— 20 марта 2006

Возвращение атома

Версия для печати 1737 Материалы по теме
Ситуацию в ядерной отрасли нужно кардинально менять, считает руководитель Федерального агентства по атомной энергии Сергей КИРИЕНКО. Сегодня «мирный атом» производит 16% электроэнергии в стране. Но если оставить все как есть, то к 2030 году, с учетом выбытия существующих мощностей АЭС России, этот показатель составит только на 1,3%.

кириенко
Рост потребления электроэнергии в стране идет в 1,5 раза быстрее, чем это предусмотрено Стратегией энергетического развития России до 2020 года. А в таких регионах, как Москва, – в 4–5 раз быстрее. Без возвращения «мирного атома» трудно представить себе, как будет удовлетворяться спрос на электричество, до которого новая экономика – большая охотница.
Эта тенденция характерна не только для России. Почти все развитые страны сегодня заявляют об актуализации атомной энергетики. О строительстве ста атомных энергоблоков заявило правительство КНР, о строительстве сорока энергоблоков – правительство Индии. Пересмотрели свою программу строительства АЭС Соединенные Штаты Америки: долю атомной энергии планируется увеличить с 20 до 25%. Даже в Германии, стране, которая приняла решение полностью ликвидировать свою атомную энергетику, в последнее время обсуждаются вопросы возрождения этой отрасли.
«К 2030 году российская атомная энергетика должна обеспечивать 25% генерации электроэнергии, – подчеркнул в своем выступлении во время празднования Дня науки 8 февраля 2006 года глава Росатома Сергей Кириенко. – Мы с вами до этого времени должны построить объекты общей установленной мощностью 40 гигаватт. Сегодня этот показатель равен 23. Реально строится один энергоблок (1 ГВт) в 3 года. Причем, если быть честными, не строится, а достраивается. Задача же стоит выйти на строительство, как минимум, двух блоков в год, то есть 2 ГВт, если говорить о блоках с реакторами-тысячниками. И это только внутри страны».
Росатом ставит и более амбициозные задачи – использовать колоссальный опыт России по освоению энергии атома в мировом масштабе, обеспечить мировой спрос на атомную энергию в странах, не имеющих специалистов по строительству АЭС, и т. д.
«На прошлой неделе к нам приезжал первый заместитель министра энергетики США, который показал мне их «секретный» расчет, – сообщил в ГНЦ РФ Курчатовском институте Сергей Владиленович. – Американцы подсчитали, что в мире до 2030 года будет введено атомных электростанций установленной мощностью порядка 600 ГВт. Мы посмеялись, потому что я достал свой «секретный» расчет, на котором было написано 570 ГВт. То есть наши расчеты порядково совпадают!».
Очевидно, что половина из новых мощностей придется на закрытые рынки. Едва ли США пригласят к себе зарубежных специалистов строить АЭС. Как, впрочем, и Россия или Франция. Возможно, и КНР. А вот вторая половина – это и есть те рынки, на которые нужно выходить.
«Будет просто стыдно, если мы не поставим себе задачу «забрать» хотя бы 20% этого мирового рынка», – отметил Сергей Кириенко.
Для этого потребуется решение масштабных задач. Прежде всего необходимо восстановить в рамках России структуру технологического комплекса бывшего Министерства среднего машиностроения СССР. Если оборонный потенциал страны сохранить удалось, то об атомном этого сказать нельзя.
радиорупка
Далее, добыча урана в России осталась на минимуме: львиная доля  месторождений оказалась в странах СНГ. В Средмаше было 30 тыс. человек одних монтажников... При этом на задачу строительства двух блоков в год даже в Советском Союзе не выходили.
«Принципиально важно, что на площадке международных центров могут быть объединены научные потенциалы для создания технологий, которым присуща внутренняя безопасность, – говорит главный атомщик России. – У нас работает проект ИТЭР (Международный термоядерный экспериментальный реактор – ITER), и он вышел на финальную стадию. Американцы решили присоединяться к ИНПРО (проект создания реакторов нового поколения), и это замечательно. В мире вновь возник интерес к технологиям реакторов на быстрых нейтронах, в которых уничтожается энергетический плутоний».
Планы Росатома производят впечатление, потому как подразумевают возрождение правительственного интереса к фундаментальной науке. Зародыш Атомпрома – это куда серьезнее для мирового престижа, чем уже вставший на ноги близнец – Газпром. Планы по созданию Атомпрома уже озвучены. Сегодня Росатомом ведутся переговоры по консолидации пакетов акций предприятий атомной отрасли в руках государства.
В следующем номере журнала «Бюджет» пойдет речь о чернобыльской катастрофе, 20 лет которой исполнится 26 апреля 2006 года. По словам бывшего главы Росатома Александра Румянцева, авария на Чернобыльской АЭС отбросила развитие атомной отрасли как раз на 20 лет.
Иван ЧАГАТАЕВ

Поделиться