Реформа коммунального сектора сегодня в центре внимания общественности. Еще с конца 2005 года граждане протестуют против нового Жилищного Кодекса, а март 2006 года стал месячником всероссийской акции протеста против роста тарифов ЖКХ. Основной лозунг: размер тарифа – 10% зарплаты.
Дрожжи для инфляции
Ограничение роста тарифов в секторе коммунальных услуг и естественных монополий играет решающую роль в комплексе антиинфляционных мер, наряду с ограничением роста цен на нефтепродукты, стимулированием налоговых новаций и попытками дальнейшего развития отечественного продовольственного рынка. О том, что тарифная политика входит в гарантийный список внутренней стабильности, говорит и присутствие на совещании Федеральной службы по тарифам России (ФСТ) 13 марта 2006 года вице-премьера Александра Жукова.
«Утверждая трехлетний финансовый план, Правительство исходило из того, что инфляция в 2007 году должна снизиться до 6–7,5%, в 2008 году до 5–6%. Это является для нас принципиальным вопросом, одним из ключевых в рамках экономической политики», – отметил Александр Жуков. Тем не менее, инфляция за первые два месяца 2006 года вышла за прогнозируемые рамки. По планам к концу года она должна составить 9%, но уже за январь и февраль она достигла 4,1%!
В декабре 2005 года был разработан инструментарий по регулированию цен и товаров в сфере ЖКХ на региональном и федеральном уровне (см. «Бюджет» № 3, 2006, стр. ХХ). Александр Жуков отметил пользу этого инструмента, впервые давшего возможность задать пределы роста тарифов. Если в январе–феврале 2005 года рост цен на услуги ЖКХ составил 24,3%, то за аналогичный период 2006 года – 15%. Причем основной рост – 14% – пришелся на январь 2006 года, что объясняется поздним вступлением Федерального закона № 184-ФЗ в силу.
10 марта 2006 года в большей части субъектов федерации истек срок приведения тарифов, закрепленных в нормативных актах органов местного самоуправления, в соответствие с предельными индексами, установленными ФСТ на уровне субъекта Федерации. На 14 марта 2006 года пересмотр завершен в 50 субъектах. «Проводится мониторинг остальных субъектов, по предварительной информации рост цен на услуги ЖКХ в Омске составил 143%, в Новосибирске – 150%, – рассказал Александр Жуков. – Если эта информация подтвердится, будут приняты исчерпывающие меры по недопущению подобных случаев».
Подробности
Пауза, затянутая МЭРТ России с принятием Федерального закона № 184-ФЗ, воспринята региональными регуляторами критически. Как рассказал первый заместитель мэра Москвы Юрий Росляк, задержка закона обошлась Москве в 1,3 млрд. рублей.
ЕЭС «распаковали»
В сфере реформирования электроэнергетики в 2006–2007 годах должен быть осуществлен постепенный переход работы оптового рынка электроэнергии на систему регулирования двухсторонних договоров с поэтапным увеличением торговли по нерегулируемым ценам. Переход от регулирования тарифов к свободному рыночному ценообразованию, конечно, изменяет роль регулирующего органа. ФСТ трансформируется в службу регулирования рынков электроэнергии.
То, что монополия в электроэнергии уже «распакована», воспринимается как важнейший итог реформирования естественно-монопольного сектора 2005 года – вместо 48 генераторов-поставщиков сегодня их на оптовом рынке 262. В ближайшее время при установлении тарифов для организаций электроэнергетики, осуществляющих инвестиционные программы и проекты, согласованные с уполномоченными органами исполнительной власти, необходимо обеспечить реализацию предусмотренных законодательством принципов регулирования, ориентированных, прежде всего, на привлечение инвестиций, обеспечение системной надежности.
Моделирование рынка для естественных монополий и ценовая тарифная политика государства – две стороны одной медали. Балансировать между этими противоречивыми целями придется ФСТ.
Глава ФСТ Сергей Новиков попросил Правительство в лице Александра Жукова принять инвестиционные программы в электроэнергетике (РАО «ЕЭС», ФСК, «Росэнергоатома» и др.) уже в ближайшем будущем. Это крайне важно для конфигурации рынка электроэнергии, потому что требует согласования работы федерального регулятора с региональными в максимально сжатые сроки.
РЖД «распаковывают»
В рамках реализации реформы российского железнодорожного транспорта обеспечены условия для деятельности компаний-операторов и увеличения доли вагонного парка частных компаний (первые два этапа).
Важнейшей задачей третьего этапа реформирования является создание конкурентного рынка железнодорожных перевозок. Особое внимание должно быть уделено аспекту выделения из ОАО «РЖД» Федеральной пассажирской компании.
Сергей Новиков отметил: на примере ОАО «РЖД» видно, что естественные монополии, будучи замыкающими звеньями многих экономических алгоритмов, тормозят развитие производства. Например, тарифы РЖД тормозят развитие угольной отрасли, обессмысливая экспорт угля. «В итоге предоставление сниженных тарифов мы рассматриваем в качестве едва ли не основной меры компенсации по снижающейся ликвидности бизнеса, – говорит Сергей Геннадьевич.
Газ подорожает?
В ближайшее время будет подготовлен федеральный план развития газовой отрасли, сообщил Александр Жуков, на основании которого, возможно, будут откорректированы подходы в регулировании цены этого важнейшего продукта.
Сергей Новиков назвал политически важной задачу запуска методики по определению тарифа на транспортировку газа по магистральным трубопроводам Газпрома для независимых производителей, принятой ФСТ в прошлом году. По его словам, в будущем ФСТ перейдет от регулирования оптовых цен на газ к регулированию инфраструктурной составляющей, как это происходит в нефтяной отрасли с «Транснефтью».
Программы газификации и учета газа также требуют внимания. С одной стороны, тарифы должны обеспечить развитие отрасли, с другой – потребности населения. «Не будет в РФ рынка газа, пока мы не наладим учет по его потреблению, – сообщил Сергей Новиков. – Будет постоянная игра с нормативами, которая происходит сегодня, будет постоянное недовольство потребителя, который не понимает, за какой объем платит и кому задавать вопросы».
Перекрестное субсидирование – отменить
Перекрестное субсидирование, являющееся механизмом социальной поддержки малоимущих слоев населения, безусловно, во многом является негативным фактором для развития промышленности. Решая эту проблему, необходимо совершенствовать, с одной стороны, механизм адресной поддержки населения, а с другой – стабилизировать тарифную нагрузку на промышленного потребителя, чтобы они смогли повысить свою конкурентоспособность. По мнению Юрия Удальцова, руководителя Центра управления реформой РАО «ЕЭС России», отход от перекрестного субсидирования нужно осуществлять постепенно и через субвенции компаниям.
«Президентом и Правительством даны поручения о проработке вопросов, касающихся финансового обеспечения мероприятий по ликвидации перекрестного субсидирования. При обсуждении нового трехлетнего финансового плана на 2007–2009 годы нам предстоит принять окончательно решение по этому вопросу. На сегодняшний день нет точного представления об объемах финансовых средств, требуемых на обеспечение этих мероприятий», – сообщил вице-премьер Александр Жуков.
НА МЕСТАХ
По словам Валентины Лемешевой, председателя Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия), север Якутии обеспечивается электроэнергией порядка 200 дизельных электростанций, затраты на содержание которых компенсируются перекрестным субсидированием – за счет более дешевой электроэнергии, вырабатываемой ГРЭС запада республики и угольных электростанций. Себестоимость электроэнергии на дизельных электростанциях варьируется в зависимости от мировых цен на нефть – от 5 до 25 рублей за киловатт в час.
Вследствие транспортной отдаленности региона и значительной дифференциации по плотности проживания и необходимости завоза всего годового объема топлива за короткий летний период переход на 100% оплату ЖКХ в Якутии невозможен. Отмена перекрестного субсидирования приведет к тому, что все жители региона устремятся за адресными субсидиями.
Гарантировать качество
Система государственного регулирования изменяется – происходит переход от регулирования деятельности субъектов естественных монополий к регулированию отношений между потребителями и поставщиками. Эффективная регуляторная система в этом случае – это контроль над качеством, доступностью и бесперебойностью оказываемой услуги.
Сегодня об этом говорить пока не приходится. «Особенно остро вопрос стоит для отрасли ЖКХ, – отметил вице-премьер,– где при росте тарифов качество услуг не только не улучшается, но иногда становится хуже. А это крайне негативно влияет на восприятие самой идеи реформирования этого сектора».
Подготовил Иван ЧАГАТАЕВ
Дрожжи для инфляции
Ограничение роста тарифов в секторе коммунальных услуг и естественных монополий играет решающую роль в комплексе антиинфляционных мер, наряду с ограничением роста цен на нефтепродукты, стимулированием налоговых новаций и попытками дальнейшего развития отечественного продовольственного рынка. О том, что тарифная политика входит в гарантийный список внутренней стабильности, говорит и присутствие на совещании Федеральной службы по тарифам России (ФСТ) 13 марта 2006 года вице-премьера Александра Жукова.
«Утверждая трехлетний финансовый план, Правительство исходило из того, что инфляция в 2007 году должна снизиться до 6–7,5%, в 2008 году до 5–6%. Это является для нас принципиальным вопросом, одним из ключевых в рамках экономической политики», – отметил Александр Жуков. Тем не менее, инфляция за первые два месяца 2006 года вышла за прогнозируемые рамки. По планам к концу года она должна составить 9%, но уже за январь и февраль она достигла 4,1%!
В декабре 2005 года был разработан инструментарий по регулированию цен и товаров в сфере ЖКХ на региональном и федеральном уровне (см. «Бюджет» № 3, 2006, стр. ХХ). Александр Жуков отметил пользу этого инструмента, впервые давшего возможность задать пределы роста тарифов. Если в январе–феврале 2005 года рост цен на услуги ЖКХ составил 24,3%, то за аналогичный период 2006 года – 15%. Причем основной рост – 14% – пришелся на январь 2006 года, что объясняется поздним вступлением Федерального закона № 184-ФЗ в силу.
10 марта 2006 года в большей части субъектов федерации истек срок приведения тарифов, закрепленных в нормативных актах органов местного самоуправления, в соответствие с предельными индексами, установленными ФСТ на уровне субъекта Федерации. На 14 марта 2006 года пересмотр завершен в 50 субъектах. «Проводится мониторинг остальных субъектов, по предварительной информации рост цен на услуги ЖКХ в Омске составил 143%, в Новосибирске – 150%, – рассказал Александр Жуков. – Если эта информация подтвердится, будут приняты исчерпывающие меры по недопущению подобных случаев».
Подробности
Пауза, затянутая МЭРТ России с принятием Федерального закона № 184-ФЗ, воспринята региональными регуляторами критически. Как рассказал первый заместитель мэра Москвы Юрий Росляк, задержка закона обошлась Москве в 1,3 млрд. рублей.
ЕЭС «распаковали»
В сфере реформирования электроэнергетики в 2006–2007 годах должен быть осуществлен постепенный переход работы оптового рынка электроэнергии на систему регулирования двухсторонних договоров с поэтапным увеличением торговли по нерегулируемым ценам. Переход от регулирования тарифов к свободному рыночному ценообразованию, конечно, изменяет роль регулирующего органа. ФСТ трансформируется в службу регулирования рынков электроэнергии.
То, что монополия в электроэнергии уже «распакована», воспринимается как важнейший итог реформирования естественно-монопольного сектора 2005 года – вместо 48 генераторов-поставщиков сегодня их на оптовом рынке 262. В ближайшее время при установлении тарифов для организаций электроэнергетики, осуществляющих инвестиционные программы и проекты, согласованные с уполномоченными органами исполнительной власти, необходимо обеспечить реализацию предусмотренных законодательством принципов регулирования, ориентированных, прежде всего, на привлечение инвестиций, обеспечение системной надежности.
Моделирование рынка для естественных монополий и ценовая тарифная политика государства – две стороны одной медали. Балансировать между этими противоречивыми целями придется ФСТ.
Глава ФСТ Сергей Новиков попросил Правительство в лице Александра Жукова принять инвестиционные программы в электроэнергетике (РАО «ЕЭС», ФСК, «Росэнергоатома» и др.) уже в ближайшем будущем. Это крайне важно для конфигурации рынка электроэнергии, потому что требует согласования работы федерального регулятора с региональными в максимально сжатые сроки.
РЖД «распаковывают»
В рамках реализации реформы российского железнодорожного транспорта обеспечены условия для деятельности компаний-операторов и увеличения доли вагонного парка частных компаний (первые два этапа).
Важнейшей задачей третьего этапа реформирования является создание конкурентного рынка железнодорожных перевозок. Особое внимание должно быть уделено аспекту выделения из ОАО «РЖД» Федеральной пассажирской компании.
Сергей Новиков отметил: на примере ОАО «РЖД» видно, что естественные монополии, будучи замыкающими звеньями многих экономических алгоритмов, тормозят развитие производства. Например, тарифы РЖД тормозят развитие угольной отрасли, обессмысливая экспорт угля. «В итоге предоставление сниженных тарифов мы рассматриваем в качестве едва ли не основной меры компенсации по снижающейся ликвидности бизнеса, – говорит Сергей Геннадьевич.
Газ подорожает?
В ближайшее время будет подготовлен федеральный план развития газовой отрасли, сообщил Александр Жуков, на основании которого, возможно, будут откорректированы подходы в регулировании цены этого важнейшего продукта.
Сергей Новиков назвал политически важной задачу запуска методики по определению тарифа на транспортировку газа по магистральным трубопроводам Газпрома для независимых производителей, принятой ФСТ в прошлом году. По его словам, в будущем ФСТ перейдет от регулирования оптовых цен на газ к регулированию инфраструктурной составляющей, как это происходит в нефтяной отрасли с «Транснефтью».
Программы газификации и учета газа также требуют внимания. С одной стороны, тарифы должны обеспечить развитие отрасли, с другой – потребности населения. «Не будет в РФ рынка газа, пока мы не наладим учет по его потреблению, – сообщил Сергей Новиков. – Будет постоянная игра с нормативами, которая происходит сегодня, будет постоянное недовольство потребителя, который не понимает, за какой объем платит и кому задавать вопросы».
Перекрестное субсидирование – отменить
Перекрестное субсидирование, являющееся механизмом социальной поддержки малоимущих слоев населения, безусловно, во многом является негативным фактором для развития промышленности. Решая эту проблему, необходимо совершенствовать, с одной стороны, механизм адресной поддержки населения, а с другой – стабилизировать тарифную нагрузку на промышленного потребителя, чтобы они смогли повысить свою конкурентоспособность. По мнению Юрия Удальцова, руководителя Центра управления реформой РАО «ЕЭС России», отход от перекрестного субсидирования нужно осуществлять постепенно и через субвенции компаниям.
«Президентом и Правительством даны поручения о проработке вопросов, касающихся финансового обеспечения мероприятий по ликвидации перекрестного субсидирования. При обсуждении нового трехлетнего финансового плана на 2007–2009 годы нам предстоит принять окончательно решение по этому вопросу. На сегодняшний день нет точного представления об объемах финансовых средств, требуемых на обеспечение этих мероприятий», – сообщил вице-премьер Александр Жуков.
НА МЕСТАХ
По словам Валентины Лемешевой, председателя Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия), север Якутии обеспечивается электроэнергией порядка 200 дизельных электростанций, затраты на содержание которых компенсируются перекрестным субсидированием – за счет более дешевой электроэнергии, вырабатываемой ГРЭС запада республики и угольных электростанций. Себестоимость электроэнергии на дизельных электростанциях варьируется в зависимости от мировых цен на нефть – от 5 до 25 рублей за киловатт в час.
Вследствие транспортной отдаленности региона и значительной дифференциации по плотности проживания и необходимости завоза всего годового объема топлива за короткий летний период переход на 100% оплату ЖКХ в Якутии невозможен. Отмена перекрестного субсидирования приведет к тому, что все жители региона устремятся за адресными субсидиями.
Гарантировать качество
Система государственного регулирования изменяется – происходит переход от регулирования деятельности субъектов естественных монополий к регулированию отношений между потребителями и поставщиками. Эффективная регуляторная система в этом случае – это контроль над качеством, доступностью и бесперебойностью оказываемой услуги.
Сегодня об этом говорить пока не приходится. «Особенно остро вопрос стоит для отрасли ЖКХ, – отметил вице-премьер,– где при росте тарифов качество услуг не только не улучшается, но иногда становится хуже. А это крайне негативно влияет на восприятие самой идеи реформирования этого сектора».
Подготовил Иван ЧАГАТАЕВ