Версия для печати 41 Материалы по теме
Дипломатическая миссия Григория Сокольникова: полпред СССР в Великобритании

О деятельности Григория Яковлевича Сокольникова на посту народного комиссара финансов РСФСР и СССР, его большом вкладе в становление и развитие советской бюджетной системы, денежную реформу, реформу налогообложения написано много статей. Более того, после его реабилитации в 1988 году практическое и научное наследие Сокольникова стало предметом многих исследований в области экономики и финансов. Но Григорий Сокольников был очень разносторонним и талантливым человеком, системным руководителем, личностью масштабной и преданной своему делу и многое сделал для развития Советской России и в других государственных сферах, в том числе в дипломатической.

Справка «Бюджета»

Британские деловые круги внимательно следили за экономическими процессами в СССР в условиях начала реализации первого пятилетнего плана и уже в 1928 году начали приходить к мысли о нецелесообразности далее приносить экономические интересы своей страны в жертву антисоветской предубежденности. Созданный в феврале 1929 года в Лондоне Англо-русский комитет организовал в марте — апреле поездку в СССР группы британских промышленников, представлявшую 150 английских фирм, для переговоров о советских заказах. В ходе переговоров советская сторона прямо заявила, что правительство СССР будет размещать свои заказы в Англии только при условии восстановления дипломатических отношений, так как нормальная торговля требует определенных юридических и политических оснований.

Учитывая заинтересованность английских деловых кругов в торговле с СССР, а также настойчивые требования трудящихся о восстановлении англо-советских отношений, лейбористы и либералы выступили на парламентских выборах 1929 года под лозунгом восстановления отношений между Англией и СССР. После создания второго лейбористского правительства начались англо-советские переговоры. Они приняли затяжной характер. Английское правительство пыталось добиться от Советского Союза уступок по ряду спорных вопросов. Однако советское правительство твердо отстаивало свою точку зрения, и 3 октября 1929 года в Лондоне был подписан протокол о восстановлении дипломатических отношений между СССР и Англией.

С 1929 по 1934 год Г. Я. Сокольников находился на дипломатической работе (1929–1932 годы — полпред (посол) СССР в Великобритании, 1932–1934 годы — заместитель комиссара иностранных дел СССР). Сокольников рассматривал советскую экономику как часть мирового хозяйства и полагал, что «экономический и финансовый подъем Советской России возможен в короткий срок, если она сумеет хозяйственно примкнуть к мировому рынку». Это были не просто взгляды ученого-финансиста на текущую ситуацию и на перспективы развития, Григорий Сокольников их профессионально и системно воплощал в жизнь.

В 1929 году были восстановлены дипломатические отношения между СССР и Великобританией. С Англией исторически у царской России были развитые экономические связи, имеющие важное значение для каждой из сторон. После Октябрьской революции и Гражданской войны в России Великобритания одной из первых западных держав установила дипломатические отношения с СССР, которые были разорваны в 1927 году.

Правительство Советского Союза придавало большое значение развитию советско-британских экономических отношений. Восстановление торгово-экономических связей с Англией было очень важно для индустриализации страны, СССР нуждался в английском оборудовании для создания советской промышленности, энергетики и развития транспорта. Нехватка бюджетных средств обуславливала необходимость в отсрочке платежей за поставленное оборудование, товарных кредитах и привлечения английского капитала в строительство объектов на концессионных условиях. Стоит отметить, что возможность привлечения британских средств в строительство промышленных объектов советское правительство начало прорабатывать еще в конце 1928 года.

В этих условиях большая роль отводилась личности Полномочного представителя СССР в Великобритании. Полпред должен был быть не только дипломатом, но и специалистом, погруженным во все сферы экономики и финансов народного хозяйства Советской России. И назначение на эту должность 16 ноября 1929 года Григория Яковлевича Сокольникова было закономерным.

Григорий Сокольников после прибытия в Лондон сразу же активно включился во множество вопросов, относящихся к компетенции дипломатической миссии. Это были и политические вопросы, касающиеся советско-британских взаимоотношений; и подготовка к восстановлению и развитию конструктивных торгово-экономических отношений; и решение имеющихся старых проблем, включая долговые вопросы времен царской России; и решение бытовых вопросов советской дипмиссии в Лондоне (именно при Сокольникове был решен вопрос о здании, в котором разместилось посольство).

Посольство СССР в Англии активно участвовало в оказании помощи советским организациям в размещении на английских заводах заказов. Нарком М. М. Литвинов своим письмом от 17 февраля 1930 года Сокольникову предписывает "заявить Гендерсону (министр иностранных дел Великобритании. — Прим. ред.) о наличии портфеля заказов к немедленному размещению на английских заводах на сумму около 15 миллионов фунтов стерлингов (ф. ст.) с поставкой в течение года, из них: черных металлов примерно на 2,5 миллиона ф. ст.; оборудования для различных отраслей промышленности, в частности, химической, электротехнической, электростроительства, металлургической и машиностроительной промышленности, а также станков на сумму около 7,5 миллиона ф. ст.; траллеров на сумму около 1 миллиона ф. ст.; судов морских и речных на сумму около 3 миллионов ф. ст."[1].

Григорий Сокольников внес большой личный вклад в заключение англо-советского торгового соглашения 1930 года. О подписании этого соглашения он говорил, что "документ будет также встречен с одобрением теми деловыми кругами Англии, которые, наблюдая экономический подъем СССР, понимают, что их выгода лежит на пути нормального экономического сотрудничества с Советским Союзом"[2].

Справка

Англо-советское торговое соглашение 1930 года было подписано в Лондоне 16 апреля в качестве modus vivendi впредь до возможно скорейшего заключения формального торгового договора. Построено оно было на началах взаимного наибольшего благоприятствования по всем вопросам торговли и судоходства. Исходя из того, что по законам СССР внешняя торговля Союза является монополией государства, в этом соглашении признавались особые права торговой делегации СССР в Лондоне. В особой декларации правительство СССР оговорило сохранение прав СССР на все суда русского флота, как военного, так и торгового, бывшего собственностью царского правительства или подлежавшего национализации по советским законам. Соглашение было заключено на срок до вступления в силу торгового договора.

Продление и развитие англо-советских торговых отношений было экономически выгодно обеим странам, причем Великобритании не меньше, чем Советскому Союзу. Ассоциация британских торговых палат в своем Бюллетене № 57 от 8 декабря 1931 года писала: "Представители Русско-Британской Торговой палаты очень хотят продление дружественных торговых отношений с Россией и жалуются только на то, что высокая стоимость страхования в Англии в связи с системой экспортных кредитов наносит им тяжелый ущерб по части цен, способных выдержать конкуренцию. Трудность сделок с Россией заключается в том, что на одной стороне выступают фабриканты и купцы, торгующие независимо и конкурируя друг с другом, а на другой стороне — советское правительство, которое располагает абсолютным контролем над всем экспортом и импортом (включая продажу и финансирование), пользуясь экспортными и импортными синдикатами (включая кооперативные общества, находящиеся под контролем советского правительства), которые пользуются монополией и составляют часть Наркомвнешторга. Ввоз в СССР, особенно за последние годы, состоял главным образом из предметов, которые требуются для развития промышленности, транспорта и земледелия, т. е. главным образом машин, в то время как ввоз предметов потребления был ограничен до минимума. При советской системе экспорт и импорт не являются двумя отдельными торговыми операциями, а двумя сторонами одной и той же операции. И тот, и другой находятся в руках государственных организаций и составляют, по существу, часть государственных финансов, так что убытки по одному могут быть покрыты прибылями по-другому при посредстве известной системы кредитов и бюджетных ассигнований. Великобритания, конечно, не может дольше терпеть теперешнего неравного торгового баланса, особенно ввиду того, что деньги, которые Россия выручает за свой импорт в Англию, расходуются почти целиком на закупки машин и инструментов у конкурентов Англии"[3].

Сокольников в своем письме от 12 декабря 1931 года наркому иностранных дел М. М. Литвинову ставит вопрос о том, "что нам нужно проявить некоторую гибкость, суметь выразить готовность к расширению наших заказов здесь, добиваясь при этом наиболее длительных сроков кредита... При этом следует также учитывать, что в наших интересах — закрепление того значительного объема, которого достиг советский экспорт в Англии«[4].

Григорий Сокольников возглавлял советское посольство в Англии всего три года, но за это время им заложен прочный фундамент российско-британских взаимоотношений, решены очень многие спорные вопросы, особенно вопросы долговых обязательств. Благодаря его дипломатическому таланту и высокому профессионализму СССР получил очень необходимые в то время для становления и развития экономики народного хозяйства ресурсы, оборудование и технологии.

Завершить эту небольшую статью хотелось бы словами англичан, сказанными еще в 1931 году, но остающимися актуальными и по сей день. «Большой проблемой, с которой придется считаться всем нациям в мире, является их отношение к России в будущем. Россия — страна огромных потенциальных богатств, которые быстро принимают вещественную форму благодаря усилиям советского правительства. Какова бы ни была ее политика, ее нельзя отрезать от общества наций» (Ассоциация британских торговых палат, Бюллетень № 57 от 8.12.1931[5]).

Автор выражает благодарность ответственным работникам МИД РФ и Архива внешней политики РФ Н. М. Бариновой и М. А. Донец за помощь в подготовке материалов для этой статьи.

А. Н. Домбровский



[1] АВПРФ, ф. 05, оп. 10, п. 60, д. 40, л. 19, 20

[2] АВПРФ, ф. 069, оп. 17, п. 53, д. 11, л. 77.

[3] АВПРФ, ф. 05, оп. 11, п. 75, д. 33, лл. 89, 89 об. 90, 90 об.

[4] АВПРФ, ф. 05, оп. 11, п. 75, д. 33, лл. 91, 94, 95.

[5] АВПРФ, ф. 05, оп. 11, п. 75, д. 33, л. 90.


Поделиться: