Версия для печати 6616 Материалы по теме
В декабре 2005 года исполняется 10 лет со дня образования Управления Федерального казначейства по Тюменской области. Управление создавалось в условиях, когда органы Федерального казначейства функционировали в 83 из 89 субъектов РФ, поэтому необходимо было в короткие сроки выйти на тот уровень работы, который уже достигли созданные ранее казначейства. Подводя итоги прошедшего десятилетия, нужно отметить, что органы Федерального казначейства по Тюменской области смогли на должном уровне обеспечить выполнение возложенных на них задач.
О работе УФК по Тюменской области рассказывает его руководитель Анатолий РАСПОПОВ.

– Анатолий Николаевич, что является основополагающим принципом деятельности УФК по Тюменской области?

– Считаю принципиально важным и, как показало время, верным то, что в управлении с самого начала был принят на вооружение принцип использования только централизованных программных продуктов для учета операций, осуществляемых органами Федерального казначейства. На первом этапе такими программными продуктами стали «Казна» и «Смета-F».
Внедрение новых передовых технологий, обеспечивающих более оперативное и оптимальное управление средствами федерального бюджета, таких как электронный документооборот с ГРКЦ Банка России по Тюменской области, централизация учета операций по доходам и расходам федерального бюджета на счетах, открытых в управлении, потребовало перехода на более современный прикладной программный продукт «Казначейское исполнение доходов и расходов федерального бюджета на региональном и местном уровнях» (ППП «Центр-КС»).
подсветка флагом
В течение 2002 года в управлении осуществлялось тестирование ППП «Центр-КС».
Тесное сотрудничество с разработчиками по внедрению предложений, подготовленных нашими специалистами, позволило уже с 1 января 2003 года перейти на эксплуатацию ППП «Центр-КС» для учета операций по распределению и перечислению доходов в бюджеты бюджетной системы РФ.
Опыт внедрения данного программного продукта, проблемы, с которыми мы столкнулись, пути их решения были подробно освещены на межрегиональном семинаре-совещании, проведенном УФК по Тюменской области в 2003 году по вопросам разработки, внедрения и развития ППП «Центр-КС».
В нем приняли участие коллеги из десяти регионов России, представители Министерства финансов РФ и разработчики ППП «Центр-КС».
В течение 2004 года поэтапно осуществлялся перевод учета операций в ППП «Центр-КС» по всем счетам, открытым в управлении на балансовых счетах № 40105, 40503, 40201, 40204, 40116, 40816. Внедрение ППП «Центр-КС» в отделениях УФК по Тюменской области закончено к 1 мая 2005 года.
– Расскажите об основных задачах, которые решает управление.
– Большое внимание уделялось переходу на ведение бюджетного учета в соответствии с Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 26 августа 2004 г. № 70н.
В 2004 году шло активное изучение данной Инструкции специалистами управления, проводились совещания с главными бухгалтерами отделений, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, на которых подробно рассматривались вопросы реформирования системы бухгалтерского учета, а также изучения новой бюджетной классификации, утвержденной приказом Минфина России от 27 августа 2004 г. № 72н.
В управлении была создана рабочая группа, в состав которой входили наиболее квалифицированные сотрудники УФК и отделений. Рабочей группой рассмотрены вопросы практического внедрения Инструкции, разработан пакет документов.
С начала 2005 года в управлении и четырех отделениях проводилось тестирование операций в ППП «Центр-КС» по переходу на новый План счетов, утвержденный приказом № 70н, и с 1 июня 2005 г. учет операций по исполнению федерального бюджета и кассовому обслуживанию исполнения федерального бюджета стал осуществляться в параллельном режиме.
По итогам тестирования в мае 2005 года проведено учебное занятие с главными бухгалтерами отделений, на котором подробно рассматривались вопросы применения Инструкции № 70н.
Проделанная работа позволила практически безболезненно перейти на осуществление бюджетного учета в соответствии с Инструкцией № 70н.
Следующая задача, решению которой уделялось большое внимание, – обеспечение системы электронного документооборота с участниками бюджетного процесса.
В настоящее время в управлении заключены соглашения об электронном документообороте с 13 распорядителями бюджетных средств, четырьмя получателями, департаментом финансов Тюменской области и государственными внебюджетными фондами.
Необходимо продолжать работу по внедрению электронного документооборота с администраторами поступлений в бюджетную систему РФ.
Конечно, увеличение в 2005 году количества администраторов создало дополнительный объем работы специалистам управления. Но опыт ряда последних лет по взаимодействию с администраторами, включая органы местного самоуправления, администрирующими неналоговые поступления, позволил конструктивно подойти к решению данного вопроса.
В январе 2005 года управление подготовило соглашение об информационном обмене и довело его до всех администраторов поступлений, включая администраторов поступлений в доход областного и местных бюджетов.
При этом одним из обязательных условий являлось наличие нормативного правового акта, подтверждающего их полномочия.
В настоящее время управление осуществляет информационный обмен с 84 администраторами, в том числе с 47 органами местного самоуправления.
Но по не зависящим от нас причинам электронный документооборот осуществляется только с четырьмя администраторами, включая УФНС. Кроме того, мы предоставляем информацию в электронном виде в финансовые органы муниципальных образований для органов местного самоуправления.
Надеемся, что внедрение системы электронного документооборота позволит в кратчайшие сроки выйти на качественно новый уровень взаимодействия с участниками бюджетного процесса.
– Как в области осуществляется работа по исполнению приказа Минфина России от 10 июня 2003 г. № 50н?
– До утверждения приказа Минфина России № 50н в УФК по Тюменской области, начиная с 2002 года, осуществлялся электронный обмен информацией с распорядителями средств федерального бюджета при распределении лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета между подведомственными учреждениями.
Поэтому появление приказа Минфина России № 50н было воспринято с воодушевлением.
Начиная с 2003 года в управлении и отделениях проделана большая подготовительная работа: проводились семинары с распорядителями и получателями бюджетных средств, осуществлялось тестирование программных продуктов по приему, обработке, учету расходных расписаний с клиентами органов Федерального казначейства и тестовый обмен расходными расписаниями с отделениями.
С 2004 года в Тюменской области, в порядке эксперимента, на основе расходных расписаний в соответствии с приказом № 50н обеспечивалось финансирование расходов Объ-Иртышского межрегионального управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области. Для отработки всех вопросов, возникающих в ходе практической реализации данного приказа, с января 2004 года управлением организовано с одним отделением электронное взаимодействие по работе с расходными расписаниями бюджетополучателей, переведенных на новый порядок финансирования.
Указанная работа позволила безболезненно обеспечить в 2005 году переход на применение приказа № 50н всеми распорядителями и получателями средств федерального бюджета.
– Расскажите об основных задачах, стоящих в настоящее время перед УФК по Тюменской области.
– Наиважнейшей задачей, стоящей не только перед УФК по Тюменской области, но и перед всеми органами Федерального казначейства России, по моему мнению, является обеспечение с 1 января 2006 года кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в соответствии со статьей 215.1 Бюджетного кодекса РФ.
Хочется отметить, что за прошедшее десятилетие в управлении накоплен большой опыт по исполнению данной функции.
Так, в 1998 году УФК по Тюменской области в числе первых десяти управлений по субъектам РФ заключило соглашение с администрацией Тюменской области о кассовом обслуживании консолидированного бюджета области по доходам. Одновременно с 291 из 295 органов местного самоуправления были заключены соглашения по кассовому обслуживанию исполнения местных бюджетов по доходам. На протяжении ряда лет административно-территориальное устройство Тюменской области претерпевало значительные изменения, менялось количество муниципальных образований. Но каково бы ни было их число, кассовое обслуживание исполнения консолидированного бюджета области по доходам, включая местные бюджеты, является одним из приоритетных направлений деятельности управления.
Тюмень
Особо хочется подчеркнуть, что губернатором Тюменской области Сергеем Семеновичем Собяниным оказывается самое активное содействие управлению в проведении данной работы.
При этом необходимо отметить, что Тюменская область является регионом-донором, и, следовательно, кассовое обслуживание исполнения консолидированного бюджета Тюменской области по доходам осуществляется на добровольных началах как со стороны управления, так и со стороны правительства области и глав муниципальных образований.
В настоящее время в Тюменской области структура органов местного самоуправления сформирована в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ. В области существует 319 муниципальных образований, в том числе 5 городских округов, 21 район, 293 сельских поселения, из которых 269 – вновь созданные.
В целях обеспечения с 1 января 2006 г. перехода на кассовое обслуживание исполнения бюджетов в Тюменской области создана рабочая группа из представителей УФК и департамента финансов области, которая обеспечивает выработку единой стратегии взаимодействия казначеев и финансистов, помогает найти наиболее оптимальные пути решения проблем, возникающих в переходный период.
– Какие именно?
– Уже в мае 2005 года на нашем совещании с заместителем губернатора, директором департамента финансов области Т.Л. Крупиной были решены принципиальные вопросы и согласован вариант кассового обслуживания исполнения бюджетов.
Такой позитивный настрой достигнут и благодаря тому, что подготовка к полномасштабному осуществлению кассового обслуживания исполнения областного бюджета и бюджетов муниципальных образований органами Федерального казначейства на территории Тюменской области стала осуществляться еще на стадии разработки Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 120-ФЗ, внесшего столь кардинальные изменения в Бюджетный кодекс РФ.
Во исполнение поручения Министерства финансов РФ от 24 марта 2004 года № 3-18-03/50, в рамках подготовки к внесению изменений в Бюджетный кодекс РФ, отработки различных вариантов кассового обслуживания бюджетов органами Федерального казначейства, УФК по Тюменской области в июне 2004 года приступило к проведению эксперимента по кассовому обслуживанию бюджета Тюменской области по альтернативной схеме документооборота через единый лицевой счет, открытый в управлении на балансовом счете № 40201.
Совместно с департаментом финансов Тюменской области разработан ряд документов, обеспечивающих кассовое обслуживание исполнения областного бюджета.
Данные по результатам проведения эксперимента по кассовому обслуживанию исполнения областного бюджета по альтернативной схеме обобщены и вместе с предложениями направлены управлением в Федеральное казначейство. В 2005 году кассовое обслуживание областного бюджета по указанной схеме продолжено.
Изучая нормативные документы, подготовленные Федеральным казначейством по вопросам кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, мы видим, что при их составлении учтен опыт работы УФК по Тюменской области, наши выводы и предложения.
Проведенное в управлении в июне 2005 года межрегиональное совещание с участием представителей Федерального казначейства, Главного федерального инспектора по Тюменской области В.И. Ульянова, сотрудников УФК и финансовых органов регионов Уральского федерального округа, ГУ Банка России по Тюменской области выявило большой круг вопросов, от решения которых зависит, смогут ли органы Федерального казначейства на должном уровне обеспечить исполнение задач, поставленных перед ними.
– Анатолий Николаевич, за десять лет работы в УФК по Тюменской области проведено несколько межрегиональных совещаний. Это ваше принципиальное отношение к данной стороне деятельности управления?
– Да, за прошедшее десятилетие в управлении проведено несколько межрегиональных совещаний, при этом первое совещание мы провели еще в 1998 году.
Многогранность задач, стоящих перед органами Федерального казначейства, изменение нормативной базы, внедрение все более совершенных технологий исполнения бюджетов бюджетной системы РФ требует от сотрудников органов Федерального казначейства умения находить наиболее грамотные и оптимальные пути решения проблем.
Поэтому непосредственное общение с коллегами, возникающее в ходе проведения совещаний, обмен опытом, является для нас незаменимым.
Кроме того, общение с конкретными людьми помогает ощутить сопричастность к работе всей системы Федерального казначейства России.
– Но какими бы совершенными ни были программный продукт, та или иная технология, за каждым действием стоят конкретные люди…

– Кадры – это сердце любой организации. В настоящее время в органах Федерального казначейства Тюменской области работает более 400 человек, средний возраст – 31 год, более 85% имеют высшее образование.
За успехи, достигнутые в работе, 29 сотрудников награждены нагрудным знаком «Отличник финансовой работы», 23 – благодарственным письмом Главного управления федерального казначейства Министерства финансов РФ, 22 отмечены почетной грамотой губернатора Тюменской области.
Хочу поблагодарить от всей души коллектив сотрудников, пожелать здоровья, счастья, удачи, оптимизма и новых успехов.
Беседовала Светлана СТРЕЛЬНИКОВА

Справка «Бюджета»
распопов
Анатолий Николаевич РАСПОПОВ, руководитель Управления Федерального казначейства по Тюменской области
Родился 22 ноября 1954 г. в селе Созоново Тюменской области.
В 1973 г. окончил Томский учетно-кредитный техникум и поступил на работу в Тюменскую областную контору Госбанка.
1974–1976 гг. – служба в рядах Советской Армии
1976–1977 гг. – Тюменская областная контора Госбанка: экономист, старший бухгалтер.
1977–1986 гг. – КРУ финансового управления Тюменского облисполкома: контролер-ревизор, старший контролер-ревизор.
1986–1990 гг. – служба в органах МВД.
1990–1992 гг. – заместитель главного контролера-ревизора финансового управления Тюменского облисполкома.
В 1992 г. – окончил экономический факультет Рязанской высшей школы МВД РФ.
1992–1996 гг. – заместитель председателя комитета финансов администрации Тюменской области.
С 1996 г. – руководитель УФК по Тюменской области.
В 2002 году окончил Институт переподготовки и повышения квалификации Уральской академии государственной службы.
В 2000 г. присвоено звание «Заслуженный экономист РФ», в 2002 г. награжден нагрудным знаком «Отличник финансовой работы». За многолетний и добросовестный труд и личный вклад в развитие органов Федерального казначейства в 2002 г. и 2004 г. объявлены благодарности Министра финансов РФ. Полномочным представителем Президента РФ в Уральском федеральном округе в 2004 г. направлено благодарственное письмо. Награжден почетными грамотами губернатора Тюменской области,
главы г. Тюмени.

Поделиться