О наиболее заметных тенденциях развития Карелии в 2008 г., а также о том, как финансовая система республики справляется с текущими экономическими трудностями, рассказывает вице-премьер Правительства Республики Карелия — министр финансов Александр КОЛЕСОВ.
— Александр Семенович, каждый год по-своему примечателен не только для каждого человека, но и для экономики и финансовой системы каждого региона. Чем запомнился в республике прошедший год?
— Темпы роста экономики в Республике Карелия в 2007 г. были значительно выше, чем в среднем по России — 16,8 %. Поэтому, начиная работу в 2008 г., мы понимали, что сохранить такой уровень будет сложно. Тем приятнее отметить, что в результате совместного труда руководителей предприятий, органов местного самоуправления и правительства по итогам 2008 г. несмотря на трудности, связанные с мировым финансовым кризисом, производство в Карелии удалось сохранить на уровне около 100 % к рекордному 2007 г.
Кроме того, в 2008 г. республика приняла самый напряженный бюджет за последние 10 лет с максимально возможным дефицитом в 15 %. После этого правительство трижды предлагало, а депутаты Законодательного Собрания республики утверждали поправки, увеличивающие расходы. В общей сложности расходы выросли еще примерно на 4 158 млн руб. Несмотря на это общими усилиями министерств экономического блока республики, территориальных федеральных органов управления в сфере экономики, руководителей органов местного самоуправления и предприятий, а также сотрудников Министерства финансов Республики Карелия удалось выполнить такой сверхнапряженный бюджет и по доходам, и по расходам почти на 100 %.
Таким, в общих чертах, оказался для нас минувший год.
— Тем не менее Карелия остается дефицитным регионом. Сократился ли дефицит бюджета по сравнению с 2007 г., и если да, то за счет чего?
— Предварительная оценка основных параметров исполнения бюджета республики за 2008 г. такова:
общий объем доходов составил 21,5 млрд руб. и возрос на 5,1 млрд руб., или на 31 % по сравнению с 2007 г.;
общий объем расходов составил около 22 млрд руб. и возрос на 4,4 млрд руб., или 25 % к уровню 2007 г.;
дефицит составил 445 млн руб., или 3 % к объему налоговых и неналоговых доходов бюджета. В 2007 г. дефицит бюджета Республики Карелия составил 1 141 млн руб., или 9,9 % к объему собственных доходов бюджета.
Как видите, несмотря на замедление темпов роста республиканской экономики в связи с последствиями мирового финансового кризиса и снижение поступлений доходов в бюджет в декабре, в целом за 2008 г. нам удалось снизить дефицит бюджета на 696 млн руб., то есть почти в три раза.
Таким образом, бюджет 2008 г. по сравнению с 2007 г. более сбалансирован. Темпы роста государственного долга республики значительно снижены. При этом дефицит полностью обеспечен источниками финансирования. В соответствующих целях привлечены заемные средства и иные источники, в частности средства от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в государственной собственности Республики Карелия.
Размещен облигационный заем в объеме 800 млн руб., ориентированный на капитальные расходы бюджета, одновременно погашены ценные бумаги, выпущенные в предыдущие годы, в сумме 224 млн руб. Привлечен кредит из федерального бюджета в сумме 300 млн руб., который досрочно был погашен в прошедшем году.
Несмотря на колоссальные проблемы, нам удалось обеспечить практически в полном объеме реализацию программы заимствований по позиции «Привлечение кредитов от кредитных организаций». Осенью 2008 г. мы столкнулись с беспрецедентным за последние десять лет случаем — отказом кредитных учреждений от участия в аукционах на предоставление кредитных ресурсов для финансирования дефицита бюджета, несмотря на серьезное повышение цены государственного контракта. Тем не менее проведенная с банками работа имела свой положительный результат и в последнюю декаду декабря 2008 г. мы смогли профинансировать все расходы бюджета. В целом за год для оперативного финансирования кассовых разрывов бюджета привлечены кредиты коммерческих банков в сумме 2 359 млн руб. Эти кредиты привлекались на основе аукциона с тем, чтобы обеспечить оптимальные сроки и оптимальную процентную ставку. Одновременно погашена задолженность по коммерческим кредитам в сумме 1 950 млн руб.
— Основную долю доходов в последние годы республика получала за счет НДФЛ и налога на прибыль от успешной работы предприятий. Изменилась ли эта тенденция в прошлом году?
— Действительно, прибыль предприятий реального сектора экономики, постоянно растущие доходы занятых в экономике и бюджетной сфере республики граждан являются основой доходной части регионального бюджета. Налоги на доходы организаций и физических лиц в совокупности составляют более 67 % общей суммы налоговых и неналоговых доходов. В качестве иллюстрации приведу цифры: за 2008 г. в бюджет Карелии поступило 12,9 млрд руб. так называемых собственных доходов, из них поступления по налогу на прибыль организаций составили 4,3 млрд руб. (или 33 %). Такую же сумму бюджет республики получил и от НДФЛ (33 %).
— Последние месяцы 2008 г. прошли под знаком влияния мирового финансового кризиса. Насколько ухудшилась ситуация в Карелии?
— Разумеется, мы не могли рассчитывать на то, что кризисные явления обойдут Россию, и в частности Карелию, стороной. Отмечу, что осложнившаяся ситуация со сбытом продукции привела к серьезному сокращению прибыли флагмана нашей экономики — ОАО «Карельский окатыш». Соответственно сумма налога на прибыль, перечисленного им в региональный бюджет в декабре 2008 г., сократилась практически в два раза.
Как известно, Федеральным законом от 26 ноября 2008 г. № 224-ФЗ, который был принят в целях поддержки реального сектора экономики, организациям было предоставлено право исчислять и уплачивать налог на прибыль в ноябре и декабре 2008 г. от фактически полученной прибыли, а не авансовыми платежами. Ряд организаций, подведя итоги деятельности за 9 месяцев 2008 г. и прогнозируя убытки в четвертом квартале года, пересмотрели финансовые результаты и предъявили серьезные суммы ранее уплаченного налога на прибыль к возврату из бюджета. Безусловно, это их законное право, но с точки зрения бюджета данная ситуация явно негативная. С учетом совокупности перечисленных факторов прогнозные показатели по налогу на прибыль оказались не выполнены более чем на 160 млн руб.
Осложнение ситуации в реальном секторе экономики вынудило организации к сокращению не только объемов производства, но и расходов на оплату труда. В результате в ноябре-декабре 2008 г. прогнозные показатели бюджета Республики Карелия по НДФЛ не обеспечены почти на 100 млн руб. По-прежнему не удается стабилизировать финансовое состояние многих лесозаготовительных организаций. Как следствие, они не имеют возможности произвести платежи за пользование лесным фондом: в бюджет не поступило более 30 млн. руб.
В целом же, имея задел успешной работы организаций республики в первом полугодии 2008 г., мы сумели обеспечить исполнение планов по доходам практически на 99 %.
— В республике намечены антикризисные мероприятия, которые касаются прежде всего ведущих отраслей. Что вы можете рассказать о них?
— Главой Карелии утвержден План мероприятий по снижению рисков, связанных со сложной финансово-экономической ситуацией в республике, разработанный органами исполнительной власти при участии Национального банка Республики Карелия Банка России. Он подготовлен с учетом принятого на федеральном уровне Плана действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики РФ.
Наш план предусматривает реализацию в текущем году 62 мероприятий и направлен на поддержание стабильности как в целом в республике, так и в отдельных секторах и сферах деятельности. Часть мер уже принята и реализуется. Всего на поддержку реального сектора экономики предусмотрено 3 778 млн руб. (в 2008 г. было фактически выделено 3 648 млн руб.) Так, Законом о бюджете Республики Карелия предоставлены налоговые льготы предприятиям реального сектора экономики на сумму более 418 млн руб., а также льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество для инвесторов и социально значимых отраслей; предоставляются субсидии для снижения процентных ставок по кредитам, выданным на реализацию инвестиционных проектов; выполнен ряд мероприятий, направленных на освоение природных ресурсов в минимально возможные сроки для обеспечения нормальной работы лесозаготовительных и горнопромышленных организаций республики; решается вопрос об упрощении процедуры выделения земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
По предложению субъектов РФ, в том числе Карелии, Правительством России пересмотрен график повышения вывозных пошлин на необработанные лесоматериалы лиственных пород в целях получения дополнительного времени для развития переработки данного сырья внутри страны.
Кроме того, антикризисным планом предусматриваются меры по поддержанию инвестиционной деятельности в республике. Предполагается:
внести изменения в закон РК, предусматривающие введение дополнительных форм государственной поддержки инвесторов в Республике Карелия;
заключить Инвестиционные соглашения о предоставлении режима инвестиционного благоприятствования в реализации инвестиционных проектов на территории Республики Карелия;
подготовить в порядке законодательной инициативы проект федерального закона о внесении изменений в ст. 93.2 Бюджетного кодекса РФ, которые бы вернули субъектам РФ право предоставлять бюджетные кредиты юридическим лицам за счет средств региональных бюджетов.
Для поддержки лесопромышленного и горнопромышленного комплексов будет реализован ряд мероприятий, в том числе:
Мероприятия социальной защиты населения нацелены на снижение социальной напряженности в обществе, оказание государственных услуг по трудоустройству, профессиональному обучению, профориентации, психологической поддержке граждан, высвобождаемых с кризисных предприятий. Мероприятия по поддержке финансово-бюджетной системы направлены на сбалансированность республиканского бюджета и финансовое обеспечение в полном объеме социально-значимых расходов бюджета Карелии.
Взаимодействие с банковским сообществом по поддержанию устойчивости финансового сектора экономики будет осуществляться при непосредственном участии Национального банка РК Банка России, что позволит повысить оперативность реагирования на работу банковского сектора республики. Так, выделенные в декабре 2008 г. 50 млн руб. на увеличение уставного капитала Банка «Онего», в котором Правительству РК принадлежит около 90 %, в декабре того же года помогли республике получить в бюджет 50 млн руб. в виде кредита и 30 млн руб. привлечь в качестве кредитов для финансирования малого бизнеса. Ясно, что в 2009 г. отдача от этого решения будет в несколько раз больше.
— Несмотря на все сложности на 2009 г. принят достаточно напряженный бюджет. На что бы вы хотели обратить внимание? Сейчас людей особенно волнует выполнение социальных обязательств.
— Процесс формирования бюджета на 2009 г. начался еще весной прошлого года и во многом ориентировался на первоначальный прогноз социально-экономического развития республики. Все уже привыкли к тому, что бюджет планируется с дефицитом, который покрывается в течение года не только за счет заимствований, но и за счет дополнительных доходов. Однако жизнь вносит свои коррективы. В текущем году и доступность кредитных ресурсов значительно ниже, и ожидать сверхплановых прибылей не приходится.
На заключительной стадии формирования бюджета в соответствии с поручением главы РК С. Л. Катанандова уже был принят ряд мер, касающихся сбалансированности бюджета: с учетом прогнозируемого сокращения доходов пересмотрены объемы привлекаемых кредитных ресурсов, уменьшены расходы и соответственно дефицит бюджета почти на миллиард рублей.
Чтобы сконцентрировать бюджетные ресурсы в первом полугодии на выполнении приоритетных социальных обязательств, постановлением Правительства РК определены лимиты бюджетных обязательств на их обеспечение, а также установлены лимиты, расходы по которым будут производиться во втором полугодии при наличии реальных доходов.
В республике осуществлен переход на новые системы оплаты труда с увеличением выплат работникам бюджетной сферы. Вопрос оплаты труда находится под особым контролем главы Республики. Среди первоочередных расходов — обеспечение функционирования всех без исключения учреждений бюджетной сферы, предоставляющих услуги населению.
О социальных выплатах и иных мерах социальной поддержки гражданам не стоит беспокоиться. Эти расходы всегда в республике имели «зеленый» свет. Все ранее установленные гражданам меры социальной поддержки будут сохранены. Кроме того, в 2009 г. планируется увеличить расходы на их обеспечение. На эти цели средств федерального бюджета и бюджета Республики Карелия предусмотрено на 22 % больше, чем в 2008 г.
С участием бюджета будут реализованы дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда в республике. Подготовлена Программа поддержки занятости населения Республики Карелия на 2009 г., предусматривающая смягчение негативных социальных последствий, вызванных увольнением работников, удовлетворение потребности Республики Карелия в выполнении социально значимых работ, повышение доходов малоимущих жителей, обеспечение экономики республики специалистами по востребованным профессиям. Точная сумма дополнительных ассигнований на эти цели будет определена с учетом средств федерального бюджета, которые по итогам рассмотрения региональной Программы планируется выделить в качестве софинансирования.
Будут решаться и другие не менее важные в современных условиях задачи: поддержка малого бизнеса, ипотечного кредитования, государственная поддержка строительства жилья для молодых семей. Эти меры мы рассматриваем как социальные гарантии и также включили в первоочередные расходы.
— В конце прошлого года глава республики утвердил программу реформирования региональных финансов Республики Карелия на 2008–2010 гг. Что даст реализация этой программы?
— Принятая в конце прошлого года правительством Программа реформирования региональных финансов Карелии на 2008–2010 гг. будет способствовать дальнейшей реализации бюджетной реформы. Реформирование общественных финансов будет осуществляться по следующим основным направлениям:
Экономический эффект от реализации программы будет выражаться в увеличении поступления доходов в бюджет Карелии за счет активизации инвестиционной деятельности, использования долговой политики для привлечения инвестиционных ресурсов на реализацию инфраструктурных проектов, повышения эффективности деятельности организаций государственного сектора экономики, а также в снижении объема предоставляемых налоговых льгот, сокращении неэффективных бюджетных расходов, кредиторской задолженности бюджетных учреждений и государственных унитарных предприятий республики.
Кроме того, программа является основой заявки, поданной нами в Министерство финансов РФ в декабре прошлого года на участие в конкурсе среди субъектов Российской Федерации на получение дополнительных средств федерального бюджета.
— Несмотря на достигнутые результаты вопросы повышения эффективности использования бюджетных средств, оптимизации их структуры остаются актуальными. Что еще предполагается сделать в этом направлении?
— В условиях существующей всегда и везде ограниченности бюджетных ресурсов вопросы повышения эффективности использования бюджетных средств, оптимизации их структуры весьма актуальны. Поэтому мы планируем продолжить работу по повышению качества предоставляемых населению государственных услуг, по оценке потребности в услугах.
Будут сформированы реестры государственных услуг, оказываемых населению, расчеты их стоимости, а также методики расчета объема услуг, необходимого для результативного исполнения государственных полномочий Республики Карелия, разработаны и утверждены требования к качеству услуг, создана система учета (мониторинга) потребности населения в их предоставлении.
Учитывая новизну и сложность данной проблемы, мероприятия планируется реализовывать поэтапно: первоначально — в отдельных социальных отраслях, в дальнейшем перечень бюджетных услуг планируется расширить с целью охвата всех бюджетных услуг.
Для установления взаимосвязи между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования в соответствии с приоритетами государственной политики намечено реализовать комплекс мер по формированию среднесрочных ведомственных целевых программ.
Планируется ежегодное утверждение количественных показателей для оценки результатов исполнения функций и задач органов власти. Предусматривается утвердить порядок корректировки предоставляемых услуг исходя из уровня достижения результатов. За основу предполагается принять индикаторы уровня жизни населения, социально-экономического положения Республики Карелия, видов деятельности, утвержденные для оценки деятельности регионов Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».
В заключение хочу сказать, что с кризисом можно и нужно бороться успешно.
— Александр Семенович, каждый год по-своему примечателен не только для каждого человека, но и для экономики и финансовой системы каждого региона. Чем запомнился в республике прошедший год?
— Темпы роста экономики в Республике Карелия в 2007 г. были значительно выше, чем в среднем по России — 16,8 %. Поэтому, начиная работу в 2008 г., мы понимали, что сохранить такой уровень будет сложно. Тем приятнее отметить, что в результате совместного труда руководителей предприятий, органов местного самоуправления и правительства по итогам 2008 г. несмотря на трудности, связанные с мировым финансовым кризисом, производство в Карелии удалось сохранить на уровне около 100 % к рекордному 2007 г.
Кроме того, в 2008 г. республика приняла самый напряженный бюджет за последние 10 лет с максимально возможным дефицитом в 15 %. После этого правительство трижды предлагало, а депутаты Законодательного Собрания республики утверждали поправки, увеличивающие расходы. В общей сложности расходы выросли еще примерно на 4 158 млн руб. Несмотря на это общими усилиями министерств экономического блока республики, территориальных федеральных органов управления в сфере экономики, руководителей органов местного самоуправления и предприятий, а также сотрудников Министерства финансов Республики Карелия удалось выполнить такой сверхнапряженный бюджет и по доходам, и по расходам почти на 100 %.
Таким, в общих чертах, оказался для нас минувший год.
— Тем не менее Карелия остается дефицитным регионом. Сократился ли дефицит бюджета по сравнению с 2007 г., и если да, то за счет чего?
— Предварительная оценка основных параметров исполнения бюджета республики за 2008 г. такова:
общий объем доходов составил 21,5 млрд руб. и возрос на 5,1 млрд руб., или на 31 % по сравнению с 2007 г.;
общий объем расходов составил около 22 млрд руб. и возрос на 4,4 млрд руб., или 25 % к уровню 2007 г.;
дефицит составил 445 млн руб., или 3 % к объему налоговых и неналоговых доходов бюджета. В 2007 г. дефицит бюджета Республики Карелия составил 1 141 млн руб., или 9,9 % к объему собственных доходов бюджета.
Как видите, несмотря на замедление темпов роста республиканской экономики в связи с последствиями мирового финансового кризиса и снижение поступлений доходов в бюджет в декабре, в целом за 2008 г. нам удалось снизить дефицит бюджета на 696 млн руб., то есть почти в три раза.
Таким образом, бюджет 2008 г. по сравнению с 2007 г. более сбалансирован. Темпы роста государственного долга республики значительно снижены. При этом дефицит полностью обеспечен источниками финансирования. В соответствующих целях привлечены заемные средства и иные источники, в частности средства от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в государственной собственности Республики Карелия.
Размещен облигационный заем в объеме 800 млн руб., ориентированный на капитальные расходы бюджета, одновременно погашены ценные бумаги, выпущенные в предыдущие годы, в сумме 224 млн руб. Привлечен кредит из федерального бюджета в сумме 300 млн руб., который досрочно был погашен в прошедшем году.
Несмотря на колоссальные проблемы, нам удалось обеспечить практически в полном объеме реализацию программы заимствований по позиции «Привлечение кредитов от кредитных организаций». Осенью 2008 г. мы столкнулись с беспрецедентным за последние десять лет случаем — отказом кредитных учреждений от участия в аукционах на предоставление кредитных ресурсов для финансирования дефицита бюджета, несмотря на серьезное повышение цены государственного контракта. Тем не менее проведенная с банками работа имела свой положительный результат и в последнюю декаду декабря 2008 г. мы смогли профинансировать все расходы бюджета. В целом за год для оперативного финансирования кассовых разрывов бюджета привлечены кредиты коммерческих банков в сумме 2 359 млн руб. Эти кредиты привлекались на основе аукциона с тем, чтобы обеспечить оптимальные сроки и оптимальную процентную ставку. Одновременно погашена задолженность по коммерческим кредитам в сумме 1 950 млн руб.
— Основную долю доходов в последние годы республика получала за счет НДФЛ и налога на прибыль от успешной работы предприятий. Изменилась ли эта тенденция в прошлом году?
— Действительно, прибыль предприятий реального сектора экономики, постоянно растущие доходы занятых в экономике и бюджетной сфере республики граждан являются основой доходной части регионального бюджета. Налоги на доходы организаций и физических лиц в совокупности составляют более 67 % общей суммы налоговых и неналоговых доходов. В качестве иллюстрации приведу цифры: за 2008 г. в бюджет Карелии поступило 12,9 млрд руб. так называемых собственных доходов, из них поступления по налогу на прибыль организаций составили 4,3 млрд руб. (или 33 %). Такую же сумму бюджет республики получил и от НДФЛ (33 %).
— Последние месяцы 2008 г. прошли под знаком влияния мирового финансового кризиса. Насколько ухудшилась ситуация в Карелии?
— Разумеется, мы не могли рассчитывать на то, что кризисные явления обойдут Россию, и в частности Карелию, стороной. Отмечу, что осложнившаяся ситуация со сбытом продукции привела к серьезному сокращению прибыли флагмана нашей экономики — ОАО «Карельский окатыш». Соответственно сумма налога на прибыль, перечисленного им в региональный бюджет в декабре 2008 г., сократилась практически в два раза.
Как известно, Федеральным законом от 26 ноября 2008 г. № 224-ФЗ, который был принят в целях поддержки реального сектора экономики, организациям было предоставлено право исчислять и уплачивать налог на прибыль в ноябре и декабре 2008 г. от фактически полученной прибыли, а не авансовыми платежами. Ряд организаций, подведя итоги деятельности за 9 месяцев 2008 г. и прогнозируя убытки в четвертом квартале года, пересмотрели финансовые результаты и предъявили серьезные суммы ранее уплаченного налога на прибыль к возврату из бюджета. Безусловно, это их законное право, но с точки зрения бюджета данная ситуация явно негативная. С учетом совокупности перечисленных факторов прогнозные показатели по налогу на прибыль оказались не выполнены более чем на 160 млн руб.
Осложнение ситуации в реальном секторе экономики вынудило организации к сокращению не только объемов производства, но и расходов на оплату труда. В результате в ноябре-декабре 2008 г. прогнозные показатели бюджета Республики Карелия по НДФЛ не обеспечены почти на 100 млн руб. По-прежнему не удается стабилизировать финансовое состояние многих лесозаготовительных организаций. Как следствие, они не имеют возможности произвести платежи за пользование лесным фондом: в бюджет не поступило более 30 млн. руб.
В целом же, имея задел успешной работы организаций республики в первом полугодии 2008 г., мы сумели обеспечить исполнение планов по доходам практически на 99 %.
— В республике намечены антикризисные мероприятия, которые касаются прежде всего ведущих отраслей. Что вы можете рассказать о них?
— Главой Карелии утвержден План мероприятий по снижению рисков, связанных со сложной финансово-экономической ситуацией в республике, разработанный органами исполнительной власти при участии Национального банка Республики Карелия Банка России. Он подготовлен с учетом принятого на федеральном уровне Плана действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики РФ.
Наш план предусматривает реализацию в текущем году 62 мероприятий и направлен на поддержание стабильности как в целом в республике, так и в отдельных секторах и сферах деятельности. Часть мер уже принята и реализуется. Всего на поддержку реального сектора экономики предусмотрено 3 778 млн руб. (в 2008 г. было фактически выделено 3 648 млн руб.) Так, Законом о бюджете Республики Карелия предоставлены налоговые льготы предприятиям реального сектора экономики на сумму более 418 млн руб., а также льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество для инвесторов и социально значимых отраслей; предоставляются субсидии для снижения процентных ставок по кредитам, выданным на реализацию инвестиционных проектов; выполнен ряд мероприятий, направленных на освоение природных ресурсов в минимально возможные сроки для обеспечения нормальной работы лесозаготовительных и горнопромышленных организаций республики; решается вопрос об упрощении процедуры выделения земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
По предложению субъектов РФ, в том числе Карелии, Правительством России пересмотрен график повышения вывозных пошлин на необработанные лесоматериалы лиственных пород в целях получения дополнительного времени для развития переработки данного сырья внутри страны.
Кроме того, антикризисным планом предусматриваются меры по поддержанию инвестиционной деятельности в республике. Предполагается:
внести изменения в закон РК, предусматривающие введение дополнительных форм государственной поддержки инвесторов в Республике Карелия;
заключить Инвестиционные соглашения о предоставлении режима инвестиционного благоприятствования в реализации инвестиционных проектов на территории Республики Карелия;
подготовить в порядке законодательной инициативы проект федерального закона о внесении изменений в ст. 93.2 Бюджетного кодекса РФ, которые бы вернули субъектам РФ право предоставлять бюджетные кредиты юридическим лицам за счет средств региональных бюджетов.
Для поддержки лесопромышленного и горнопромышленного комплексов будет реализован ряд мероприятий, в том числе:
- совместная разработка стратегий предприятий на период кризиса;
- создание условий для привлечения в лесную отрасль эффективных собственников;
- подготовка предложений о внесении изменений в Лесной кодекс РФ (в части обеспечения возможности предоставления одного и того же лесного участка одновременно нескольким арендаторам), а также по внесению изменений в Закон РФ «О недрах» в части передачи субъектам РФ всех полномочий в области общераспространенных полезных ископаемых.
- Поддержка сельского хозяйства будет реализована через следующие мероприятия:
- содействие строительству новых комплексов с целью повышения эффективности животноводства;
- подготовка предложений о повышении ставок ввозных таможенных пошлин на лососевые виды рыб, что позволит увеличить на 10 % оптовую цену реализации продукции товарного рыбоводства РК;
- подготовка предложений об отмене ставки ввозной таможенной пошлины на рыбные корма, направленных на удешевление рыбных кормов и снижение себестоимости производимой продукции.
Мероприятия социальной защиты населения нацелены на снижение социальной напряженности в обществе, оказание государственных услуг по трудоустройству, профессиональному обучению, профориентации, психологической поддержке граждан, высвобождаемых с кризисных предприятий. Мероприятия по поддержке финансово-бюджетной системы направлены на сбалансированность республиканского бюджета и финансовое обеспечение в полном объеме социально-значимых расходов бюджета Карелии.
Взаимодействие с банковским сообществом по поддержанию устойчивости финансового сектора экономики будет осуществляться при непосредственном участии Национального банка РК Банка России, что позволит повысить оперативность реагирования на работу банковского сектора республики. Так, выделенные в декабре 2008 г. 50 млн руб. на увеличение уставного капитала Банка «Онего», в котором Правительству РК принадлежит около 90 %, в декабре того же года помогли республике получить в бюджет 50 млн руб. в виде кредита и 30 млн руб. привлечь в качестве кредитов для финансирования малого бизнеса. Ясно, что в 2009 г. отдача от этого решения будет в несколько раз больше.
— Несмотря на все сложности на 2009 г. принят достаточно напряженный бюджет. На что бы вы хотели обратить внимание? Сейчас людей особенно волнует выполнение социальных обязательств.
— Процесс формирования бюджета на 2009 г. начался еще весной прошлого года и во многом ориентировался на первоначальный прогноз социально-экономического развития республики. Все уже привыкли к тому, что бюджет планируется с дефицитом, который покрывается в течение года не только за счет заимствований, но и за счет дополнительных доходов. Однако жизнь вносит свои коррективы. В текущем году и доступность кредитных ресурсов значительно ниже, и ожидать сверхплановых прибылей не приходится.
На заключительной стадии формирования бюджета в соответствии с поручением главы РК С. Л. Катанандова уже был принят ряд мер, касающихся сбалансированности бюджета: с учетом прогнозируемого сокращения доходов пересмотрены объемы привлекаемых кредитных ресурсов, уменьшены расходы и соответственно дефицит бюджета почти на миллиард рублей.
Чтобы сконцентрировать бюджетные ресурсы в первом полугодии на выполнении приоритетных социальных обязательств, постановлением Правительства РК определены лимиты бюджетных обязательств на их обеспечение, а также установлены лимиты, расходы по которым будут производиться во втором полугодии при наличии реальных доходов.
В республике осуществлен переход на новые системы оплаты труда с увеличением выплат работникам бюджетной сферы. Вопрос оплаты труда находится под особым контролем главы Республики. Среди первоочередных расходов — обеспечение функционирования всех без исключения учреждений бюджетной сферы, предоставляющих услуги населению.
О социальных выплатах и иных мерах социальной поддержки гражданам не стоит беспокоиться. Эти расходы всегда в республике имели «зеленый» свет. Все ранее установленные гражданам меры социальной поддержки будут сохранены. Кроме того, в 2009 г. планируется увеличить расходы на их обеспечение. На эти цели средств федерального бюджета и бюджета Республики Карелия предусмотрено на 22 % больше, чем в 2008 г.
С участием бюджета будут реализованы дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда в республике. Подготовлена Программа поддержки занятости населения Республики Карелия на 2009 г., предусматривающая смягчение негативных социальных последствий, вызванных увольнением работников, удовлетворение потребности Республики Карелия в выполнении социально значимых работ, повышение доходов малоимущих жителей, обеспечение экономики республики специалистами по востребованным профессиям. Точная сумма дополнительных ассигнований на эти цели будет определена с учетом средств федерального бюджета, которые по итогам рассмотрения региональной Программы планируется выделить в качестве софинансирования.
Будут решаться и другие не менее важные в современных условиях задачи: поддержка малого бизнеса, ипотечного кредитования, государственная поддержка строительства жилья для молодых семей. Эти меры мы рассматриваем как социальные гарантии и также включили в первоочередные расходы.
— В конце прошлого года глава республики утвердил программу реформирования региональных финансов Республики Карелия на 2008–2010 гг. Что даст реализация этой программы?
— Принятая в конце прошлого года правительством Программа реформирования региональных финансов Карелии на 2008–2010 гг. будет способствовать дальнейшей реализации бюджетной реформы. Реформирование общественных финансов будет осуществляться по следующим основным направлениям:
- организация бюджетного процесса, ориентированного на результат;
- внедрение среднесрочного бюджетного планирования;
- совершенствование системы управления бюджетными расходами;
- создание условий для развития доходной базы бюджета;
- повышение публичности государственного сектора экономики.
Экономический эффект от реализации программы будет выражаться в увеличении поступления доходов в бюджет Карелии за счет активизации инвестиционной деятельности, использования долговой политики для привлечения инвестиционных ресурсов на реализацию инфраструктурных проектов, повышения эффективности деятельности организаций государственного сектора экономики, а также в снижении объема предоставляемых налоговых льгот, сокращении неэффективных бюджетных расходов, кредиторской задолженности бюджетных учреждений и государственных унитарных предприятий республики.
Кроме того, программа является основой заявки, поданной нами в Министерство финансов РФ в декабре прошлого года на участие в конкурсе среди субъектов Российской Федерации на получение дополнительных средств федерального бюджета.
— Несмотря на достигнутые результаты вопросы повышения эффективности использования бюджетных средств, оптимизации их структуры остаются актуальными. Что еще предполагается сделать в этом направлении?
— В условиях существующей всегда и везде ограниченности бюджетных ресурсов вопросы повышения эффективности использования бюджетных средств, оптимизации их структуры весьма актуальны. Поэтому мы планируем продолжить работу по повышению качества предоставляемых населению государственных услуг, по оценке потребности в услугах.
Будут сформированы реестры государственных услуг, оказываемых населению, расчеты их стоимости, а также методики расчета объема услуг, необходимого для результативного исполнения государственных полномочий Республики Карелия, разработаны и утверждены требования к качеству услуг, создана система учета (мониторинга) потребности населения в их предоставлении.
Учитывая новизну и сложность данной проблемы, мероприятия планируется реализовывать поэтапно: первоначально — в отдельных социальных отраслях, в дальнейшем перечень бюджетных услуг планируется расширить с целью охвата всех бюджетных услуг.
Для установления взаимосвязи между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования в соответствии с приоритетами государственной политики намечено реализовать комплекс мер по формированию среднесрочных ведомственных целевых программ.
Планируется ежегодное утверждение количественных показателей для оценки результатов исполнения функций и задач органов власти. Предусматривается утвердить порядок корректировки предоставляемых услуг исходя из уровня достижения результатов. За основу предполагается принять индикаторы уровня жизни населения, социально-экономического положения Республики Карелия, видов деятельности, утвержденные для оценки деятельности регионов Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».
В заключение хочу сказать, что с кризисом можно и нужно бороться успешно.