выходной день 31 декабря 2024 года и был перенесен на ближайший рабочий день 9 января 2025 года.

В структуре неналоговых доходов наибольший удельный вес приходится на доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (88,7%), платы за негативное воздействие на окружающую среду (3,5%), штрафов, санкций, возмещения ущерба (3,3%). Исполнение по неналоговым доходам составило 10,3 миллиона рублей при уточненном годовом плане 6,6 миллиона рублей, или 155,7%.

Положительная динамика и высокий процент исполнения бюджетных назначений в 2024 году сложились по доходам, получаемым в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена. Перевыполнение плана на 3,8 миллиона рублей, или 71,9%, стало возможным за счет сбора недоимки прошлых лет, а также заключения новых договоров аренды земельных участков.

На долю безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ приходится 75,3% доходной части районного бюджета. За 2024 год они составили 487,9 миллиона рублей, или 99,6% от годовых плановых назначений. Таким образом, в прошлом году доходы районного бюджета составили 647,9 миллиона рублей, что на 15,1 миллиона рублей больше уточненного плана и на 72,2 миллиона рублей больше, чем годом ранее.

В текущем году работа над поиском резервов в доходной части и повышением доходного потенциала района продолжится. Для администрации муниципального образования это приоритетная задача на нынешний и предстоящий периоды.



[1] Распоряжение Правительства РФ от 11.09.2008 № 1313-р «О реализации Указа Президента РФ от 28.04.2008 № 607 „Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов“».

[2] Постановление Правительства Оренбургской области от 30.04.2015 № 286-п «Об утверждении правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в рамках подпрограммы „Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области“ государственной программы „Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области“».


Поделиться: