Версия для печати 10801 Материалы по теме
Ростовская область: выстраивание социальной политики

Бюджетная политика на 2010 год

сверчкова
При формировании бюджета Ростовской области на 2010 год учтены установленные Бюджетным посланием Президента Российской Федерации цели и задачи бюджетной политики страны и основные направления бюджетной и налоговой политики Ростовской области на 2010–2012 годы. Для обеспечения макроэкономической стабильности и минимизации бюджетных рисков планирование бюджета осуществлялось на основе консервативного прогноза социально-экономического развития региона и с учетом ограничения размера бюджетного дефицита.
Расходы бюджета на 2010 год сформированы исходя из необходимости решения следующих задач:
  • обеспечение исполнения в полном объеме социальных обязательств, достижение большей адресности предоставления социальной помощи, услуг и льгот;
  • оптимизация текущих расходов бюджета, численности работников госуправления, повышение качества предоставления гражданам государственных услуг, оптимизация бюджетной сети, увеличение числа автономных учреждений;
  • сохранение в составе инвестиционных расходов финансирования работ по строительству объектов высокой степени готовности, реализация проектов, дающих существенную экономию бюджетных средств;
  • сокращение неэффективных расходов областного бюджета.
Областной бюджет на 2010 год разработан на основе программно-целевого принципа бюджетного планирования. В нем предусмотрены расходы на реализацию 25 целевых программ, а также ряда целевых мероприятий, включая финансовую поддержку местных бюджетов. На долю программно-целевых расходов приходится 86,5 % (66,9 млрд руб.) всех расходов областного бюджета. Ассигнования на реализацию программ будут в основном направлены на финансирование государственных заданий по оказанию социальных услуг населению области, социальную поддержку, обеспечение жильем отдельных категорий граждан, на мероприятия в области здравоохранения, образования, культуры, спорта и молодежной политики. Также предусмотрены развитие сети автомобильных дорог, сельского хозяйства, информационных и телекоммуникационных технологий, поддержка малого и среднего предпринимательства, казачьих обществ.
Государственное задание как новый для бюджетного процесса инструмент, устанавливающий требования к составу, качеству и объему, условиям, порядку и результатам предоставления государственных услуг, стал основой для формирования проекта областного бюджета на 2010 год. В связи с продолжающейся реализацией концепции бюджетирования, ориентированного на результат (БОР), возникла потребность в четком определении понятия «государственная услуга». Концепция БОР основана на принципе оплаты из бюджета определенной услуги, когда средства бюджета выделяются не на содержание учреждений (поликлиник, школ, музеев и т. п.), а на оплату предоставленных учреждениями услуг населению. При этом учитывается не только количество и качество услуг, но и показатели эффективности бюджетных расходов, направляемых бюджетным учреждениям в виде финансового обеспечения доведенного государственного задания.
Принято постановление администрации Ростовской области «О порядке организации работы по финансовому обеспечению государственного задания областным государственным учреждениям». Указанным постановлением предусмотрен мониторинг и контроль за исполнением государственных заданий на предоставление государственных услуг юридическим и физическим лицам, на соответствие параметрам госзадания объема, качества предоставленных услуг, контингента потребителей услуги, соотношения нормативной и фактической стоимости единицы услуги. Мониторинг осуществляют главные распорядители средств областного бюджета и представляют на рассмотрение коллегии администрации Ростовской области. Результаты мониторинга подлежат опубликованию в областных СМИ и размещению на официальном сайте администрации Ростовской области.
На финансовое обеспечение выполнения региональными государственными учреждениями государственного задания в областном бюджете на текущий год предусмотрено 12,8 млрд руб. Это 43,8 % от общего объема расходов областного бюджета (без учета межбюджетных трансфертов), в том числе по государственным автономным учреждениям — 386,6 млн руб.
Одно из приоритетных направлений бюджетной политики в области — совершенствование межбюджетных отношений. На их финансирование в 2010 году выделено 40,8 млрд руб., или 52,7 % всех расходов областного бюджета. Финансовая помощь местным бюджетам помимо ее основных видов (дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и субвенций в общей сумме 27,7 млрд руб.) включает дополнительные инструменты финансовой поддержки: субсидии — 10,2 млрд руб., дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов — 622,8 млн руб., дотации на поощрение достижения наилучших результатов деятельности органов местного самоуправления — 50 млн руб.
Наряду с этим сохранены закрепленные за местными бюджетами областным законодательством (с 2008 года) дополнительные единые нормативы отчислений от четырех налогов, подлежащих зачислению в областной бюджет, в том числе 30 % налога на имущество организаций и 50 % транспортного налога. В целях повышения обеспеченности местных бюджетов собственными доходами, а также привлечения муниципальных образований к работе по развитию налоговой базы по налогу на прибыль с 2010 года муниципальным районам и городским округам дополнительно передается 1 % ставки этого налога.

Социальная направленность бюджета

Расходы бюджета Ростовской области на 2010 год предусмотрены в сумме 106,2 млрд руб. и имеют ярко выраженную социальную направленность. Объем средств, предусмотренных на социально-культурную сферу, составляет 60 % всех расходов. Для повышения качества жизни граждан в Ростовской области принимаются следующие меры.
1 В сфере образования. В целях решения комплекса задач в области образования, формирования единого образовательного и информационного пространства принята Областная целевая программа «Развитие образования в Ростовской области на 2010–2012 годы», для реализации которой в областном бюджете на 2010 год предусмотрено 14,8 млрд руб. Программные мероприятия направлены на:
  • удовлетворение потребности населения в получении доступного и качественного дошкольного, общего образования, начального и среднего профессионального образования;
  • обеспечение социально-правовой защиты обучающихся и воспитанников;
  • сохранение и укрепление психического и физического здоровья обучающихся и воспитанников;
  • развитие системы выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей и талантливой молодежи;
  • удовлетворение потребности регионального рынка труда в высококвалифицированных кадрах рабочих и специалистов;
  • создание безопасных условий образовательной деятельности.
Реализация программы позволит повысить доступность и качество образовательных услуг, соответствующих современным требованиям. В том числе в полной мере будут обеспечены условия получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья за счет модернизации учебно-материальной базы действующих специальных (коррекционных) учреждений, а также через интеграцию детей данной категории в массовую школу.
Программа направлена и на сокращение отставания малокомплектных сельских школ от других учреждений в техническом и информационно-методическом обеспечении, предоставление качественного образования независимо от места проживания учащихся. Мероприятия в части внедрения государственных стандартов начального и среднего профессионального образования нового поколения позволят осуществить подготовку квалифицированных рабочих и специалистов, востребованных на региональном рынке труда.
В составе местных бюджетов предус­мотрены средства на компенсацию стоимости питания обучающихся из малоимущих семей. Бесплатными завтраками за счет бюджетных средств обеспечены более 117 тыс. детей и подростков, объем средств муниципальных бюджетов на эти цели ориентировочно составляет более 275 млн руб.
2 В сфере здравоохранения. В регионе принята Областная целевая программа «Развитие здравоохранения Ростовской области на 2010–2012 годы», для реализации которой в областном бюджете на 2010 год предусмотрено 13 млрд руб. Цель данной программы — совершенствование системы профилактики и оказание медицинской помощи населению области. Ожидается, что ее реализация позволит закрепить позитивные тенденции, определяющие демографическую ситуацию в регионе, повысить доступность и качество медицинских услуг.
Положительная динамика наблюдается в льготном лекарственном обеспечении определенных категорий граждан, не получающих социальную помощь согласно Закону от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Это позволяет повысить уровень оказания лекарственной помощи жителям области с различными заболеваниями. Право на льготное лекарственное обеспечение в рамках данной программы имеют 187,6 тыс. человек. Контроль за уровнем цен на льготные лекарства осуществляется на этапе заполнения бланка заявки ЛПУ на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания.
Ежегодно утверждается Территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, частью которой является программа обязательного медицинского страхования. В областном бюджете страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения предусмотрены в объеме 6,3 млрд руб.
Для перехода на одноканальную систему финансирования и поддержания учреждений здравоохранения в удовлетворительном состоянии в соответствии с постановлением администрации Ростовской области в областном бюджете предусмотрено 589,4 млн руб. на краткосрочные целевые мероприятия по содержанию учреждений здравоохранения области, оказывающих медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования. Указанные средства направляются Ростовским областным фондом обязательного медицинского страхования в учреждения здравоохранения и расходуются на услуги связи, транспортные услуги, текущий ремонт машин, оборудования и иные расходы, предусмотренные сметой.
3 Социальное обеспечение. Как и в предыдущие годы, в областном бюджете на 2010 год предусмотрены в полном объеме ассигнования на меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, позволяющие обеспечить все установленные льготы и компенсации, предоставляемые преимущественно в денежной форме. Объем выделяемых из областного бюджета собственных средств на обеспечение мер социальной поддержки «региональных» льготников увеличен в 2010 году по сравнению с предыдущим на 2 млрд руб., что связано с инфляционными процессами в экономике, а также предусмотренной областными законами ежегодной индексацией размеров ежемесячных денежных выплат и пособий.
Кроме этого в течение последних лет ежегодно происходит снижение максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в доходах их семей с 20 % в 2008 году до 15 % в 2010 году. В связи с этим число семей — получателей жилищных субсидий, а также расходы областного бюджета, выделяемые на указанные цели, увеличиваются.
В соответствии с областными законами многодетным семьям, имеющим трех и более детей в возрасте до 16 лет, а продолжающих обучение — до 18 лет, предоставляется компенсация части расходов на оплату коммунальных услуг, ежемесячная денежная выплата на каждого ребенка для приобретения лекарственных препаратов, школьной и спортивной формы, оплаты проезда на определенных видах транспорта. Малоимущим гражданам, имеющим детей, установлены выплаты ежемесячного пособия на ребенка, ежемесячные денежные выплаты на каждого ребенка первого-второго года жизни для приобретения специальных молочных продуктов детского питания.
В целях обеспечения жильем льготных категорий граждан, выполнения мероприятий по оказанию государственной поддержки гражданам в приобретении жилья в области реализуется Областная целевая программа «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан и стимулирование развития жилищного строительства на 2010–2012 годы». Оказание мер социальной поддержки в рамках указанной программы позволит в 2010 году улучшить жилищные условия более 370 жителей области, включая работников бюджетной сферы, молодых специалистов здравоохранения и работников здравоохранения, имеющих дефицитные профессии. Кроме того, около двух тыс. человек продолжат получать бюджетные субсидии для оплаты части процентных ставок по кредитам и займам, полученным для строительства и приобретения жилья в прошлые годы.
На реализацию мероприятий по обеспечению доступным жильем молодых семей в 2010 году предусматриваются ассигнования областного бюджета в объеме 120 млн руб.
На реализацию мероприятий по обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе, а также граждан, проживающих в сельской местности, предусматриваются ассигнования областного бюджета в объеме 168 млн руб.
В целях обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2010 году планируется направить из областного бюджета 402,7 млн руб.
За счет субвенций из федерального бюджета в объеме 34,2 млн руб. будут обеспечены жильем ветераны. В 2010 году продолжится реализация мероприятий по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны (за счет средств федерального бюджета в объеме 302,2 млн руб.).

Безработица

Численность официально зарегистрированных безработных в Ростовской области на 1 января 2010 года составляла 37,3 тыс. человек или 1,7 % от численности экономически активного населения (среднероссийский показатель на конец ноября 2009 года — 2,7 %).
В 2010 году в области будут реализовываться ведомственные целевые программы «Содействие занятости населения Ростовской области на 2010 год» и «Снижение напряженности на рынке труда Ростовской области на 2010 год». На реализацию указанных программ предполагается направить 1785,3 млн руб., из них 1771,2 млн руб. за счет средств федерального бюджета.
В ходе реализации программ будет обеспечено трудоустройство на постоянной и временной основе не менее 140 тыс. человек из числа безработных и ищущих работу граждан, более 10,5 тыс. зарегистрированных безработных получат возможность пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации. Особое внимание уделено содействию занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды, многодетные и одинокие родители, граждане предпенсионного возраста и др.). В результате реализации программ уровень регистрируемой безработицы к концу 2010 года предполагается снизить до 1,6 %.

Справка "Бюджета"

Нина Ивановна Сверчкова, заместитель главы администрации (губернатора) Ростовской области, министр финансов
Родилась в с. Кашары Ростовской области.
В 1969 г. окончила Ростовский-на-Дону институт народного хозяйства, по специальности «Финансы и кредит».
C 1969 г. работает в сфере экономики и финансов.
В 1991 г.  утверждена на должность заместителя главы администрации области по экономике и финансам.
С 1994 по 1996 гг.  возглавляла вновь созданное Управление федерального казначейства по Ростовской области.
В 1996 г. назначена заместителем главы администрации (губернатора) области по финансам.
С 1998 г. является заместителем главы администрации (губернатора) области, министром финансов.
Награждена почетными грамотами Министерства финансов РФ, администрации Ростовской области,  Орденом Почета. Имеет звания «Заслуженный экономист РФ», «Отличник финансовой работы».

Журнал "Бюджет", февраль 2010 г.
Поделиться