Надежда ЧУРКИНА, заместитель руководителя УФК по Челябинской области,
Светлана КРЕШНЯНСКАЯ, начальник отдела ведения федеральных реестров УФК по Челябинской области
Уже первый год выполнения данной функции показал свои положительные результаты:
- обеспечение гласности и прозрачности размещения заказов Российской Федерации;
- возможность главным распорядителям и распорядителям средств федерального бюджета получать информацию о расходных обязательствах, принятых находящимися в их ведении получателями средств федерального бюджета.
Нарушения законодательства
Анализ сведений о государственных контрактах позволяет выявить нарушения законодательства. Сведения, содержащиеся в реестре государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов, становятся все более востребованными со стороны контрольных органов для обеспечения контроля за исполнением законодательства Российской Федерации о закупках. Так, по нашему мнению, в результате проведенного анализа реестра государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов, можно выявить нарушения, допущенные государственными заказчиками.1 Нарушение ст. 7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях в части принятия государственным заказчиком решения о размещении заказа иным способом, если способ размещения заказа должен осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона. Данное нарушение можно определить, проверив соответствие предмета контракта Перечню товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения конкурса или аукциона, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. № 236-р. Например, размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, осуществляется путем проведения конкурса или аукциона.
2 Нарушение ст. 7.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях в части предоставления недостоверной информации о размещении заказов. Данное нарушение можно определить исходя из логического анализа цены за единицу, количества и суммы предмета контракта. Например, приобретение принтеров по цене менее 100 руб. за штуку. Такое нарушение также можно определить по неуказанию номера извещения о проведении торгов при размещении заказа путем запроса котировок (п. 6 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ).
3Нарушение ст. 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях в части несоблюдения сроков заключения контракта. Данное нарушение можно определить по реквизитам документа, подтверждающего основание заключения контракта. Например, по дате протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе и дате контракта (ст. 29 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ).
Предоставление сведений о государственных контрактах
Отдел ведения федеральных реестров Управления Федерального казначейства по Челябинской области, исполняя государственную функцию по ведению реестра государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов, тесно взаимодействует с Управлением Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области. Практикуется регулярное проведение совместных совещаний с государственными заказчиками — федеральными учреждениями, на которых освещаются, с одной стороны, проблемные вопросы исполнения Закона № 94-ФЗ, а с другой — разъясняется порядок представления в органы Федерального казначейства сведений о государственных контрактах.В Челябинской области наблюдается рост активности государственных заказчиков по представлению сведений о государственных контрактах с типом «Первичные». Так в 2007 году государственными заказчиками представлено 10 165 сведений о государственных контрактах, в 2008 году — 12 210 сведений, за 9 месяцев 2009 года — 9 102 сведения. Также с 2007 по 2009 годы наблюдается динамика роста представления сведений об исполнении (о прекращении действия) государственных контрактов (см. Таблицу 1). Процент представления государственными заказчиками сведений об исполнении (о прекращении действия) государственных контрактов к сведениям о контрактах с типом «Первичные» увеличился и составил: в 2007 году — 63 %, в 2008 году — 91 %, за 9 месяцев 2009 года — 83 %.
Следует также отметить и повышение качества представляемых государственными заказчиками сведений о государственных контрактах. Положительную роль в этом играет утвержденный приказом Министерства финансов РФ (от 28 мая 2007 г. № 47н) Административный регламент. В нем предусмотрены административные процедуры по исполнению государственной функции по ведению реестра государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов, выполнение которых обязательно как для органов Федерального казначейства, так и для государственных заказчиков.
Таблица 1Анализ размещенных в реестре государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов, сведений о контрактах на территории Челябинской области в 2007–2009 годах
Годы |
Сведения о контрактах с типом «Первичные» |
Сведения о контрактах с типом «Измененные» |
Сведения об исполнении (о прекращении действия) контракта |
Всего |
2007 г., всего |
10 165 |
3380 |
6410 |
19 955 |
в том числе УФК |
3643 |
1125 |
2315 |
7083 |
ОФК |
6522 |
2255 |
4095 |
12 872 |
2008 г., всего |
12 210 |
2890 |
11 090 |
26 190 |
в том числе УФК |
3581 |
933 |
2881 |
7395 |
ОФК |
8629 |
1957 |
8209 |
18 795 |
9 мес. 2009 г., всего |
9102 |
2891 |
7525 |
19 518 |
в том числе УФК ОФК |
2416 |
1348 |
2381 |
6145 |
6686 |
1543 |
5144 |
13 373 | |
Итого за 2007–2009 гг. |
31 477 |
9161 |
25 025 |
65 663 |
в том числе УФК (итого) |
9640 |
3406 |
7577 |
20 623 |
ОФК (итого) |
21 837 |
5755 |
17 448 |
45 040 |
Можно с уверенностью сказать, что за неполные три года органы Федерального казначейства стали надежным источником важной информации для государства. А впереди нас ждет расширение горизонта полномочий по работе со сведениями о государственных контрактах, заключенных государственными заказчиками по итогам размещения заказов от имени субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Журнал "Бюджет", февраль 2010 г.