![Налоговый кодекс Налоговый кодекс](/upload/iblock/cd6/nk.jpg)
О возможном создании в субъектах РФ специальных агентств, наделенных полномочиями принимать решения о предоставлении налогоплательщикам инвестиционных налоговых кредитов, Сергей Шаталов сообщил на ежегодной налоговой конференции Российского союза промышленников и предпринимателей. Господин Шаталов отметил, что Минфин рассчитывает на то, что этот вид поддержки заработает, "предоставляя налогоплательщикам возможность откладывать уплату основных налогов на более поздние сроки, в случаях когда осуществляются затраты на модернизацию, техническое перевооружение, экологию, создание рабочих мест для инвалидов и т. д.".
Сейчас ст. 66 и 67 НК предусматривают предоставление инвесткредитов по налогу на прибыль, региональным и местным налогам. В теории его получателям предоставляется возможность платить налоги в рассрочку с уплатой процентов на срок до пяти лет. При этом на льготу может рассчитывать лишь узкий круг предприятий: работающие по гособоронзаказу, вносящие особый вклад в развитие региона, внедряющие инновации и прочие. В конце 2009 года в этот перечень были включены предприятия, инвестирующие в создание объектов с высокой степенью энергоэффективности. На практике, впрочем, нормы фактически не работают. В форме статотчетности ФНС "Задолженность по налогам и сборам в бюджетную систему РФ" на 1 января 2010 года в графе "Инвестиционный налоговый кредит" (подлежит учету как вид урегулированной задолженности) значатся одни нули. Такой же была ситуация и в предыдущие годы.
Причина — решение о предоставлении этого вида отсрочки должна принимать сама ФНС. Однако полномочия службы в этой части не прописаны. Поэтому налоговики, опасаясь обвинений в коррупции, предпочитают не предоставлять кредиты вовсе. Кроме того, как указал Минфин во внесенных им в правительство "Основных направлениях налоговой политики на 2011-2013 годы", изменение сроков уплаты налогов в ФНС воспринимают как предоставление налоговых льгот, а не как предоставление бюджетного кредита. Поэтому Минфин "в целях оперативности принятия решений и их увязки с бюджетной политикой региона" предлагает передать право предоставления налоговых кредитов по налогу на прибыль и налог на имущество организаций от ФНС субъектам РФ. Этот пункт уже вошел в минфиновский пакет по стимулированию инноваций, который был представлен президенту на заседании комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики в Томске в феврале этого года.
Для придания предложению большего веса Минфин добавил к нему норму из подготовленного год назад "под кризис" законопроекта о новых правилах предоставления отсрочек (был принят Госдумой в первом чтении в декабре 2009 года, но застрял во втором). Речь идет об увеличении порога инвестиционного налогового кредита для компаний, проводящих техническое перевооружение производства либо инвестирующих в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Сейчас (опять же в теории) максимальный размер кредита равен 30% от стоимости приобретенного оборудования, законопроект увеличивает его до 100%.
Как пояснил вчера Сергей Шаталов, возможное делегирование региональным агентствам права принятия решений о выдаче налоговых кредитов не будет означать выключение ФНС из процесса их администрирования. Роль налоговой службы, по словам господина Шаталова, будет состоять в заключении договоров об инвестиционном налоговом кредите с налогоплательщиками и отслеживании того, насколько аккуратно последние выполняют свои обязательства, так что держать отчет прокредитованному предпринимателю в любом случае придется перед налоговым инспектором.
Источник: "Коммерсант"