25 февраля в префектуре Юго-Западного административного округа Москвы прошло заседание актива финансовых органов столицы, посвященное подведению итогов работы Департамента финансов города Москвы в 2009 году и задачам на 2010 год.
В мероприятии приняли участие первый заместитель мэра Москвы, руководитель комплекса экономической политики и развития города Ю. В. Росляк, префект Юго-Западного административного округа А. В. Челышев, депутат Московской городской Думы А. Б. Милявский, и. о. руководителя Департамента финансов Москвы О. Н. Хрычева, председатель Контрольно-счетной палаты Москвы В. А. Двуреченских, первый заместитель начальника Управления координации деятельности Комплекса социальной сферы Москвы А. Н. Хромушин, руководитель внутригородского муниципального образования Хорошево-Мнемники СЗАО, действительный член (академик) Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности М. А. Попков, начальник отдела организации бухгалтерского учета и контроля Департамента финансов Москвы И. А. Богатченко, начальник Управления информатизации Департамента финансов города М. А. Евсеев, руководители и представители ряда органов исполнительной власти Москвы, Управления федеральной налоговой службы России по г. Москве.
О. Н. Хрычева, и. о. руководителя Департамента финансов Москвы
О. Н. Хрычева в своем выступлении отметила, что прошедший год был сложным. Уже в I квартале стало ясно, что утвержденный объем доходов на 2009 год не будет исполнен. В целом, по сравнению с предыдущим годом в 2009 году доходы уменьшились более чем на 20 %. В связи с этим Правительство города было вынуждено пойти на непопулярный шаг – сокращение расходной части бюджета. К таким мерам в городе не прибегали уже более 10 лет. Финансистам Москвы в тесном взаимодействии со столичным Департаментом экономической политики и развития пришлось проводить очень не простую работу по обеспечению финансовых потребностей города с реально имеющимися ресурсами. «С удовлетворением могу отметить, – сказала Ольга Николаевна, – что эта задача была решена. Более того, исполнение бюджета по доходам на 101,5 %, с превышением на 15 миллиардов рублей, по расходам на 93,9 % с экономией в объеме 75,5 миллиардов рублей, позволило сократить утвержденный объем дефицита на 90,4 миллиардов рублей или почти на 40 %».
Также она отметила возросший за время кризиса качественный уровень работы по проведению секвестирования расходов, решению вопросов управления бюджетными средствами на Едином счете по исполнению бюджета, контролю, осуществляемому до совершения операций по принятию бюджетных обязательств и их оплате, работы перспективного характера, направленного на реформирование механизма финансирования полномочий г. Москвы по традиционным направлениям.
«Наступивший 2010 год пока еще не дает оснований для оптимистических оценок по формированию ресурсной базы бюджета. Об этом свидетельствует фактическая ситуация первых месяцев» – подчеркнула О. Н. Хрычева.
В связи с ожидаемыми в наступившем году сложностями, основную часть своего выступления Ольга Николаевна посвятила конкретным задачам, которые необходимо решать в области осуществления бюджетного процесса в городе Москве как в текущем году, так и в последующие годы. «Тем более что испытать оптимизм по поводу существенного улучшения финансовой ситуации в Москве в ближайший 3-летний период, я сегодня не осмелюсь» – добавила она.
К конкретным задачам, требующим решения, Ольга Николаевна отнесла ресурсное обеспечение бюджета. Несколько исправить ситуацию, обострившуюся из-за сокращений поступлений налога с прибыли предприятий и НДФЛ, можно по ее мнению, проведя ревизию обоснованности предоставления льгот и оценки эффекта при освобождении организаций от уплаты налогов или арендной платы. Вопрос о значительно выросшей недоимке можно также частично решить, предложив федеральным органам вернуться к теме реструктуризации задолженности по налогам и сборам.
Необходимо усиление контроля прогнозирования доходов и оценки исполнения. Ольга Николаевна считает, что на настоящий момент только инвестиционные проекты и программа капитального ремонта жилищного фонда имеют реально оцениваемые результаты.
Также среди задач, которые Департамент финансов Москвы ставит перед собой из года в год, есть и повышение уровня контрольно-экономической работы, усиление контроля за расходованием бюджетных средств.
Ю.В.Росляк, первый заместитель мэра Москвы, руководитель комплекса экономической политики и развития города
Первый заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы Росляк Ю.В. со своей стороны дополнил перечень задач, стоящих перед столичными финансистами в текущем году.
Это сбалансированность долговых обязательств города. В ходе проведенных мероприятий был сокращен объем привлечения заимствований, что дало дополнительную возможность в 2010 году и последующих годах заместить заимствования бюджетными кредитами, которые город должен по максимуму получить в целях выполнения задач текущего года.
Необходимо довести до сведения всех государственных заказчиков, что резервирование бюджетных средств – это не отсрочка, а вынужденная мера по дополнительной экономии бюджетных расходов, призванная обеспечить сбалансированность бюджета. Нужно отрабатывать новые методики, новые системы экономии бюджетных средств.
Также в планах разработка механизма реализации задач и программ по энергосбережению и энергоэффективности.
В предстоящей реформе бюджетных учреждений необходимо искать, не только изменения в организационно-правовых формах, но и находить новые методы финансирования затрат социальной сферы, не забывая главной цели – все что будет реформироваться в этой сфере должно приводить к повышению эффективности бюджетных расходов.
В текущем году надо сформировать действенную контрактную систему исполнения государственного заказа. Основа для этого сделана, и сделана очень хорошо. Она сейчас изучается федеральными органами на предмет постановки аналогичных задач на федеральном уровне для всей системы государственного заказа.
Важным направлением работы является контроль за исполнением обязательств при реализации государственного заказа. Сегодня государственные заказчики ненадлежащим образом контролируют исполнения заказа, обязательства, предусмотренные действующими договорами, а тем более, проведения претензионной работы при нарушениях исполнения государственного заказа. «Мы будем неоднократно встречаться с государственными заказчиками, с тем, чтобы помочь им предотвратить возможные ошибки. При этом поблажек государственным заказчикам не будет. Мэр Москвы на заседании правительства Москвы 24 февраля 2010 года строжайшим образом всех предупредил, чтобы они не рассчитывали на дополнительное финансирование, а искали резервы внутри собственных систем» – подчеркнул актуальность задачи Юрий Витальевич.
Структурным подразделениям Комплекса социальной сферы необходимо начать работу в части реализации федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», который без сомнений будет в ближайшее время принят Государственной Думой. По оценке Комплекса экономической политики и развития указанная реформа затронет всю систему бюджетных учреждений. Необходимо провести переоценку функций и полномочий, понять каким должен быть прообраз здравоохранения, народного образования и др. отраслей.
В ближайшее время необходимо подготовить предложения по проекту бюджета 2011 году и среднесрочному финансовому плану.
«Мы с вами не имеем право на ошибку» – сказал, подводя итог работе актива, Юрий Витальевич.
ФОТООТЧЕТ
Материал подготовила Светлана Стрельникова, журнал "Бюджет", март 2010 г.
В мероприятии приняли участие первый заместитель мэра Москвы, руководитель комплекса экономической политики и развития города Ю. В. Росляк, префект Юго-Западного административного округа А. В. Челышев, депутат Московской городской Думы А. Б. Милявский, и. о. руководителя Департамента финансов Москвы О. Н. Хрычева, председатель Контрольно-счетной палаты Москвы В. А. Двуреченских, первый заместитель начальника Управления координации деятельности Комплекса социальной сферы Москвы А. Н. Хромушин, руководитель внутригородского муниципального образования Хорошево-Мнемники СЗАО, действительный член (академик) Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности М. А. Попков, начальник отдела организации бухгалтерского учета и контроля Департамента финансов Москвы И. А. Богатченко, начальник Управления информатизации Департамента финансов города М. А. Евсеев, руководители и представители ряда органов исполнительной власти Москвы, Управления федеральной налоговой службы России по г. Москве.
О. Н. Хрычева, и. о. руководителя Департамента финансов Москвы
О. Н. Хрычева в своем выступлении отметила, что прошедший год был сложным. Уже в I квартале стало ясно, что утвержденный объем доходов на 2009 год не будет исполнен. В целом, по сравнению с предыдущим годом в 2009 году доходы уменьшились более чем на 20 %. В связи с этим Правительство города было вынуждено пойти на непопулярный шаг – сокращение расходной части бюджета. К таким мерам в городе не прибегали уже более 10 лет. Финансистам Москвы в тесном взаимодействии со столичным Департаментом экономической политики и развития пришлось проводить очень не простую работу по обеспечению финансовых потребностей города с реально имеющимися ресурсами. «С удовлетворением могу отметить, – сказала Ольга Николаевна, – что эта задача была решена. Более того, исполнение бюджета по доходам на 101,5 %, с превышением на 15 миллиардов рублей, по расходам на 93,9 % с экономией в объеме 75,5 миллиардов рублей, позволило сократить утвержденный объем дефицита на 90,4 миллиардов рублей или почти на 40 %».
Также она отметила возросший за время кризиса качественный уровень работы по проведению секвестирования расходов, решению вопросов управления бюджетными средствами на Едином счете по исполнению бюджета, контролю, осуществляемому до совершения операций по принятию бюджетных обязательств и их оплате, работы перспективного характера, направленного на реформирование механизма финансирования полномочий г. Москвы по традиционным направлениям.
«Наступивший 2010 год пока еще не дает оснований для оптимистических оценок по формированию ресурсной базы бюджета. Об этом свидетельствует фактическая ситуация первых месяцев» – подчеркнула О. Н. Хрычева.
В связи с ожидаемыми в наступившем году сложностями, основную часть своего выступления Ольга Николаевна посвятила конкретным задачам, которые необходимо решать в области осуществления бюджетного процесса в городе Москве как в текущем году, так и в последующие годы. «Тем более что испытать оптимизм по поводу существенного улучшения финансовой ситуации в Москве в ближайший 3-летний период, я сегодня не осмелюсь» – добавила она.
К конкретным задачам, требующим решения, Ольга Николаевна отнесла ресурсное обеспечение бюджета. Несколько исправить ситуацию, обострившуюся из-за сокращений поступлений налога с прибыли предприятий и НДФЛ, можно по ее мнению, проведя ревизию обоснованности предоставления льгот и оценки эффекта при освобождении организаций от уплаты налогов или арендной платы. Вопрос о значительно выросшей недоимке можно также частично решить, предложив федеральным органам вернуться к теме реструктуризации задолженности по налогам и сборам.
Необходимо усиление контроля прогнозирования доходов и оценки исполнения. Ольга Николаевна считает, что на настоящий момент только инвестиционные проекты и программа капитального ремонта жилищного фонда имеют реально оцениваемые результаты.
Также среди задач, которые Департамент финансов Москвы ставит перед собой из года в год, есть и повышение уровня контрольно-экономической работы, усиление контроля за расходованием бюджетных средств.
Ю.В.Росляк, первый заместитель мэра Москвы, руководитель комплекса экономической политики и развития города
Первый заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы Росляк Ю.В. со своей стороны дополнил перечень задач, стоящих перед столичными финансистами в текущем году.
Это сбалансированность долговых обязательств города. В ходе проведенных мероприятий был сокращен объем привлечения заимствований, что дало дополнительную возможность в 2010 году и последующих годах заместить заимствования бюджетными кредитами, которые город должен по максимуму получить в целях выполнения задач текущего года.
Необходимо довести до сведения всех государственных заказчиков, что резервирование бюджетных средств – это не отсрочка, а вынужденная мера по дополнительной экономии бюджетных расходов, призванная обеспечить сбалансированность бюджета. Нужно отрабатывать новые методики, новые системы экономии бюджетных средств.
Также в планах разработка механизма реализации задач и программ по энергосбережению и энергоэффективности.
В предстоящей реформе бюджетных учреждений необходимо искать, не только изменения в организационно-правовых формах, но и находить новые методы финансирования затрат социальной сферы, не забывая главной цели – все что будет реформироваться в этой сфере должно приводить к повышению эффективности бюджетных расходов.
В текущем году надо сформировать действенную контрактную систему исполнения государственного заказа. Основа для этого сделана, и сделана очень хорошо. Она сейчас изучается федеральными органами на предмет постановки аналогичных задач на федеральном уровне для всей системы государственного заказа.
Важным направлением работы является контроль за исполнением обязательств при реализации государственного заказа. Сегодня государственные заказчики ненадлежащим образом контролируют исполнения заказа, обязательства, предусмотренные действующими договорами, а тем более, проведения претензионной работы при нарушениях исполнения государственного заказа. «Мы будем неоднократно встречаться с государственными заказчиками, с тем, чтобы помочь им предотвратить возможные ошибки. При этом поблажек государственным заказчикам не будет. Мэр Москвы на заседании правительства Москвы 24 февраля 2010 года строжайшим образом всех предупредил, чтобы они не рассчитывали на дополнительное финансирование, а искали резервы внутри собственных систем» – подчеркнул актуальность задачи Юрий Витальевич.
Структурным подразделениям Комплекса социальной сферы необходимо начать работу в части реализации федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», который без сомнений будет в ближайшее время принят Государственной Думой. По оценке Комплекса экономической политики и развития указанная реформа затронет всю систему бюджетных учреждений. Необходимо провести переоценку функций и полномочий, понять каким должен быть прообраз здравоохранения, народного образования и др. отраслей.
В ближайшее время необходимо подготовить предложения по проекту бюджета 2011 году и среднесрочному финансовому плану.
«Мы с вами не имеем право на ошибку» – сказал, подводя итог работе актива, Юрий Витальевич.
ФОТООТЧЕТ
Материал подготовила Светлана Стрельникова, журнал "Бюджет", март 2010 г.