— 20 мая 2006

Бухгалтер в зоне особого внимания

Версия для печати 8649 Материалы по теме

Алтай богат полезными ископаемыми, традициями и знаменитыми на всю Россию людьми. Здесь родились актер, режиссер и писатель Василий Шукшин, поэт Роберт Рождественский, актер Панкратов-Черный, губернатор Евдокимов и водитель Щербинский… А мы бы в книгу великих и известных земляков внесли бы всех бухгалтеров края как участников революции – революции бюджетного учета

Объект для субъекта


В.Н. Савоськина, главный бухгалтер Комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике.

Профессиональный и способный работать с компьютером бухгалтер – объект постоянного и тщательного поиска краевых властей. Потому как с вступлением в силу Закона № 131-ФЗ и появлением четвертого уровня бюджетной системы потребность в такого рода специалистах стала задачей ну очень крупного масштаба.

– Вера Николаевна, в большинстве регионов переход на новую Инструкцию по бюджетному учету проходил очень тяжело. Какой была ситуация у вас?
– Первый год применения на практике новой Инструкции выявил немало проблем, касающихся перехода на новые правила организации бюджетного учета, применения бюджетной классификации и представления отчетности финорганами края за 2005 год.
В течение 9 месяцев 2005 года учет велся по Инструкции № 107н, которая была отменена с 1 октября 2005 года. При переходе на новые правила необходимо было отдельно перенести остатки по счетам на 1 января 2005 года и отдельно разобраться с оборотами за 9 месяцев 2005 года таким образом, как будто бы учреждение применяло Инструкцию № 70н с 1 января 2005 года.
Для обеспечения работ по переходу бюджетных учреждений на новый План счетов был проведен комплекс мероприятий, направленных на реализацию положений новой Инструкции. Были подготовлены и направлены в краевые учреждения и финорганы края методические рекомендации по вопросам реформирования бюджетного учета, организованы обучающие семинары по внедрению бюджетного учета с привлечением высококвалифицированных преподавателей, выездные семинары учебного центра Алтайского государственного университета. Также мы разработали таблицы соответствия нового и старого Планов счетов бухгалтерского учета. Кроме того, в течение года проводилось обучение специалистов бухгалтерских служб работе на компьютерных программах.
– Как решается кадровый вопрос и вопрос повышения квалификации?
– Отраслевые централизованные бухгалтерии систематически проводят для работников своих отраслей семинары и курсы по изменениям в бухгалтерском учете и бюджетном законодательстве. При этом практикуются и выездные «кустовые» семинары. На них приглашаются специалисты – теоретики и практики – из других регионов. Не остаемся в стороне от этой работы и мы, работаем в аналогичном ключе с бухгалтерами финансовой системы.
Несмотря на постоянное повышение уровня квалификации бухгалтерских работников, качественный состав бухгалтерских кадров в бюджетных учреждениях и особенно сельских поселениях пока недостаточно высок. Найти квалифицированного бухгалтера, знающего не только бухгалтерский учет, но и компьютерную технику, умеющего работать с современными программами, в сельской глубинке не так-то легко. Переход на новую Инструкцию по бюджетному учету объективно усложнил работу бухгалтера, потребовал от него навыков самостоятельного и углубленного изучения новых нормативных документов. Несекрет, что следствием этого стало большое число поданных заявлений на увольнение. Для бухгалтеров это стало своего рода «шоковой терапией».
– Вы говорили о хорошей профессиональной подготовке бухгалтеров централизованных бухгалтерий. В каких отраслях они работают?
– Сегодня в крае сохранилось достаточно большое количество централизованных бухгалтерий. Наиболее крупные централизованные бухгалтерии существуют в отрасли образования, социальной защиты, здравоохранения. Централизованные бухгалтерии создавались как специализированные структурные подразделения при органах государственной власти, главных распорядителях бюджетных средств в целях эффективной организации бухгалтерского учета в обслуживаемых бюджетных учреждениях.
– Решен ли у вас вопрос с заработной платой бухгалтеров централизованных бухгалтерий?
– Условия оплаты труда работников органов местного самоуправления, в том числе и работников централизованных бухгалтерий при местных администрациях, не отнесенных к муниципальным служащим, определяются субъектом РФ. Поэтому в целях упорядочения оплаты труда работников централизованных бухгалтерий должностные оклады руководителей, специалистов и служащих централизованных бухгалтерий установлены применительно к условиям оплаты труда государственных и муниципальных служащих.
– Как прошла сдача сводной отчетности в Минфин России? Какие затруднения возникли при сдаче отчетности?
– Перед составлением и представлением годовой отчетности об исполнении консолидированного бюджета края и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования края в Минфин России была проведена работа по выверке задолженности по долговым обязательствам бюджета нашего субъекта перед федеральным бюджетом. С Управлением Федерального казначейства по Алтайскому краю были сверены поступившие доходы по кодам бюджетной классификации, видам бюджетов и администраторам, а также расчеты по межбюджетным отношениям и межбюджетной задолженности по поступлениям в бюджетную систему РФ. Ошибок и затруднений при сдаче годовой отчетности в Минфин России не было.

Бухгалтерам должны платить больше


Т.Г. Архипова, главный бухгалтер Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи.

Централизованная бухгалтерия способна решить гораздо больше проблем и работать значительно эффективнее, нежели бухгалтеры-одиночки. Это плюс. Минус – самостоятельно решить собственные проблемы, которых тоже немало, централизованная бухгалтерия не может. Об этом и о многом другом мы говорили с Т.Г. Архиповой, главным бухгалтером Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи.

– Какую работу вы провели для перехода на ведение бюджетного учета по новым правилам?
– Переходу на применение Инструкции предшествовала большая организационная работа. Комитет администрации края по образованию подготовил и направил в подчиненные комитеты по образованию методические рекомендации, определяющие порядок и особенности введения в действие положений Инструкции, порядок использования регистров бюджетного учета. Мы провели мониторинг оснащенности бухгалтерскими программно-техническими средствами для организации бюджетного учета. Организовали и провели обучение по применению Инструкции. Большую помощь в этом нам оказали специалисты учебного центра Алтайского государственного университета. Они выезжали с нашими сотрудниками в районы края.
– Сколько бухгалтеров вы таким образом обучили?
– 650 работников централизованных бухгалтерий, профессиональных училищ, техникумов, краевых образовательных учреждений.
Кроме обучения с выездом на места Комитетом по образованию были организованы семинары по изучению Инструкции с применением программных продуктов. Также были организованы семинары по изучению Инструкции при Барнаульском педагогическом университете с привлечением специалистов из Москвы.
Проведены семинары по изучению отдельных вопросов Инструкции с председателями комитетов, руководителями учреждений образования.
Расскажите о проблемах, связанных с работой по новым правилам бухгалтерского учета. Как их решаете?
– Организация бухгалтерского учета в соответствии с Инструкцией № 70н показала, что она идеально подходит для ведения учета в отдельном бюджетном учреждении, но сложна в применении централизованными бухгалтериями, где учет ведется по нескольким бюджетным учреждениям. Например, централизованная бухгалтерия города Рубцовска обслуживает 78 разнотипных учреждений, это очень затрудняет работу. К сожалению, программный продукт, используемый централизованными бухгалтериями, не в полной мере соответствует специфике ведения бухгалтерского учета в централизованных бухгалтериях системы образования.
Следующая проблема, не нашедшая отражения в Инструкции № 70н, – учет в техникумах и профессиональных училищах, имеющих свои мастерские, цеха по переработке сельскохозяйственной продукции, подсобные учебные хозяйства.
– Ваши сотрудники повышают свою квалификацию?
– Комитет по образованию запланировал обучение работников бухгалтерии с привлечением специалистов для проведения в августе 2006 года обучающих семинаров по разделам Инструкции: заработная плата, материальная группа, группа питания, бухгалтеру училищ сельскохозяйственной направленности, бухгалтеру промышленных училищ.
– На каком уровне находится автоматизация учета в учреждениях отрасли?
– В октябре 2005 года Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике выделил нам 1,9 тысячи рублей, на которые приобретены компьютеры для 80 учреждений края. Будем продолжать закупать компьютеры и в 2006 году.
– Каковы особенности ведении бухгалтерского учета в Комитетах по образованию Алтайского края?
– В Алтайском крае в соответствии с территориальным делением образованы 77 районных и городских комитетов по образованию. По состоянию на 10 сентября 2005 года в крае насчитывается 2642 образовательных учреждения.
На основании Федерального закона  от 23 июля 1998 г. № 123-ФЗ «О бухгалтерском учете», инструктивного письма Министерства общего и профессионального образования РФ от 18 июня 1998 г. № 30, инструктивного письма Министерства образования РФ от 14 июня 2000 г. № 22-06-87 образовательное учреждение вправе заключать договоры на расчетно-кассовое, налоговое обслуживание с централизованной бухгалтерией, если она является юридическим лицом или структурным подразделением органа управления образованием, что и практикуется в образовательных учреждениях края.
В крае существует отлаженная система бухгалтерского учета и отчетности учреждений образования, организована работа по текущему и последующему контролю за финансово-хозяйственной деятельностью учреждений, обслуживаемых централизованными бухгалтериями при комитетах по образованию, согласно договорам.
Всего централизованными бухгалтериями при комитетах по образованию обслуживается более 2000 учреждений, и только в двух районах централизованные бухгалтерии не созданы.
В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ сельские, поселковые Советы передали учреждения образования, обслуживаемые ими до принятия данного закона, в комитеты по образованию.
Администрацией края совместно с инспекцией Министерства по налогам и сборам, управлением Федерального казначейства и другими заинтересованными организациями изучался вопрос об открытии расчетных счетов и создании бухгалтерий при каждом образовательном учреждении в соответствии с требованиями статьи 45 Налогового кодекса. Она, как вы помните, обязывает учреждения образования, имеющие статус юридического липа, исполнять свои обязательства по уплате налогов, платежей самостоятельно.
Комитетом по образованию были произведены расчеты потребности денежных средств, необходимых для открытия бухгалтерий в образовательных учреждениях. Таких средств в дотационном бюджете края пока нет. Кроме того, учитывая особую специфику бухгалтерского учета в системе образования, возникает вопрос подбора кадров для бухгалтерий. Найти грамотного бухгалтера, владеющего навыками работы на компьютере, в отдаленном селе сегодня просто невозможно. Потому Администрация края, Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике пошли по пути сохранения централизованных бухгалтерий.
Одна из основных проблем централизованных бухгалтерий – слабая оснащенность компьютерной техникой и почти полное отсутствие программного обеспечения. Мониторинг оснащенности компьютерной техникой и программным обеспечением бухгалтерий, проведенный Комитетом по образованию, показал:
– в централизованных бухгалтериях комитетов по образованию районов, городов края на одного работающего бухгалтера приходится 0,4 компьютера;
– в 48 районах нет программного обеспечения для работы по Инструкции.
В свое время Комитетом по финансам, налоговой и кредитной политике администрации края выделялись целевые денежные средства для приобретения компьютеров для централизованных бухгалтерий, но в рамках работы бухгалтерий по Инструкции № 70н этих средств явно недостаточно.
– Какая вторая проблема?
– Вторая проблема – низкая заработная плата работников централизованных бухгалтерий. Администрацией края принят закон «О предельных размерах оплаты труда», регулирующий, в частности, размер оплаты труда работников централизованных бухгалтерий. Однако в муниципальных образованиях изыскать денежные средства на повышение заработной платы работникам бухгалтерий не представляется возможным.
И третья проблема – отсутствие правового статуса централизованных бухгалтерий. Изменения, внесенные законодательными, нормативными правовыми актами, в частности Правилами налогового учета, требуют пересмотра организации работы централизованных бухгалтерий.
Так, типовые штаты централизованных бухгалтерий, установленные еще в 1980 году, не пересматривались до настоящего времени. Рекомендательные письма по установлению численности работников бухгалтерий не всегда принимаются контролирующими организациями.

Мы дорожим своей репутацией


Л.Л. Пеледова, главный бухгалтер Финансового управления администрации г. Бийска.

Бийск, основанный как крепость в 1709 году по указу Петра I, входил в Бийско-Кузнецкую казачью линию, охранявшую южные рубежи России. Сейчас этот город, хотя об этом мало кто знает за его пределами, один из главных объектов военно-промышленного комплекса России и мощный научный центр. На его предприятиях производятся, например, ракеты «Тополь» и «Булава». А с этого года Бийск стал десятым, самым крупным наукоградом в России.
Кому как, а бухгалтерам работы сильно прибавилось…

– Лариса Львовна, как обстоит дело в городе Бийске с казначейским исполнением бюджета?
– Из предусмотренных Инструкцией Министерства финансов РФ № 70н способов ведения учета по исполнению бюджета нами выбран вариант осуществления кассового обслуживания исполнения бюджета.
На основании заключенного с Отделением по городу Бийску УФК по Алтайскому краю соглашения учет кассовых операций осуществляется на лицевых счетах, открытых распорядителям и получателям бюджетных средств на основе Сводного реестра.
На этих лицевых счетах учитываются объемы финансирования расходов и кассовые расходы бюджета города. При этом осуществляется контроль за непревышением кассовых расходов над доведенными объемами финансирования, а также за соответствием кода бюджетной классификации, указанного в платежном документе, содержанию проводимой операции.
Порядок взаимодействия, определенный соглашением, позволяет оперативно решать вопросы, связанные с кассовым обслуживанием исполнения бюджета города, и результативно осуществлять предварительный и текущий контроль за целевым расходованием бюджетных средств.
– Автоматизирован ли у вас казначейский процесс?
– Бюджетные учреждения нашего города не испытывают недостатка в компьютерной технике. Для облегчения процесса по автоматизации бухгалтерского учета в бюджетной сфере из городской казны были выделены средства на приобретение компьютерной программы. Бухгалтеры бюджетных учреждений прошли обучение работе по этой программе у специалистов Новосибирского института повышения квалификации.
Трудности, связанные с внедрением этой новой программы, были преодолены благодаря нашему большому желанию добиться результата. Помогло живое общение специалистов между собой – каждый стремился поделиться своими знаниями и помочь коллегам. Большую роль сыграли знания, которые я получила в Российской академии государственной службы при Президенте РФ.
– Как решаются кадровый вопрос и вопрос повышения квалификации?
– Трудностей с кадровым обеспечением мы не испытываем. Наши специалисты настолько любят свою работу и дорожат своей деловой репутацией, что стремятся постоянно повышать уровень знаний, не боятся делиться ими с молодыми коллегами и прививают им любовь к выбранной профессии.

Работникам централизованных бухгалтерий тяжелее, чем другим


О.В. Карпенко, главный бухгалтер Комитета администрации г. Бийска по образованию.
Образование – один из четырех национальных проектов, наиважнейших направлений деятельности на ближайшие годы. И обойти вниманием эту сферу мы, разумеется, не могли.

– Ольга Вадимовна, ваша централизованная бухгалтерия в Бийске на очень хорошем счету. Много учреждений она обслуживает? – спросила я главного бухгалтера Комитета администрации г. Бийска по образованию.
– В централизованной бухгалтерии работает 92 человека, которые обслуживают 97 учреждений образования. Большая часть бухгалтеров принимали участие в обучающих семинарах по применению Инструкции по бюджетному учету.
– Когда ваша бухгалтерия перешла на учет по бюджетной Инструкции?
Самостоятельно проанализировав Инструкцию по бюджетному учету, мною было предложено перейти на новый учет с 1 января 2005 года. Одновременно изучая Инструкцию и изменения, которые вносились в нее, мы терялись в догадках, как будет выглядеть баланс с таким количеством аналитических счетов? Где увидеть сальдо? Ведь счета не закрываются так, как привыкли работать бухгалтеры. Что означает увеличение, уменьшение счета? Вопросов возникло много, основной – сложность применения Инструкции для работы в централизованных бухгалтериях.
– Почему именно в централизованных бухгалтериях?
– Для того чтобы понять систему, необходимо было изучить структуру счета бюджетного учета. Счет состоит из 26 знаков. Это значит, без автоматизации не обойтись. Наша администрация выделила средства для приобретения 52 компьютеров, сервера и программного обеспечения. После глубокого изучения бюджетного учета преимущества его применения в одном учреждении становятся очевидными. Но у нас-то их 97! Программистам пришлось много работать, чтобы увидеть ведение бюджетного учета в разрезе каждого учреждения и в целом по Комитету.
В Инструкции № 70н не было предусмотрено закрепления номера аналитического счета за конкретной аналитикой, что вызвало сложность в работе. Вместо износа введено новое понятие для бюджета – амортизация.
Введение с 1 января 2006 года Приказа № 25н позволило упорядочить и снять многие вопросы по ведению бюджетного учета.

Больше семинаров, хороших и разных!


Л.П. Зяблицкая, главный бухгалтер Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Бийска.
Управлять муниципальным имуществом – дело исключительно хлопотное и очень ответственное. Бухгалтерский его учет – ответственность и хлопоты, возведенные в степень. О степенях и ступенях финансовой составляющей городской собственности рассказывает Л.П. Зяблицкая, главный бухгалтер Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Бийска.

– Любовь Павловна, тяжело было переходить на Инструкцию № 70н?
– Знакомиться с Инструкцией по бухгалтерскому учету начали в декабре 2004 года. С конгресса бухгалтеров России я привезла новую Инструкцию и методические рекомендации по ее применению. Поэтому к 2006 году мы уже были подкованы теоретически, освоили программу и учет вели по-новому. Так что сказать, что нам было очень тяжело, нельзя. Трудно было привыкнуть к 26-значному Плану счетов и к новой методологии учета.
К началу 2006 года все рабочие места в бухгалтерии были автоматизированы и подключены к сети. 80 процентов наших работников имеют высшее экономическое образование.
– Испытываете ли вы потребность в семинарах?
– Конечно! И мне бы очень хотелось, чтобы у нас, как в Новосибирске, собрали семинар по ведению бухгалтерского учета в комитетах по имуществу. И не на один день, а на несколько, чтобы можно было как следует поучиться, вопросы задать. Поскольку в средствах мы очень ограничены, и семинары, которые проводятся в Москве и Санкт-Петербурге, для нас просто недоступны. И еще хотелось бы, чтобы проводилось обучение для бухгалтеров бюджетных учреждений не только по новой Инструкции. Может быть, частично заочное, с последующей аттестацией на квалификационный аттестат профессиональных бухгалтеров бюджетных учреждений.
– Налажен ли у вас электронный документооборот с УФК по Алтайскому краю?
– К сожалению, нет, хотя нас и включили в число тех организаций, с которыми планируется эту связь наладить в 2006 году. Мы подготовили и подали для этого все необходимые сведения в УФК по Алтайскому краю, и надеемся, что в ближайшем будущем нам удастся осуществить задуманное. Частично мы принимаем от УФК по Алтайскому краю электронные платежи: по тем доходам местного бюджета, которые мы администрируем (арендная плата за землю и имущество, продажа квартир, средства от приватизации). Техническая база у нас полностью позволяет осуществлять электронный документооборот.
Функции, которые возложены на Комитет по управлению муниципальным имуществом Бийска, в городе больше никто не выполняет. Отсюда и особенности, отличия учета от остальных бюджетных учреждений. К сожалению, до сих пор в масштабах России нет четких правил ведения учета имущества казны.
– Есть ли еще сложности?
– В 2005 году на конгрессе в Москве прозвучало, что все администрируемые платежи должны учитываться на нашем балансе. Но мы не получали ни от кого никаких методических рекомендаций по ведению учета в структурах, подобных нашей. Отсюда и осложнения в работе. Нередко наши финансовые операции не принимает компьютерная программа, и приходится логически придумывать свои проводки.
Очень нам помогают наши консультанты. За подсказками и ответами на вопросы мы в первую очередь обращаемся в Финансовое управление города, к его главному бухгалтеру, в ОФК города, в Институт профессиональных бухгалтеров Алтайского края. Спасибо всем им за помощь.
– А как выстраиваются отношения с проверяющими органами?
– Нас проверяют Счетная палата, Финансовое управление города, налоговая инспекция. Со всеми ими мы стараемся находить и, как правило, находим общий язык. Хотя все это, конечно, не просто – у них свои цели, а мы должны доказать, что ведем учет верно. Нарушений использования бюджетных средств мы не допускаем, а ошибки… Что ж, ошибок не допускает тот, кто ничего не делает. Поэтому сложностей с проверками, за исключением напряженности в работе во время ревизий, не бывает.

С.А. Стрельникова, корреспондент журнала "Бюджетный учет"

Поделиться