В настоящее время ММБА по праву считается организацией во многом определяющей инвестиционный климат в столице России. Отличительной особенностью этого по праву элитного клуба является ограничение на прием новых членов. Ассоциация практически в приватном режиме работает с каждой компанией, делая упор на реальную поддержку членов в работе на российском рынке. Об особенностях международного сотрудничества, вкладе ММБА в инвестиционную привлекательность Москвы и российских регионов мы говорим с Генеральным директором Ассоциации Александром Ивановичем БОРИСОВЫМ.
- Александр Иванович, расскажите, пожалуйста, что собой представляет Московская Международная Бизнес Ассоциация?
- Московская Международная Бизнес Ассоциация с аббревиатурой ММБА существует с ноября 1997 года. Идея возникновения Ассоциации родилась у группы иностранных и российских компаний. Они предложили мэру Москвы организовать дополнительный канал диалога между администрацией и бизнес сообществом. Юрий Михайлович Лужков увидел в этом предложении здравое зерно, и согласился стать первым президентом Ассоциации. По Уставу президент ассоциации выбирается на два года. С тех пор мы шесть раз единогласно переизбирали мэра Москвы президентом этой организации.
В составе Ассоциации находится 200 компаний, банков и предприятий из 23 стран мира. Треть –крупные транснациональные корпорации – IBM, «Сименс», «Эриксон», «Проктер энд Гэмбл», «Пепси-Кола», «Эрнст и Янг» и другие. Треть – российские компании со штаб-квартирой в Москве. Такие как «Банк Москвы», - один из наших учредителей, - «Аэрофлот», «Вимм-Билль-Данн», «Разгуляй», ФК «Метрополь» и так далее. И еще одна треть – региональные компании из 32-х субъектов РФ. Таким образом, если первоначально Ассоциация создавалась как инструмент помощи, в первую очередь, иностранным компаниям для выхода на московский и российский рынок, то по мере развития членства, она стала мультипрофессиональной, многорегиональной. В ее составе есть и крупные, и средние, и малые предприятия, и даже 8 процентов членов – это микропредприятия с количеством работающих меньше 15 человек. По существу, в составе Ассоциации нашел свое отражение весь спектр бизнеса, работающего в России. Мэр Москвы на недавно состоявшемся общем годовом собрании был еще раз переизбран на очередной двухлетний срок и дал высокую оценку работе Ассоциации, сказав, что очевидная конкретная помощь иностранным и российским компаниям позволяет развивать процесс инвестиций в Москву и в регионы России.
- Расскажите, пожалуйста, каким образом члены Ассоциации участвуют в процессе инвестирования в Россию, в Москве в частности и в регионах? И каковы тенденции в последние годы развития этого процесса?
- Статистика, которую мы ведем по иностранным компаниям-членам, говорит, что 10 лет со дня основания Ассоциации, в среднем каждый год иностранные компании-члены реализовывали где-то около одного миллиарда инвестиций в развитие производства, создание сетей дистрибуции, развитие инфраструктуры, прежде всего деловой инфраструктуры, торговой инфраструктуры. При этом интересный процесс мы наблюдали с наступлением кризиса - с конца 2008-го и в 2009 году. В то время как для российских компаний этот период стал очень сложным периодом, когда подавляющее большинство из них было вынуждено идти по пути снижения издержек, замораживания проектов, иностранные компании в 2008 году удвоили иностранные инвестиции до двух миллиардов долларов, а в 2009 году еще раз удвоили их еще до четырех миллиардов долларов. Но, по большому счету для нас это не стало большим сюрпризом, потому что для иностранных компаний международного уровня, которые существуют по 50-100 лет, кризисы – это достаточно обыденное явление. Известная теория Кондратьева о циклах говорит о том же. Да и многие из них кризисы проходили, привычка работать в кризисных условиях у них есть, процедуры отработаны. И кризис, что называется, не застает их врасплох. С другой стороны, есть еще одно большое отличие между методами работы российского и иностранного бизнеса – это то, что иностранные компании привыкли работать на низкой марже прибыли. То есть три-пять процентов годовой прибыли – для них вполне допустимое и даже нормальное явление. Для российского бизнеса это, конечно, недостаточный уровень прибыльности, и некоторые даже шутят: за 30 процентов нагибаться не будем. Но кризис внес серьезные коррективы в поведение такого рода бизнесменов. И, наконец, последнее объяснение такой позиции иностранного предпринимательства в России – в Европе, США, конечно, есть серьезная финансовая подушка безопасности в виде капиталов материнских компаний. И конечно те компании, которые чувствуют и предвосхищают возобновление экономической активности, и ощущают дальнейшую перспективность своей работы в России, именно в период кризиса покупают активы по другим ценам, по ценам рынка, а значит, с очень высокой степенью уверенности в том, что эти вложения в дальнейшем очень серьезно окупятся.
- Ассоциация называется Московской, но работает уже со многими регионами. Поделитесь, пожалуйста, собственным опытом, какие ошибки, может быть, совершают обычно в в регионах в привлечении инвестиций, или, наоборот, какие шаги вы считаете правильными, верными?
- С моей стороны было бы неправильно выступать в роли оценщика, учителя, или советчика. Что касается работы инвесторов в регионах, здесь первое правило должно быть таким: если компания идет в регион, она должна установить правильные рабочие доверительные отношения с руководством региона. А со своей стороны администрация должна понимать, что в условиях кризиса, который пока еще, по большому счету, далеко не завершен, возможности региональных бюджетов резко ограничены. Поэтому привлечение капиталов иностранных, отечественных – сейчас становится задачей номер один. Вот почему сейчас нужно думать о том, чтобы атмосфера диалога обязательно поддерживалась. Я считаю, что успех работы нашей Ассоциации заключается в том, что лозунг, который мы сформулировали «Бизнес, власть, прямой диалог», реально воплощается в жизнь. Этот диалог поддерживается в ходе регулярных заседаний Исполкома Ассоциации при непосредственном участии Юрия Михайловича Лужкова, при регулярных встречах руководителей московских служб, управлений с компаниями-членами, при проведении большого количества разнообразных мероприятий, в том числе ежегодного форума «Москва инвест», который мы организуем раз в год в крупных городах и столицах мира. Приведу такой пример. Член нашей Ассоциации итальянская компания «Ферреро» - я присутствовал полтора года тому назад во Владимире при закладке первого камня – строила новый кондитерский завод. И буквально через год с небольшим завод начал работать. Там полторы тысячи рабочих мест, совершенно уникальное современное оборудование. Работники этого предприятия из атмосферы провинциального города, где безработица – реальная социальная проблема, перешли сразу на другой уровень восприятия действительности, получив постоянную работу, новую квалификацию. Понимаете, эти люди уже как бы перенеслись во времени. И развитие такого рода производств помимо налогов, рабочих мест, продукции, создает еще и своего рода, я бы сказал, новую деловую атмосферу. Вот почему в нынешних условиях приход новых иностранных инвесторов и открытие новых производств чрезвычайно важны для того, чтобы как можно быстрее преодолеть последствия финансово-экономического кризиса.
- По компании «Ферреро». Ее приход серьезно повлиял на социально-экономическую ситуацию?
- Конечно. И глава региона, и мэр с должным вниманием отнеслись к их приходу. Они были и на закладке камня, и я разговаривал с генеральным директором Артуро Карделузом и предложил ему рассказать мне, какие трудности он встречал по мере выполнения проекта. Он меня поразил. Сказал: «никаких, в истории моей компании это уникальный случай».
- Скажите, пожалуйста, общая атмосфера, которая царит среди ваших членов, в восприятии инвестиционного климата в России? Как в основном смотрят на российский рынок, на московский?
- Бизнес – среда разнородная. И сказать, что есть одно какое-то общее мнение, практически невозможно, потому что каждая компания принимает свои собственные решения, исходя из собственных интересов, из собственного позитивного или негативного опыта, из собственных амбиций, из планов дальнейшего развития. Десятки факторов определяют принятие какого-то серьезного решения по развитию. Единственное, наверное, что объединяет подавляющее большинство иностранных компаний, которые работают здесь, это понимание того, что риски в России существуют, они очевидны, они и для нас очевидны, но многие вещи понемногу начинают уходить на второй план. Какие-то вопросы решаются. И в этом смысле я должен отдать должное политике, проводимой правительством Москвы и
лично Мэром Москвы, который с самого начала кризиса лично создал и возглавил антикризисный штаб, несколько оперативных групп, которые стали отслеживать изменения на рынке, основные проблемы, с которыми компании сталкиваются. Проводится выработка решений по решению сложных вопросов, с которыми компании начали сталкиваться, когда у них не стало денег, допустим, на выплату арендных платежей, кредитов, когда начали останавливаться стройки. Благодаря моментально принятым решениям на уровне городского руководства многие вопросы были решены оперативно, и в Москве не произошло серийных банкротств. Да, краны замерли. Да, деловая активность немножко сократилась. Да, в промышленности на 18 процентов было сокращение деловой активности. Но краха, которого многие ожидали, не произошло. И это случилось именно благодаря тому, что решения принимались оперативно. И если сравнивать, допустим, реакцию федеральных властей, то многие решения очень правильные и по расходованию бюджетных средств, и по поддержанию потребительского спроса. Некоторые из них только сейчас начинают воплощаться в жизнь, как, например, с подержанными автомобилями. Уже другие страны заканчивают такого рода программы, а мы только начинаем к ним приступать. И взять, допустим, решение мэра Москвы о том, чтобы на год установить мораторий на проверки контролирующих органов малого бизнеса, которое было принято в ноябре 2008 года. Благодаря этому малый бизнес в Москве практически не пострадал. Количество предприятий и индивидуальных предпринимателей не сократилось. Это значит, что у людей сохранились рабочие места. Это значит, что социальная напряженность, которую все ожидали в Москве, не возникла. Ведь это произошло не само по себе. Москва - очень сложный субъект Федерации, с серьезным социальным расслоением. Здесь потребительская корзина в два раза дороже, чем в подавляющем большинстве других субъектов Федерации, жить здесь сложно. И, тем не менее, оперативность принимаемых решений говорит о том, что инвестиционный климат в Москве, все-таки достаточен для того, чтобы здесь эффективно могли работать и отечественные, и иностранные инвесторы.
- Если представить виртуальную ситуацию: руководитель некого региона хотел бы стимулировать инвестиционный процесс, могли бы к вам обращаться за помощью, за поддержкой? Если да, то есть ли такие примеры, и каким образом вы бы могли оказать реальную помощь?
- У нас буквальных примеров, чтобы руководство региона обращалось за конкретной помощью в Ассоциацию, не было. К городскому правительству, лично к мэру Москвы ряд руководителей региональных действительно обращаются, и такая поддержка оказывается. Мы со своей стороны оказываем косвенную поддержку. Мы приглашаем региональных руководителей, мэров городов на наши инвестиционные мероприятия. Мы помогали одному из регионов организовывать собственный инвестиционный форум. Потому что, я уже упоминал, в условиях, когда сокращаются бюджетные ассигнования, возможности региональных и местных властей, борьба за инвестиции будет обостряться, борьба за получение средств из федерального бюджета, и за привлечение внебюджетных средств. Поэтому сейчас уже примерно четвертая часть регионов, я не могу сказать, что следуя нашему примеру, но свои инвестиционные форумы начали проводить. Некоторые из них достигли в этом плане очень серьезных успехов.
- То есть, вы считаете, что в настоящее время привлечение инвестиций является одним из все более значимых инструментов пополнения бюджета?
- Конечно. Больше того, этот процесс сейчас во всем мире приобретает именно такую направленность, потому что выход из кризиса возможен только путем возобновления экономической активности. Чтобы это произошло, нужны дополнительные средства. И правительства сталкиваются с дефицитом бюджета. Все правительства без исключения, значит, расчет может быть только на частный капитал. А частный капитал – это такое пугливое животное, в кавычках, которое на любые сигналы реагирует очень быстро и очень быстро утекает. Поэтому многие говорят о том, что надо развивать фондовый рынок… – это действительно нужное дело... Тем более одна из задач – создание в Москве международного финансового центра, это все правильно. Но сейчас как никогда нужны прямые инвестиции в создание производственной базы, модернизацию существующих производств, в создании новых точек роста, в инновационные технологии. Все это возможно, конечно, только в том случае, если власти на местах будут внимательно отслеживать приход возможных потенциальных партнеров, и подходить к каждому из них с особой, я бы сказал индивидуальной меркой.
- Ассоциация является одной из немногих, которые имеют некое ограничение по количеству членов…
- Это позиция сознательного самоограничения. Я не знаю других общественных организаций, которые сами ставили бы себе ограничительную планку в развитии членской базы. Объясняется это разницей в подходах. Наша задача – индивидуально работать с каждой компанией-членом, помогая решать возникающие у нее проблемы, на уровне московского правительства, на уровне регионов, на уровне федеральных органов власти. И если бы мы стремились расширять клиентскую базу, то процесс пошел бы просто вразнос. Для того чтобы обеспечивать интересы растущего членства, нужно увеличивать персонал самой Ассоциации, нужно увеличить количество обращений в органы власти. Тогда это могло бы выглядеть не как взаимодействие, предложение развивать частное партнерство, оказывать поддержку знаковым проектам, а как некий вал. Поэтому наша позиция такая: ММБА – это своего рода элитный клуб компаний, каждая из которых несет городу, горожанам, региону и стране в целом серьезный пакет предложений. И я считаю, что работа, которой мы занимаемся, - помощь в преодолении трудностей на пути реализации этих проектов – это очень перспективное и взаимовыгодное дело.
Материал подготовил Дмитрий Кожевников, ИД "Бюджет"
- Александр Иванович, расскажите, пожалуйста, что собой представляет Московская Международная Бизнес Ассоциация?
- Московская Международная Бизнес Ассоциация с аббревиатурой ММБА существует с ноября 1997 года. Идея возникновения Ассоциации родилась у группы иностранных и российских компаний. Они предложили мэру Москвы организовать дополнительный канал диалога между администрацией и бизнес сообществом. Юрий Михайлович Лужков увидел в этом предложении здравое зерно, и согласился стать первым президентом Ассоциации. По Уставу президент ассоциации выбирается на два года. С тех пор мы шесть раз единогласно переизбирали мэра Москвы президентом этой организации.
В составе Ассоциации находится 200 компаний, банков и предприятий из 23 стран мира. Треть –крупные транснациональные корпорации – IBM, «Сименс», «Эриксон», «Проктер энд Гэмбл», «Пепси-Кола», «Эрнст и Янг» и другие. Треть – российские компании со штаб-квартирой в Москве. Такие как «Банк Москвы», - один из наших учредителей, - «Аэрофлот», «Вимм-Билль-Данн», «Разгуляй», ФК «Метрополь» и так далее. И еще одна треть – региональные компании из 32-х субъектов РФ. Таким образом, если первоначально Ассоциация создавалась как инструмент помощи, в первую очередь, иностранным компаниям для выхода на московский и российский рынок, то по мере развития членства, она стала мультипрофессиональной, многорегиональной. В ее составе есть и крупные, и средние, и малые предприятия, и даже 8 процентов членов – это микропредприятия с количеством работающих меньше 15 человек. По существу, в составе Ассоциации нашел свое отражение весь спектр бизнеса, работающего в России. Мэр Москвы на недавно состоявшемся общем годовом собрании был еще раз переизбран на очередной двухлетний срок и дал высокую оценку работе Ассоциации, сказав, что очевидная конкретная помощь иностранным и российским компаниям позволяет развивать процесс инвестиций в Москву и в регионы России.
- Расскажите, пожалуйста, каким образом члены Ассоциации участвуют в процессе инвестирования в Россию, в Москве в частности и в регионах? И каковы тенденции в последние годы развития этого процесса?
- Статистика, которую мы ведем по иностранным компаниям-членам, говорит, что 10 лет со дня основания Ассоциации, в среднем каждый год иностранные компании-члены реализовывали где-то около одного миллиарда инвестиций в развитие производства, создание сетей дистрибуции, развитие инфраструктуры, прежде всего деловой инфраструктуры, торговой инфраструктуры. При этом интересный процесс мы наблюдали с наступлением кризиса - с конца 2008-го и в 2009 году. В то время как для российских компаний этот период стал очень сложным периодом, когда подавляющее большинство из них было вынуждено идти по пути снижения издержек, замораживания проектов, иностранные компании в 2008 году удвоили иностранные инвестиции до двух миллиардов долларов, а в 2009 году еще раз удвоили их еще до четырех миллиардов долларов. Но, по большому счету для нас это не стало большим сюрпризом, потому что для иностранных компаний международного уровня, которые существуют по 50-100 лет, кризисы – это достаточно обыденное явление. Известная теория Кондратьева о циклах говорит о том же. Да и многие из них кризисы проходили, привычка работать в кризисных условиях у них есть, процедуры отработаны. И кризис, что называется, не застает их врасплох. С другой стороны, есть еще одно большое отличие между методами работы российского и иностранного бизнеса – это то, что иностранные компании привыкли работать на низкой марже прибыли. То есть три-пять процентов годовой прибыли – для них вполне допустимое и даже нормальное явление. Для российского бизнеса это, конечно, недостаточный уровень прибыльности, и некоторые даже шутят: за 30 процентов нагибаться не будем. Но кризис внес серьезные коррективы в поведение такого рода бизнесменов. И, наконец, последнее объяснение такой позиции иностранного предпринимательства в России – в Европе, США, конечно, есть серьезная финансовая подушка безопасности в виде капиталов материнских компаний. И конечно те компании, которые чувствуют и предвосхищают возобновление экономической активности, и ощущают дальнейшую перспективность своей работы в России, именно в период кризиса покупают активы по другим ценам, по ценам рынка, а значит, с очень высокой степенью уверенности в том, что эти вложения в дальнейшем очень серьезно окупятся.
- Ассоциация называется Московской, но работает уже со многими регионами. Поделитесь, пожалуйста, собственным опытом, какие ошибки, может быть, совершают обычно в в регионах в привлечении инвестиций, или, наоборот, какие шаги вы считаете правильными, верными?
- С моей стороны было бы неправильно выступать в роли оценщика, учителя, или советчика. Что касается работы инвесторов в регионах, здесь первое правило должно быть таким: если компания идет в регион, она должна установить правильные рабочие доверительные отношения с руководством региона. А со своей стороны администрация должна понимать, что в условиях кризиса, который пока еще, по большому счету, далеко не завершен, возможности региональных бюджетов резко ограничены. Поэтому привлечение капиталов иностранных, отечественных – сейчас становится задачей номер один. Вот почему сейчас нужно думать о том, чтобы атмосфера диалога обязательно поддерживалась. Я считаю, что успех работы нашей Ассоциации заключается в том, что лозунг, который мы сформулировали «Бизнес, власть, прямой диалог», реально воплощается в жизнь. Этот диалог поддерживается в ходе регулярных заседаний Исполкома Ассоциации при непосредственном участии Юрия Михайловича Лужкова, при регулярных встречах руководителей московских служб, управлений с компаниями-членами, при проведении большого количества разнообразных мероприятий, в том числе ежегодного форума «Москва инвест», который мы организуем раз в год в крупных городах и столицах мира. Приведу такой пример. Член нашей Ассоциации итальянская компания «Ферреро» - я присутствовал полтора года тому назад во Владимире при закладке первого камня – строила новый кондитерский завод. И буквально через год с небольшим завод начал работать. Там полторы тысячи рабочих мест, совершенно уникальное современное оборудование. Работники этого предприятия из атмосферы провинциального города, где безработица – реальная социальная проблема, перешли сразу на другой уровень восприятия действительности, получив постоянную работу, новую квалификацию. Понимаете, эти люди уже как бы перенеслись во времени. И развитие такого рода производств помимо налогов, рабочих мест, продукции, создает еще и своего рода, я бы сказал, новую деловую атмосферу. Вот почему в нынешних условиях приход новых иностранных инвесторов и открытие новых производств чрезвычайно важны для того, чтобы как можно быстрее преодолеть последствия финансово-экономического кризиса.
- По компании «Ферреро». Ее приход серьезно повлиял на социально-экономическую ситуацию?
- Конечно. И глава региона, и мэр с должным вниманием отнеслись к их приходу. Они были и на закладке камня, и я разговаривал с генеральным директором Артуро Карделузом и предложил ему рассказать мне, какие трудности он встречал по мере выполнения проекта. Он меня поразил. Сказал: «никаких, в истории моей компании это уникальный случай».
- Скажите, пожалуйста, общая атмосфера, которая царит среди ваших членов, в восприятии инвестиционного климата в России? Как в основном смотрят на российский рынок, на московский?
- Бизнес – среда разнородная. И сказать, что есть одно какое-то общее мнение, практически невозможно, потому что каждая компания принимает свои собственные решения, исходя из собственных интересов, из собственного позитивного или негативного опыта, из собственных амбиций, из планов дальнейшего развития. Десятки факторов определяют принятие какого-то серьезного решения по развитию. Единственное, наверное, что объединяет подавляющее большинство иностранных компаний, которые работают здесь, это понимание того, что риски в России существуют, они очевидны, они и для нас очевидны, но многие вещи понемногу начинают уходить на второй план. Какие-то вопросы решаются. И в этом смысле я должен отдать должное политике, проводимой правительством Москвы и
лично Мэром Москвы, который с самого начала кризиса лично создал и возглавил антикризисный штаб, несколько оперативных групп, которые стали отслеживать изменения на рынке, основные проблемы, с которыми компании сталкиваются. Проводится выработка решений по решению сложных вопросов, с которыми компании начали сталкиваться, когда у них не стало денег, допустим, на выплату арендных платежей, кредитов, когда начали останавливаться стройки. Благодаря моментально принятым решениям на уровне городского руководства многие вопросы были решены оперативно, и в Москве не произошло серийных банкротств. Да, краны замерли. Да, деловая активность немножко сократилась. Да, в промышленности на 18 процентов было сокращение деловой активности. Но краха, которого многие ожидали, не произошло. И это случилось именно благодаря тому, что решения принимались оперативно. И если сравнивать, допустим, реакцию федеральных властей, то многие решения очень правильные и по расходованию бюджетных средств, и по поддержанию потребительского спроса. Некоторые из них только сейчас начинают воплощаться в жизнь, как, например, с подержанными автомобилями. Уже другие страны заканчивают такого рода программы, а мы только начинаем к ним приступать. И взять, допустим, решение мэра Москвы о том, чтобы на год установить мораторий на проверки контролирующих органов малого бизнеса, которое было принято в ноябре 2008 года. Благодаря этому малый бизнес в Москве практически не пострадал. Количество предприятий и индивидуальных предпринимателей не сократилось. Это значит, что у людей сохранились рабочие места. Это значит, что социальная напряженность, которую все ожидали в Москве, не возникла. Ведь это произошло не само по себе. Москва - очень сложный субъект Федерации, с серьезным социальным расслоением. Здесь потребительская корзина в два раза дороже, чем в подавляющем большинстве других субъектов Федерации, жить здесь сложно. И, тем не менее, оперативность принимаемых решений говорит о том, что инвестиционный климат в Москве, все-таки достаточен для того, чтобы здесь эффективно могли работать и отечественные, и иностранные инвесторы.
- Если представить виртуальную ситуацию: руководитель некого региона хотел бы стимулировать инвестиционный процесс, могли бы к вам обращаться за помощью, за поддержкой? Если да, то есть ли такие примеры, и каким образом вы бы могли оказать реальную помощь?
- У нас буквальных примеров, чтобы руководство региона обращалось за конкретной помощью в Ассоциацию, не было. К городскому правительству, лично к мэру Москвы ряд руководителей региональных действительно обращаются, и такая поддержка оказывается. Мы со своей стороны оказываем косвенную поддержку. Мы приглашаем региональных руководителей, мэров городов на наши инвестиционные мероприятия. Мы помогали одному из регионов организовывать собственный инвестиционный форум. Потому что, я уже упоминал, в условиях, когда сокращаются бюджетные ассигнования, возможности региональных и местных властей, борьба за инвестиции будет обостряться, борьба за получение средств из федерального бюджета, и за привлечение внебюджетных средств. Поэтому сейчас уже примерно четвертая часть регионов, я не могу сказать, что следуя нашему примеру, но свои инвестиционные форумы начали проводить. Некоторые из них достигли в этом плане очень серьезных успехов.
- То есть, вы считаете, что в настоящее время привлечение инвестиций является одним из все более значимых инструментов пополнения бюджета?
- Конечно. Больше того, этот процесс сейчас во всем мире приобретает именно такую направленность, потому что выход из кризиса возможен только путем возобновления экономической активности. Чтобы это произошло, нужны дополнительные средства. И правительства сталкиваются с дефицитом бюджета. Все правительства без исключения, значит, расчет может быть только на частный капитал. А частный капитал – это такое пугливое животное, в кавычках, которое на любые сигналы реагирует очень быстро и очень быстро утекает. Поэтому многие говорят о том, что надо развивать фондовый рынок… – это действительно нужное дело... Тем более одна из задач – создание в Москве международного финансового центра, это все правильно. Но сейчас как никогда нужны прямые инвестиции в создание производственной базы, модернизацию существующих производств, в создании новых точек роста, в инновационные технологии. Все это возможно, конечно, только в том случае, если власти на местах будут внимательно отслеживать приход возможных потенциальных партнеров, и подходить к каждому из них с особой, я бы сказал индивидуальной меркой.
- Ассоциация является одной из немногих, которые имеют некое ограничение по количеству членов…
- Это позиция сознательного самоограничения. Я не знаю других общественных организаций, которые сами ставили бы себе ограничительную планку в развитии членской базы. Объясняется это разницей в подходах. Наша задача – индивидуально работать с каждой компанией-членом, помогая решать возникающие у нее проблемы, на уровне московского правительства, на уровне регионов, на уровне федеральных органов власти. И если бы мы стремились расширять клиентскую базу, то процесс пошел бы просто вразнос. Для того чтобы обеспечивать интересы растущего членства, нужно увеличивать персонал самой Ассоциации, нужно увеличить количество обращений в органы власти. Тогда это могло бы выглядеть не как взаимодействие, предложение развивать частное партнерство, оказывать поддержку знаковым проектам, а как некий вал. Поэтому наша позиция такая: ММБА – это своего рода элитный клуб компаний, каждая из которых несет городу, горожанам, региону и стране в целом серьезный пакет предложений. И я считаю, что работа, которой мы занимаемся, - помощь в преодолении трудностей на пути реализации этих проектов – это очень перспективное и взаимовыгодное дело.
Материал подготовил Дмитрий Кожевников, ИД "Бюджет"