– Галина Сергеевна, благодаря каким ресурсам и решениям стало возможным столь заметное продвижение региона?
– В области проводится целенаправленная экономическая и бюджетная политика, которая позволяет не только сохранить ранее накопленный потенциал, но и создать условия для его развития. В Вологодской области проживает 0,9% населения России. При этом выпускается 1,7% объема промышленной и 1,0% сельскохозяйственной продукции страны. По объемам промышленного производства в 2004 году Вологодская область вышла на уровень 1991 года, в то время как в целом по России данный уровень по прогнозу Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации планируется достичь лишь в 2009 году.
Позитивная оценка социально-экономического развития Вологодской области в 2004 году характеризуется по всем индикаторам: прирост валового регионального продукта оценивается порядка 6%, реально располагаемых денежных доходов населения – 5,2%. Увеличение последнего показателя обеспечило достаточно высокий рост объема оборота розничной торговли (105,5%).
Еще одной иллюстрацией позитивного развития Вологодской области на общероссийском фоне является изменение индекса физического объема промышленного производства за 2003–2004 годы. По результатам ранжирования по данному показателю Федеральной службы государственной статистики область переместилась с 63 на 39-е место по России.
По объему промышленной продукции на душу населения Вологодская область в последние годы занимает первое место среди регионов Северо-Западного федерального округа и второе место по России (первое место – Тюменская область). Объем промышленной продукции, приходящийся на душу населения нашего региона, в 2 раза превышает среднероссийский уровень.
Столь заметные положительные изменения достигнуты в результате целенаправленной работы правительства области по созданию благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, развитию экономического потенциала региона. Принятые меры позволили закрепить за областью статус региона с высокой степенью инвестиционной привлекательности. Так, инвестиции в основной капитал в расчете на одного жителя области в 1,7 раза превышают среднероссийский уровень.
Доходы бюджета Вологодской области в 2004 году сложились в сумме 24,8 млрд. рублей. При этом доля безвозмездных перечислений сократилась, составив лишь 5%. Начиная с 2000 года, область является регионом-донором.
Основными доходными источниками консолидированного бюджета области являются налог на прибыль организаций (53%), НДФЛ (25%), акцизы (6,5%). Такая структура обусловлена высокой степенью отраслевой концентрации производства. Черная металлургия, на долю которой приходится две трети промышленного производства области, является стержнем экономики нашего региона.
Учитывая сложившуюся структуру экономики области и конъюнктурные колебания на рынке черных металлов, правительство области уделяет первоочередное внимание созданию условий пропорционального развития отраслей и диверсификации структуры производства.
– Расскажите, как реализуется бюджет 2005 года?
– Положительные тенденции конъюнктуры мировых рынков, на протяжении нескольких лет оказывающие влияние на развитие экспортно-ориентированной экономики области, в текущем году исчерпали свой потенциал. Уже с середины года наблюдается значительное снижение цен на металл. Тем не менее, бюджетная политика, проводимая в эти годы и ориентированная на перспективу, позволила создать достаточные финансовые резервы. В итоге мы сможем не только выполнить взятые на себя бюджетные обязательства, но и провести ряд новых обязательств, направленных на социально-экономическое развитие области.
На финансирование социальной сферы, социально значимых мероприятий в бюджете области предусмотрены средства в сумме 16 млрд. рублей, что составляет 64% объема расходов областного бюджета.
В этих целях правительство области приняло решение о 30-процентом повышении заработной платы работникам бюджетной сферы с 1 января 2005 года (на федеральном уровне принято решение о повышении на 20%).
В соответствии с принятыми на федеральном уровне решениями, натуральные льготы заменены в области денежными выплатами. Натуральные льготы сохранены только по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан (ветеранам труда, труженикам тыла, реабилитированным и репрессированным гражданам, пенсионерам, участникам вооруженных конфликтов). На реализацию мер по социальной поддержке малообеспеченных слоев населения в областном бюджете предусмотрено около 3,0 млрд. рублей.
– Изменилась ли направленность бюджета в Вологодской области в последние годы? Как реализуется система межбюджетных отношений?
– Устойчивые тенденции экономического развития области и связанное с ними укрепление собственной доходной базы бюджета области во многом изменили его направленность. От «бюджета выживания» мы пришли к «бюджету развития».
Расходы капитального характера в 2005 году составляют 4,6 млрд. рублей или 18% объема расходов областного бюджета. На строительство объектов жилищного и непроизводственного назначения будет направлено 1,3 млрд. рублей, на реализацию областных целевых программ – свыше 1,7 млрд. рублей.
Ежегодное формирование в бюджете области Фонда развития позволяет оказывать поддержку малому и среднему бизнесу, развитию межрегиональных связей.
Растут расходы бюджета на поддержку традиционной отрасли в хозяйственном комплексе области – сельского хозяйства. На реализацию программ и дотирование продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей будет направлено 725 млн. рублей.
Экономическая ситуация в области не позволяет нам жить только сегодняшним днем. Очень важно и спланировать необходимые действия в текущем году, и четко определить задачи на перспективу.
В последние годы мы уделяем особое внимание вопросам среднесрочного финансового планирования. Это позволяет обеспечить экономическую стабильность в социальной сфере и развивать инфраструктуру региона.
В целях повышения эффективности использования бюджетных средств в области начата работа по поэтапному переводу учреждений образования и здравоохранения на методы финансирования, ориентированные на результат. Дальнейшее развитие получили и межбюджетные отношения.
В последние годы акценты в финансовой поддержке муниципальных образований смещены в сторону целевой финансовой помощи. По нашему мнению, это позволило достичь определенной стабильности в вопросах финансирования наиболее социально-значимых расходов. Количество субвенций и субсидий, передаваемых местным бюджетам, по сравнению с 2001 годов возросло с 5 до 23.
Второй год мы активно занимаемся вопросами подготовки и реализации реформы местного самоуправления. Изменения законодательства, обусловленные реформой федеративных отношений и местного самоуправления, были учтены при формировании межбюджетных отношений с муниципальными образованиями уже на 2005 год.
Для создания новой системы межбюджетных отношений с учетом изменений, внесенных в Бюджетный кодекс РФ, в области приняты законы «О межбюджетных трансфертах в Вологодской области» и «О нормативах расходных потребностей», внесены необходимые изменения в закон «О бюджетном процессе в Вологодской области».
Мы выбрали схему финансовой поддержки городских и сельских поселений с уровня субъекта Российской Федерации, без наделения органов местного самоуправления муниципальных районов полномочиями по расчету и предоставлению дотаций поселениям. Считаем, что выбор именно такой схемы станет существенным рычагом в реализации реформы местного самоуправления.
Планируем мы и применение новой схемы межбюджетных отношений, так называемых отрицательных трансфертов. Речь идет о частичном изъятии у «богатых» муниципальных образований излишка доходов для их дальнейшего перераспределения через фонды финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) и поселений наиболее «бедным» муниципальным образованиям.
– Ваша область участвует в проекте «Техническое содействие реформированию бюджетной сферы на региональном уровне». Какова экономическая эффективность реализации планов реформирования региональных финансов?
– Участие в проекте позволило поднять на новый уровень исполнение бюджета, создать благоприятные условия для инвесторов и привлечь к участию все муниципальные образования области.
В рамках реализации соглашения, заключенного между Минфином России и Вологодской областью, внедряются субпроекты по финансовому планированию, системе управления долгом, региональной системе бюджетных закупок, бюджетному учету, отчетности и аудиту, реструктуризации бюджетной сферы и повышению эффективности расходов региональных и местных бюджетов.
В целях совершенствования управления долгом в области принята Концепция реформирования системы управления государственным долгом и ряд нормативных правовых документов, регламентирующих систему управления долгом.
Ведение реестра долговых обязательств и кредиторской задолженности Вологодской области позволило консолидировать учет всех долговых обязательств, включая долги государственных унитарных предприятий и организаций с государственной долей собственности. Основная цель этого учета – получить полную, оперативную и достоверную информацию об обязательствах.
Реализация концепции позволит сохранить объем долга на экономически безопасном уровне и обеспечить своевременное принятие решений по управлению долгом.
В ходе реализации субпроекта «Региональная система бюджетных закупок» реформирована система областных государственных закупок:
– усовершенствована нормативная правовая база;
– изменены структура и система управления областными государственными закупками;
– сделаны определенные шаги по созданию в области рынка госзакупок;
– начата разработка единой системы отчетности о госзакупках.
Бюджетная реформа определила задачи в области бюджетного учета. Стержнем реформы стало внедрение единого Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению (приказ Минфина России от 26 августа 2004 г. № 70н). Новая Инструкция коренным образом изменила принципы и методы бюджетного учета.
С сентября 2004 по апрель 2005 года для руководителей и бухгалтеров бюджетной системы области организованы учебные семинары, в том числе с участием представителей Министерства финансов РФ. Ежемесячно проводятся круглые столы по вопросам практического применения положений Инструкции. Положениям новой Инструкции обучено более трех тысяч бухгалтеров.
В решении задачи реформирования бюджетного процесса Вологодской области приоритетное место отводится внедрению на местах современных информационных технологий бюджетного и бухгалтерского учета.
За последние годы проделана большая работа, направленная на унификацию и внедрение современного системного и прикладного программного обеспечения и улучшение технической и телекоммуникационной оснащенности финансовых органов.
Для оперативного управления финансовыми ресурсами региона и формирования единой системы информационного обеспечения бюджетного процесса в Вологодской области в 2004 году введена в эксплуатацию мультисервисная сеть по обеспечению деятельности финансовых органов области.
Сеть обеспечивает функционирование удаленных автоматизированных рабочих мест сотрудников финансовых органов всех 28 муниципальных образований и бюджетополучателей в режиме реального времени.
Создание и успешное внедрение мультисервисной сети Вологодской области позволило автоматизировать исполнение бюджетов области, обеспечило переход области на казначейское исполнение бюджетов. В будущем это позволит принимать управленческие решения, располагая ежедневной информацией о балансе бюджета области.
Экономический эффект от реализации Программы реформирования системы управления региональными финансами области только за 2001–2002 гг. составил более 1,2 млрд. рублей.
– Вологодская область одна из первых на северо-западе реализует областную ипотечную программу. Каковы ее результаты, перспективы развития?
– Действительно, мы имеем пятилетний опыт реализации областной Программы ипотечного жилищного кредитования. Прежде всего, была разработана нормативная база, на основе которой мы перешли к конкретной реализации программы.
В результате в 9 муниципальных образованиях области проинвестировано строительство 40 жилых домов, улучшены жилищные условия более 2000 семей вологжан.
Эффективность бюджетных средств, выделенных на реализацию программы, в 2001 году составила 1 к 3,7. То есть на 1 бюджетный рубль было привлечено 3,7 рубля из средств граждан и финансовых институтов. В 2004 году этот показатель вырос в 6,5 раза и составил уже 1 к 24,2.
Чтобы повысить доступность приобретения жилья, с 2004 года мы активно внедряем формы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, при получении ими ипотечных кредитов на приобретение (строительство) жилья.
На наш взгляд, перспективными направлениями развития областной Программы ипотечного жилищного кредитования являются:
– расширение участников финансового рынка в качестве вторичного кредитора;
– совершенствование инструментов привлечения средств, включая иностранные инвестиции;
– внедрение новых форм государственной поддержки участников ипотечного рынка, в том числе работников бюджетной сферы и бизнеса, участвующих в реализации Программы.
– В области приняты Основные направления развития финансового рынка. Каковы главные задачи этого развития?
– Правительством области приняты Основные направления развития финансового рынка Вологодской области и план мероприятий по их реализации.
Главным направлением деятельности государственных органов власти региона по развитию финансового рынка является: создание предпосылок для формирования конкретных финансовых институтов, снижение регулятивных барьеров для выхода компаний на рынок капитала, снижение инвестиционного риска.
Мы активно взаимодействуем с кредитными и страховыми организациями. Посредством созданных координационных советов усилия органов исполнительной власти и участников финансового рынка направлены на привлечение инвестиций в реальный сектор экономики области, оказание финансовой поддержки предприятиям малого и среднего бизнеса, расширение перечня банковских и страховых услуг для населения и предприятий региона.
Разработанные Основные направления являются первым этапом в подготовке более масштабного документа – Стратегии развития финансового рынка Северо-Западного федерального округа. Проект стратегии поручено разработать аппаратам полномочного представителя Президента РФ в СЗФО Вологодской области.
– Готова ли область реализовать положения статьи 215-1 БК РФ о казначейском обслуживании исполнения бюджетов области?
– В области с 2000 года функционирует единая система кассового обслуживания исполнения консолидированного бюджета.
В состав департамента финансов входит управление казначейства с сетью отделов в муниципальных образованиях, которые осуществляют кассовое обслуживание средств областного и муниципальных бюджетов.
Создана нормативная правовая база казначейского исполнения бюджета Вологодской области, обеспечено применение единых процессов и процедур осуществления операций со средствами бюджетов на основе бюджетной классификации посредством единой информационной системы, организован электронный документооборот для осуществления этапов бюджетного процесса в едином информационном пространстве.
Сегодня уже можно рассматривать органы областного казначейства как ведущий институт управления бюджетными потоками. Казначейское исполнение бюджета позволило значительно сократить кредиторскую задолженность по сметам бюджетных учреждений, предотвратить нецелевое использование средств, улучшить качество бюджетного планирования.
Эффективность от внедрения системы казначейского исполнения бюджета в области подтвердили и проведенные расчеты. Так, использование казначейских технологий в области менее чем за год окупило все затраты, связанные с созданием органов казначейства.
В настоящее время правительство области готовит обращение в Федеральное казначейство РФ о передаче правительству Вологодской области с 2006 года полномочий по кассовому обслуживанию исполнения областного бюджета и бюджетов муниципальных образований, входящих в ее состав.
– Какие шаги предпринимаются для обеспечения вновь созданных муниципальных образований области кадрами финансистов?
– В целях реализации Федерального закона № 131-ФЗ с 1 июня 2004 года проводится организационная работа по созданию во вновь образованных поселениях резерва кадров на замещение должностей специалистов по формированию и исполнению бюджетов поселений области.
Во вновь созданных 344 поселениях создан резерв кадров в соответствии с требованиями, утвержденными постановлением Правительства РФ «О квалификационных требованиях, предъявляемых к руководителю финансового органа субъекта РФ и руководителю финансового органа местной администрации».
Во всех муниципальных районах проведены экономические семинары с кадровым резервом. С 1 августа 2005 года планируется проведение экономических семинаров с кадровым резервом по 30-часовой программе обучения.
Для оснащения финансовых служб поселений программно-техническими средствами в законе области «Об областном бюджете на 2005 год» предусмотрены целевые ассигнования на приобретение компьютерной и оргтехники, программного обеспечения.
– Какими в идеале вы видите отношения между Минфином России и территориальными финансовыми органами?
– Считаю, что Министерству финансов РФ необходимо переместить акценты в вопросах распределения финансовых ресурсов в пользу субъектов РФ. Дело в том, что большая доля полномочий по социальной защите населения (ранее осуществляемая за счет федерального бюджета) закреплена за субъектами РФ.
Сегодня субъектам РФ очень необходима практическая помощь Минфина России в части проведения подготовительных мероприятий в рамках реформ федеративных отношений и местного самоуправления.
Конечно, в одном интервью не затронешь все проблемы, с которыми сталкиваются органы государственной власти в субъектах РФ. Но я считаю, что в настоящее время создана нормативная правовая база, которая позволит нам решить задачи в сфере реформирования финансов и успешно завершить начатые реформы.