По предварительной оценке, объем доходов федерального бюджета в январе-сентябре 2025 года составил 26 938 млрд рублей, что на 2,5% выше объема поступления доходов в соответствующем периоде 2024 года, сообщает сайт Минфина. При этом в части поступления ненефтегазовых доходов как федерального бюджета (+13% г/г), так и бюджетной системы в целом (+12% г/г) сохраняется положительная динамика.
Ненефтегазовые доходы федерального бюджета составили 20 329 млрд рублей (+13,2% г/г). Поступления оборотных налогов, включая НДС, в январе-сентябре выросли на 6,5% г/г, что соответствует тенденциям охлаждения внутреннего спроса и инфляции. С учетом этого в проекте поправок к закону о бюджете на 2025 год предусмотрено соответствующее понижение прогноза поступления ненефтегазовых доходов.
Нефтегазовые доходы составили 6 609 млрд рублей, что меньше показателей аналогичного периода предыдущего года (на 20,6% г/г) преимущественно вследствие снижения средней цены на нефть. Поступление нефтегазовых доходов в январе-сентябре текущего года при этом сложилось на уровне, превышающем их базовый размер, однако существуют риски их снижения вследствие ослабления ценовой конъюнктуры.
Накопление дополнительных нефтегазовых доходов в периоды благоприятной ценовой конъюнктуры и использование средств ФНБ на покрытие недополученных нефтегазовых доходов в соответствии с параметрами «бюджетного правила» обеспечивает устойчивость бюджетной системы к колебаниям в поступлении нефтегазовых доходов.
По предварительной оценке, объем расходов федерального бюджета по итогам января-сентября 2025 года составил 30 725 млрд рублей, что выше уровня предыдущего года на 19,5% г/г. С учетом понижения прогноза поступления ненефтегазовых доходов в проекте поправок к закону о бюджете на 2025 год предельный размер бюджетных ассигнований сохранен на уровне, утвержденном в законе о бюджете (№ 152-ФЗ от 24 июня 2025 года).
По итогам января-сентября 2025 года федеральный бюджет сложился с дефицитом в размере 3 787 млрд рублей, что на 4 365 млрд рублей выше уровня аналогичного периода прошлого года.
В целом в 2025 году дефицит федерального бюджета ожидается на уровне 2,6% ВВП, а структурный первичный баланс в размере 1,3% ВВП. Превышение целевых параметров структурного первичного баланса по итогам года связано с замедлением роста ненефтегазовых доходов в условиях охлаждения инфляции и внутреннего спроса.
Получайте актуальную информацию из “первых рук” от разработчиков нормативно-правовых документов и экспертов в сфере финансов. Записывайтесь на семинары Учебного центра “Бюджет” на нашем сайте.Поделиться: