В феврале Казначейство России открыло для общего доступа свое письмо от 30 января 2006 г. № 42-7.1-15/5.2-35 «О возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм государственной пошлины». О том, как оформить заявление на возврат рассказывает юрист Е.Ю. САФАРОВА
С изменениями в Налоговом кодексе, внесенными в конце 2005 года, мы знакомили наших читателей в декабрьском номере «Бюджетного учета» за прошлый год. Федеральное казначейство в своем письме от 30 января 2006 г. № 42-7.1-15/5.2-35 (далее по тексту – Письмо) разъясняет одно из таких изменений – возврат и зачет излишне уплаченной (взысканной) госпошлины.
Это письмо полезно большинству бюджетных учреждений, так как в статье 333.35 Налогового кодекса, освобождающей от уплаты госпошлины, упомянуты только те учреждения, которые финансируются из федерального бюджета.
Оплата по результату
Основания для возврата госпошлины перечислены в статье 333.40 Налогового кодекса. Их всего пять.
Если вы заплатили в качестве госпошлины большую, чем должны были сумму, (определить это можно, посмотрев нужную статью в главе 25.3 НК РФ), можно требовать возврата. Причины, по которым произошла переплата – не важны. Даже в том случае, если ошибка чисто техническая, например, в платежном поручении указан лишний нолик.
Казначейство вернет вам госпошлину и в том случае, если народный или арбитражный суд оставил дело без рассмотрения или прекратил производство по вашему делу. Здесь смысл сводится к старой поговорке: «На нет – и суда нет». Нет суда, нет и госпошлины.
Если арбитражный суд еще не принял решение по вашему делу, а вы уже заключили мировое соглашение с противоположной стороной, то казначейство вернет вам половину оплаченной госпошлины. Согласитесь, что это вполне справедливо: все-таки время на вас уже потрачено и его необходимо компенсировать.
В случае если вы сами откажетесь от «совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган», например, у вашего учреждения отпала необходимость в нотариально заверенной доверенности, а госпошлина уже оплачена, ее можно вернуть. Денег за намерения государство не берет. Так что ошибайтесь спокойно – это бесплатно.
Вернут вам госпошлину и в том случае, если суд отказался принимать или вернул вам ваше заявление (жалобу). Это же относится и к госпошлине, которую учреждение заплатило за нотариальные услуги, если нотариус отказался совершать нотариальные действия. Впрочем, если вы попали в такую ситуацию, то сразу обращаться за возвратом госпошлины не всегда целесообразно. Возможно сотрудник бюджетного учреждения, оформлявший заявление или жалобу может исправить то, что стало основанием для отказа в суде или нотариальной конторе. Вполне вероятно все разрешится, как только сотрудник добросовестно выполнит свои служебные обязанности:
– напишет заявление по форме;
– проставит подписи в предусмотренных местах.
Есть еще одна причина для отказа приема заявления в суде: вы обратились в суд, который располагается на «чужой» территории. Если госпошлина при этом оплачена, то ее могут зачесть в другом суде при подаче нового заявления. Имейте в виду, это возможно только в том случае, если с того момента, как вы получили отказ, не прошло трех лет. Иначе госпошлину придется заплатить снова.
Алгоритм действий
Если вы обнаружили, что переплатили госпошлину, то в течение трех лет вы можете исправить эту ошибку.
Общий порядок
Писать заявление о возврате или зачете теперь нужно тому должностному лицу или, соответственно, в тот государственный орган, за чьи действия вы заплатили. Например, вы переплатили за нотариальные услуги – пишите нотариусу. И решение, есть ли основания вернуть вам деньги или нет, принимать будет тоже он.
К своему заявлению вам необходимо приложить подлинник платежного документа, который подтвердит, что эти деньги в качестве госпошлины были внесены именно вашим учреждением. Это следует делать в том случае, если вы хотите вернуть всю сумму. Если же вы намереваетесь получить обратно только часть уплаченной суммы, то в подлиннике необходимости нет, достаточно сделать копию. Объяснять причину, по которой вашему учреждению вообще потребовались услуги, за которые взимается госпошлина, не нужно, важен только сам факт оплаты.
Исключение
Из общего порядка возврата переплаченной госпошлины есть только одно исключение – суды (общей юрисдикции, арбитражные, мировые), а также Конституционный суд Российской Федерации и ее субъектов. В какой бы из них вы ни обращались за возвратом госпошлины, заявление нужно писать в налоговую инспекцию по месту расположения суда.
В этом случае к подлиннику или копии платежного документа (в зависимости от того, всю сумму вы хотите вернуть или только ее часть) необходимо приложить решение, определение или справку суда, которая подтвердит наличие у вашего учреждения обстоятельств для возврата госпошлины. Но если ваше учреждение проиграло дело в суде, деньги назад вам никто не вернет. Имейте в виду, что заявление нужно писать не в ту налоговую инспекцию, в которую отчитываетесь вы, а в ту, которая принимает отчетность у интересующего вас суда.
Если вы все сделали верно, то в течение месяца с того момента, как вами было написано заявление о возврате госпошлины, Федеральное казначейство должно вернуть вам необходимую сумму из средств того бюджета, который был пополнен за счет вашей госпошлины.
Правильно оформляем заявление
В ближайшем будущем заявление о возврате госпошлины вряд ли сильно изменится по форме и содержанию. Поэтому пользоваться нижеприведенной инструкцией можно будет еще очень долго:
1. В «шапке» (правый верхний угол) укажите к кому вы обращаетесь с заявлением. Например: «в нотариальную контору», «в налоговую инспекцию» и так далее, в зависимости от того, за что вы заплатили госпошлину. Дальше пишите: «от кого», то есть название вашего учреждения и его адрес.
2. Заголовок документа: «Заявление о возврате госпошлины».
3. В начале заявления нужно указать причину, по которой вы считаете, что госпошлину (или ее часть) вам должны вернуть. Текст может начинаться со слов: «В связи….»; далее напишите одну или несколько причин, перечисление которых можно найти в пункте 1 статьи 333.40 Налогового кодекса. Чтобы облегчить приемку заявления, формулировки причин должны совпадать с теми, которые указаны в Налоговом кодексе.
4. Заявление не должно выглядеть как многостраничное сочинение. Для изложения сути обычно достаточно двух, максимум трех предложений. Так как вы обращаетесь именно в ту структуру, за услуги которой вы переплатили, или которая неправомерно взыскала с вас госпошлину, то ее сотрудники без труда разберутся, есть у вас основания для возврата или нет.
5. Обязательно нужно указать сумму, которую, как вы считаете, вам должны вернуть. Текст может быть таким: «Прошу рассмотреть вопрос о возврате 1500 (Одной тысячи пятисот) рублей государственной пошлины».
6. После указания суммы нужно сообщить, за что вы платили. Это необходимо для того, чтобы сотрудники, рассматривающие заявление, имели возможность «сузить поиск» вашего учреждения и быстрее установить следующие факты:
• ваше учреждение оплатило госпошлину;
• услуги, за которые была оплачена госпошлина, не оказаны;
• деньги вернуть вашему учреждению обязаны по закону.
Текст этого пункта заявления может быть таким: «Пошлина была уплачена при подаче искового заявления». Обязательно укажите дату, когда вы обращались за «юридически значимыми действиями».
7. Теперь поставьте число и пусть тот, кто в вашем учреждении имеет право подписи, это заявление подпишет.
8. Приложите платежный документ (копию платежного документа) и ваше заявление готово.
Обязательно проследите, чтобы секретарь подготовила два экземпляра заявления. Как обычно, сотрудник, который примет ваше заявление, должен расписаться на вашем экземпляре и поставить дату. Это необходимо, чтобы вы могли в случае чего подтвердить, что заявление вы подавали. Особенно это важно, если с момента подачи заявления пройдет месяц, необходимый для его исполнения, а деньги на ваш лицевой счет все еще не поступят.