Версия для печати 8649 Материалы по теме
В начале декабря 2009 года Тульская областная дума приняла Закон «О бюджете Тульской области на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов». Формирование бюджета проходило в условиях продолжающихся кризисных явлений в экономике и с учетом корректировки отдельных показателей в сторону уменьшения.
Любовь ГОРДЕЕВА, первый заместитель директора Департамента финансов Тульской области

Основные характеристики бюджета

Проект закона прошел независимую экспертизу, по нему были проведены публичные слушания. Предельный объем расходов консолидированного бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов определен соответственно в 47,1 млрд руб., 43,7 млрд руб. и 45,9 млрд руб. исходя из прогноза поступления доходов и источников покрытия дефицита с учетом ограничений, необходимых для обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы области (см. рис. 1). В номинальном выражении изменение бюджетных расходов к преды­дущему году характеризуется ростом в 2010 году на 11,3 %, в 2011 году снижением на 7,2 % и повышением в 2012 году на 5 %, а с учетом показателя индекса потребительских цен, в реальном выражении — снижением соответственно на 9,5 %, 12,1 % и 3,6 %.
В качестве основных приоритетов формирования расходов бюджета Тульской области на 2010–2012 годы определены:
  • безусловное выполнение социальных обязательств области;
  • формирование расходов бюджета с учетом задачи поэтапной адаптации бюджетной системы области к сокращению бюджетных расходов;
  • сокращение бюджетного дефицита и сжатие государственного долга области.
В этих условиях бюджет области формировался исходя из:
  • оптимизации расходов на содержание органов государственной власти и бюджетной сферы;
  • отказа от второстепенных и менее значимых расходов;
  • ограничения расходов на приобретение оборудования, сокращения капитальных и иных расходов, не связанных с обеспечением жизнедеятельности объектов социальной и коммунальной инфраструктуры;
  • направления инвестиций на завершение строительства объектов высокой степени готовности, ограничения внешних заимствований.

Подходы к формированию бюджета

Для определения объемов ассигнований по ГРБС на 2010–2012 годы мы использовали следующие подходы.
Во-первых, были выделены расход­ные обязательства Тульской области, которые проиндексированы и включены в бюджет 2010–2012 годов в полном объеме. К ним относятся публичные расходы и приравненные к ним обязательства области: социальные пособия и компенсации, меры социальной поддержки отдельных категорий граждан и работников бюджетных учреждений, субвенции местным бюджетам на исполнение переданных им государственных полномочий области.
Во-вторых, были выделены расходы, объем которых в 2010 году сохранен на уровне 2009 года: это фонд оплаты труда с
схема
учетом начислений на оплату труда, стипендиальный фонд, платежи в фонд обязательного медицинского страхования за неработающее население области, коммунальные услуги, услуги связи, услуги по содержанию имущества бюджетных учреждений, расходы на приобретение продуктов питания и медикаментов, ГСМ, дотация на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности бюджетам муниципальных образований области и др.
В-третьих, выделены расходы, объем которых на 2010 год включен в суммах, обеспечивающих исполнение обязательств региона по обслуживанию государственного долга Тульской области и софинансированию национальных проектов и иных федеральных программ в соответствии с имеющимися соглашениями, а также обеспечению финансирования строек и объектов, предусмотренных к вводу в 2010 году.
В-четвертых, были выделены расходы, которые в 2010 году сокращены. К ним относятся расходы на реализацию долгосрочных целевых программ, на поддержку сельского хозяйства, коммунального хозяйства.
В-пятых, были выделены расходы, от которых в 2010 году мы были вынуждены полностью отказаться. Это строительство вновь начинаемых объектов, проведение капитального ремонта и приобретение оборудования и инвентаря.
Определенную нагрузку на бюджет области 2010 года наложили расходы на выполнение отдельных полномочий субфедерального уровня, по которым с 2010 года не предоставляется софинансирование из федерального бюджета. На их выполнение из бюджета области в 2010 году будет направлено более 0,8 млрд руб. Это приведет к увеличению расходной части бюджета на 2,1 % .
В 2010 году в области планируется реализация 27 долгосрочных целевых программ в объеме 3,6 млрд руб., что почти на полмиллиарда рублей меньше уровня 2009 года.

Структура социальных обязательств

В 2010 году будут действовать 33 закона Тульской области, предусматривающих меры социальной поддержки граждан. Их реализация предполагает выделение из бюджета ассигнований, общий объем которых оценивается в 5,7 млрд руб.
Отмечается, что финансирование исполнения публичных нормативных и приравненных к ним обязательств региона растет (см. рис. 2). В проекте бюджета области на 2010 год и на плановый период указанные расходы составляют соответственно 4,2 млрд руб., 4,7 млрд руб. и 4,9 млрд руб. В 2010 году по сравнению с 2008 годом финансирование указанных обязательств возрастет в 2,3 раза, что обусловлено изменением их структуры.
Наибольший вес в структуре расходов на реализацию нормативных публичных обязательств области в 2010 году занимают: предоставление мер социальной поддержки гражданам на оплату жилищно-коммунальных услуг — 28,4 %; выплаты ветеранам труда, труженикам тыла, реабилитированным лицам — 32,1 %; выплаты и пособия детям-сиротам — 13,3 %; пособия по безработице — 6,6 %, пособия гражданам, имеющим детей, — 4,3 %, предоставление стипендий — 3,8 % (см. рис. 3).
диаграмма

диаграмма

Направления бюджетных расходов

Приоритеты в направлении расходов бюджета Тульской области на 2010 год показаны на рис. 4. В текущем году межбюджетные трансферты составляют 34,1 % расходов бюджета области, из которых 29,6 % в форме дотаций, субвенций и субсидий направляются в бюджеты муниципальных образований и 4,5 % — на формирование фонда медицинского страхования.
Фонд оплаты труда и начисления на оплату труда формируют 18,3 % общего объема расходов бюджета. В 2011–2012 годах планируется индексация фонда оплаты труда соответственно на 7 % и 5 % относительно предыдущих лет. Расходы на социальное обеспечение (пособия, льготы, выплаты, компенсации) составляют 15,8 % в объеме расходов 2010 года против 12,3 % в бюджете 2008 года.
На обеспечение материальных запасов направляется 3 % средств бюджета области, из них 85 % — на приобретение медикаментов, перевязочных средств, продуктов питания и мягкого инвентаря учреждениями образования, здравоохранения, социальной защиты.
диаграмма

диаграмма
В структуре расходов бюджета области 2010–2012 годов превалируют расходы на отрасли социального блока (см. рис. 5): образование, культуру, здравоохранение, физкультуру и спорт, социальную политику. Эти расходы составляют в 2010 году 36,2 % от общего объема расходов бюджета. Отрасли национальной экономики (сельское хозяйство, транспорт, дорожное хозяйство, водные ресурсы, лесное хозяйство) формируют почти 20 % расходов бюджета области 2010 года. Общегосударственные расходы сокращаются до 3,7 % в объеме расходов 2010 года против 4,9 % в бюджете 2009 года.
Дефицит бюджета области на 2010 год определен в размере 14,8 % к объему доходов без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. На плановый период предполагается, что дефицит будет последовательно снижаться как в номинальном выражении, так и по отношению к собственным доходам бюджета области. В 2011 году дефицит сократится на 1,2 млрд руб., в 2012 году — на 0,8 млрд руб. и составит соответственно 8,8 % и 5 % к объему доходов без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.
Политика в области межбюджетных отношений в Тульской области на 2010–2012 годы будет направлена, во-первых, на сохранение на уровне 2009 года объемов межбюджетных трансфертов и, во-вторых, на корректировку механизмов оказания финансовой помощи органам местного самоуправления с использованием прямых расчетов доходов и расходов (по нормативам) местных бюджетов.
В период финансовой нестабильности спрогнозировать и принять бюджет очень сложно. Однако еще сложнее его исполнить. В связи с этим возрастает роль разработанных и уже реализованных в течение 2009 года антикризисных мероприятий. Кроме того, многократно повышается ответственность распорядителей и получателей средств бюджета за эффективность использования выделенных бюджетных ассигнований.

Журнал "Бюджет". февраль 2010 г.
Поделиться