Версия для печати 42 Материалы по теме
Науку и технологии развивают инициативные люди

В России сформирован институт руководителей по научно-технологическому развитию — инструмент, который призван способствовать достижению технологического суверенитета нашей страны. Создание в регионах эффективной системы управления НТР позволит обеспечить реализацию научного потенциала каждого субъекта РФ. В связи с этим Дирекция приоритетных образовательных инициатив РАНХиГС при Президенте РФ провела стратегическую сессию «Формирование моделей управления научно-технологическим развитием в субъектах РФ для технологического лидерства». В ней приняли участие более 300 человек из 55 регионов России. Мария Викторовна Сержантова, директор Центра научно-технологического развития Президентской академии, рассказала журналу «Бюджет» о подготовке и ходе этого мероприятия.

— Мария Викторовна, расскажите, пожалуйста, о вашем центре.

— Центр был создан по поручению заместителя Председателя Правительства РФ Д. Н. Чернышенко в 2024 году. Его задача — информационно-методическое сопровождение института руководителей по научно-технологическому развитию (РНТР), включая образовательную и консультационную поддержку, а также оценка зрелости системы управления в регионах и оценка компетентности команд НТР.

Центр существует уже больше года, и важной частью его работы стала разработка методики оценки зрелости системы управления научно-технологическим развитием в субъектах РФ. В соответствии с методикой, получившей поддержку РАН, мы проводим аналитику два раза в год и представляем ее зампреду правительства в присутствии всех региональных руководителей по научно-технологическому развитию.

Что эта оценка собой представляет? Пять групп показателей, которые позволяют провести оперативный срез ситуации по организации региональной системы управления НТР. В этом срезе мы выделили такие показатели, на которые заместитель главы региона, отвечающий за НТР, непосредственно влияет.

Итак, первая группа показателей отвечает за стратегическую направленность и наличие обеспечивающих нормативных документов. Это такой организационно-стратегический блок, отвечающий на вопросы — назначен ли в субъекте РНТР, есть ли совет по науке или другой коллективный орган, принимающий решения по научно-технологическому развитию в субъекте.

Второй блок — наличие команды по научно-технологическому развитию. Туда входит повышение квалификации, оценка компетентности.

Третий — квалифицированный заказ на технологии. Мы смотрим, какие есть результаты НИОКР в регионе и насколько они коммерциализированы.

Четвертый блок связан с квалифицированным заказом на кадры. Здесь мы оцениваем, какие в регионе есть образовательные организации, как они задействованы в прогнозировании кадровой потребности и так далее.

Пятый блок — популяризация науки. В группу показателей этого блока мы закладывали мероприятия для школьников и выпускников вузов с той целью, чтобы они захотели остаться в регионе, пойти в науку и понимали, какие у них есть перспективы.

— Если говорить о рейтинге НТР в регионах, что можно сказать об общей картине в этом направлении по стране?