Версия для печати 7909 Материалы по теме
Администрация Пензы сегодня решает важную задачу формирования и внедрения в практику эффективного управления единого прикладного инструментария, обеспечивающего объединение всех активных участников жизни муниципалитета: население, бизнес, органы власти и управления на принципах высокоэффективной обратной связи для решения сложнейших управленческих задач. Примечательно, что данная работа ведется именно «снизу», когда муниципалитет сам определяет и координирует процесс, но, безусловно, в русле общей методологической позиции федерального уровня власти. О том, как идет процесс построения муниципальной модели «электронная администрация» в городе, рассказывает Ольга ЗАВЬЯЛКИНА, начальник Финансового управления города Пензы.

Внедрение системы управления муниципалитетом

Сегодня реалии бюджетного законодательства, практика управления муниципальными финансами и многочисленными процессами социально-экономической жизни городского округа предъявляют новые требования к оперативности и гибкости управления большими массивами разнородной информации. Особенно это актуально в современных условиях, когда действуют новые инструменты бюджетного планирования (муниципальные услуги, стандарты качества их предоставления, муниципальные задания, ведомственные и долгосрочные целевые программы, административные регламенты). Все это ставит перед нами задачу разработки и внедрения единого информационно-функционального ресурса, решающего комплекс управленческих задач различной степени сложности и обеспечивающего формирование единого информационного пространства муниципалитета.
Практические шаги, осуществленные с помощью новой информационно-аналитической и методологической платформы «Единый портал муниципального управления “Мой город”», позволят всем участникам жизни города — от простого жителя до главы администрации — по-новому выстроить модель взаимоотношений с органами власти, заложить основу новой технологии управления муниципалитетом. В результате решение серии важнейших задач будет существенно облегчено и упорядочено в плане регламентации процессов.

Задачи и решения

Что же позволяет система? С точки зрения простого жителя такие сервисы, как «электронная школа», «электронная очередь в детский сад» и многие другие становятся реально возможными и доступными, а прямое общение с должностными лицами администрации города в режиме онлайн теперь не вызывает никаких сложностей. Таким образом, город для населения становится «открытым», а деятельность администрации — прозрачной и понятной.
Для нас, финансистов, работников главных распорядителей средств бюджета, получателей бюджетных средств как для практиков управления, повседневно занятых рутинной управленческой работой, портал открывает широкий спектр функциональных возможностей и решений. В функционал системы встроена единая методологическая платформа с максимальной степенью настраиваемости и детализации под задачи конкретного пользователя. К примеру, сейчас портал предоставляет возможность практически быстро и с минимальными трудозатратами решить такие важные управленческие задачи, как:
  • ведение реестра муниципальных услуг;
  • формирование муниципальных заданий и их доведение до получателей бюджетных средств, обеспечение оперативного мониторинга отчетности и анализа их исполнения;
  • создание ведомственных и долгосрочных целевых программ любой степени сложности и детализации, распределение мероприятий целевых программ по центрам ответственности и контроль процесса их исполнения, проведение оценки эффективности реализации и достижения намеченных целей и поставленных задач;
  • конструирование разнородных отчетов и обеспечение сбора информации по ним «снизу», от первоисточника. Так, например, сегодня мы решаем актуальнейшую задачу сбора, анализа и консолидации данных о состоянии кредиторской задолженности бюджета и бюджетных учреждений города.
Кроме того, потенциал системы позволяет обеспечить:
  • проведение мониторинга оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств;
  • детализацию до уровня показателей оценки с возможностью просмотра расчетных параметров и истории динамики конкретно выбранного показателя, которую предполагает методология проведения мониторинга оценки;
  • настраивание системы планирования деятельности учреждений в различных отраслях социальной сферы и городского хозяйства;
  • получение полной и достоверной информации для расчета стоимости расходных обязательств, формирования отраслевых методик финансирования, обоснования объемов бюджетных ассигнований.
  • Главе администрации единый портал муниципального управления предоставляет широкие возможности для оперативного контроля, координации и управления деятельностью органов местного самоуправления; оценки в режиме реального времени эффективности и качества работы муниципалитета. Инструментарий портала муниципального управления предполагает реализацию принципов «открытого муниципалитета», «города для людей».
Здесь возможности системы предус­матривают:
  • внедрение системы индикативного управления муниципалитетом;
  • контроль соблюдения планов и программ развития территории, выполнения стандартов предоставления услуг, качества финансового менеджмента распорядителей и получателей бюджетных средств, своевременное выявление «нарушителей»;
  • отслеживание динамики и тенденций развития социальной сферы муниципалитета и городского хозяйства;
  • постоянный мониторинг активности органов местного самоуправления и поставщиков муниципальных услуг, выявление тех, кто своевременно не заносит данные в систему для принятия адекватных мер и быстрого реагирования.
Таким образом, глава администрации теперь «видит» практически все процессы и всех исполнителей задач, имеет возможность в непрерывном режиме контролировать и координировать нашу деятельность по любым направлениям и задачам органов местного самоуправления.
Особенно хочу отметить, что преимуществом системы является реализация принципа централизации справочников данных. Это означает, что большинство параметров и свойств, используемых на портале, задаются централизованно и, как следствие, отсутствует необходимость их изменения при заполнении отдельных форм и документов. Процессы максимально автоматизированы, управлять ими стало намного интереснее и удобнее. Фактически мы создаем электронный документооборот, но учимся управлять уже не столько документами, сколько вполне конкретными показателями, содержащимися в них, что намного важнее и функциональнее.

Комментарий разработчика

Константин Захаров
Константин ЗАХАРОВ, директор Центра экономических проектов
Просто понять и реализовать сложные «правила игры»
Создавая единый портал муниципального управления, мы поставили и решаем задачу внедрения комплексной управленческой системы нового поколения, информационной основой которой является массив сведений, поступающих от органов местного самоуправления, муниципальных учреждений и организаций, населения и бизнеса в единую базу данных администрации муниципального образования посредством телематических каналов связи. Общая информационная база данных в свою очередь обеспечивает оперативное решение серии важнейших актуальных задач, стоящих перед органами местного самоуправления и, безусловно, перед населением.
Портал муниципального управления «Мой город» в большой степени решает вопросы сокращения существенных объемов механической работы, ошибок, зачастую связанных с человеческим фактором. Повышение эффективности решается за счет автоматизации и формализации многочисленных повседневных управленческих процедур, внедрения в практику системы управления документами и индикаторами.
Для практического применения прикладного инструментария системы потребуется только выход в сеть Интернет у любого заинтересованного пользователя без приобретения дорогостоящего серверного оборудования, что делает использование портала муниципальных услуг удобным и экономным в эксплуатации.

Журнал "Бюджет", декабрь 2009 г.
Поделиться