30 июня Комитет по охране здоровья Государственной Думы РФ провел «круглый стол», посвященный законодательным аспектам модернизации системы обязательного медицинского страхования. Участники «круглого стола» – депутаты, представители органов исполнительной власти, федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, страховых компаний, работодателей, профсоюза работников здравоохранения – обсудили законопроект «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», первое чтение которого планируется на 7 июля.
Председатель Комитета по охране здоровья Госдумы РФ О. Г. Борзова сообщила, что месяц назад законопроект был разослан в регионы для подготовки замечаний. «К сожалению, замечания из субъектов федерации поступили в минимальном количестве», отметила депутат.
Первый заместитель председателя Комитета Н. Ф. Герасименко – один из авторов законопроекта – отметил, что сложившаяся система ОМС не выполнила тех функций, которые на нее возлагались. «У пациентов нет реального права выбора ни больницы, ни страховой компании, ни лечащего врача. По сути система не стала страховой. Программа государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи не полностью обеспечена финансированием, каждая территория работает по своей системе медицинского страхования. Нет единства и в определении тарифов, особенно тарифов на неработающее население, недостаточно отработаны экспертиза и контроль качества. И пациенты, и медики недовольны нынешней системой», рассказал Н. Ф. Герасименко.
Внесенный депутатами новый законопроект об обязательном медицинском страховании, по словам Н. Ф. Герасименко, закрепляет принципы осуществления обязательного медицинского страхования как составной части обязательного социального страхования. Определены субъекты ОМС (в их число входят Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования), их правовой статус и механизмы взаимодействия. Существенно изменены роль и права застрахованных лиц, к которым отнесено и неработающее население. В соответствии с законопроектом пациент сможет выбирать медицинскую организацию и врача, получать медицинскую помощь в любой медицинской организации, работающей в системе ОМС.
В случае принятия закона все застрахованные лица будут иметь страховой полис единого образца, не требующий замены при смене страховой медицинской организации и действующий на всей территории России. Законопроект предполагает ведение единого регистра застрахованных лиц и персонификацию объемов оказанной медицинской помощи. При этом исключается право работодателя и органов государственной власти субъектов федерации на выбор страховых компаний. Тарифы на оплату медицинской помощи будут едиными для всех страховых медицинских организаций, оплачивающих медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в одной медицинской организации.
По словам Н. Ф. Герасименко, одним из важнейших положений законопроекта является норма, направленная на создание конкуренции между медицинскими организациями. «Если раньше частные медицинские организации имели доступ к системе медицинского страхования по разрешительной системе, то теперь вводится заявительный порядок участия в системе ОМС для медицинских организаций. Создаются равные условия для медицинских организаций любых организационно-правовых форм и любой формы собственности, а также частнопрактикующих врачей», подчеркнул депутат. По его словам, в 2011-2012 годы планируется за счет бюджета федерального фонда ОМС профинансировать программу модернизации здравоохранения.
Концепция законопроекта заслуживает одобрения, отметил Н. Ф. Герасименко, вместе с тем, есть ряд вопросов, требующих обсуждения перед вторым чтением. В частности, неясно, как будет закупаться новое оборудование, если средства на его финансирование будут включены в страховой тариф. То же самое касается и коммунальных платежей, которые оплачиваются независимо от того, сколько принято больных. Серьезные проблемы, по мнению депутата, могут возникнуть, если у пациента будут неограниченные права лечиться там, где он захочет. «Если все поедут лечиться в областной центр и страховые деньги пойдут туда, что станет с районными больницами? Поэтому определенные ограничения в данном случае необходимы», сказал Н. Ф. Герасименко.
Председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования А. В. Юрин отметил, что с принятием данного законопроекта правила ОМС будут едиными на всей территории России. «Сегодня каждый субъект федерации утверждает свои правила, это вызывает вопросы у тех людей, которые переехав из одного субъекта или временно находясь в другом субъекте, временно не могут получить квалифицированную помощь. Законопроект стирает границы не только между муниципальными образованиями, но и между субъектами РФ. Наша задача – обеспечить человеку качественную медицинскую помощь, и совершенно необязательно для этого привязывать его к тому субъекту федерации, где он проживает».
А. В. Юрин особо подчеркнул, что ОМС – это часть государственного социального страхования. «Оно не может быть в чистом виде коммерческим страхованием, потому что тогда это совершенно иные тарифы, в этом случае страховая компания будет выбирать застрахованного, и соответственно, сможет отказать в страховании тяжелобольному, пожилому. В предложенной концепции никакого отказа быть не может, и государство гарантирует работу системы», пояснил глава Фонда.
Представитель Счетной палаты А. Ф. Семенченко, отметив, что с принятием законопроекта Фонд обязательного медицинского страхования наконец обретет должный правовой статус, остановился на вопросах, которые, по его мнению, не урегулированы в законопроекте. В частности, он предложил сохранить за работодателем право подавать заявление о выборе страховой компании в интересах застрахованного, включить в базовую программу стоматологическую и реабилитационную помощь. Кроме того, по его словам неясно, кто и из каких средств будет платить налог на землю и на имущество.
Участники «круглого стола» в целом поддержали концепцию законопроекта. Против принятия законопроекта в представленном виде высказался только вице-президент РСПП В. М. Черепов. Он сообщил, что подробные замечания к тексту законопроекта будут направлены в Комитет по охране здоровья Госдумы РФ.
Председатель Комитета по охране здоровья Госдумы РФ О. Г. Борзова сообщила, что месяц назад законопроект был разослан в регионы для подготовки замечаний. «К сожалению, замечания из субъектов федерации поступили в минимальном количестве», отметила депутат.
Первый заместитель председателя Комитета Н. Ф. Герасименко – один из авторов законопроекта – отметил, что сложившаяся система ОМС не выполнила тех функций, которые на нее возлагались. «У пациентов нет реального права выбора ни больницы, ни страховой компании, ни лечащего врача. По сути система не стала страховой. Программа государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи не полностью обеспечена финансированием, каждая территория работает по своей системе медицинского страхования. Нет единства и в определении тарифов, особенно тарифов на неработающее население, недостаточно отработаны экспертиза и контроль качества. И пациенты, и медики недовольны нынешней системой», рассказал Н. Ф. Герасименко.
Внесенный депутатами новый законопроект об обязательном медицинском страховании, по словам Н. Ф. Герасименко, закрепляет принципы осуществления обязательного медицинского страхования как составной части обязательного социального страхования. Определены субъекты ОМС (в их число входят Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования), их правовой статус и механизмы взаимодействия. Существенно изменены роль и права застрахованных лиц, к которым отнесено и неработающее население. В соответствии с законопроектом пациент сможет выбирать медицинскую организацию и врача, получать медицинскую помощь в любой медицинской организации, работающей в системе ОМС.
В случае принятия закона все застрахованные лица будут иметь страховой полис единого образца, не требующий замены при смене страховой медицинской организации и действующий на всей территории России. Законопроект предполагает ведение единого регистра застрахованных лиц и персонификацию объемов оказанной медицинской помощи. При этом исключается право работодателя и органов государственной власти субъектов федерации на выбор страховых компаний. Тарифы на оплату медицинской помощи будут едиными для всех страховых медицинских организаций, оплачивающих медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в одной медицинской организации.
По словам Н. Ф. Герасименко, одним из важнейших положений законопроекта является норма, направленная на создание конкуренции между медицинскими организациями. «Если раньше частные медицинские организации имели доступ к системе медицинского страхования по разрешительной системе, то теперь вводится заявительный порядок участия в системе ОМС для медицинских организаций. Создаются равные условия для медицинских организаций любых организационно-правовых форм и любой формы собственности, а также частнопрактикующих врачей», подчеркнул депутат. По его словам, в 2011-2012 годы планируется за счет бюджета федерального фонда ОМС профинансировать программу модернизации здравоохранения.
Концепция законопроекта заслуживает одобрения, отметил Н. Ф. Герасименко, вместе с тем, есть ряд вопросов, требующих обсуждения перед вторым чтением. В частности, неясно, как будет закупаться новое оборудование, если средства на его финансирование будут включены в страховой тариф. То же самое касается и коммунальных платежей, которые оплачиваются независимо от того, сколько принято больных. Серьезные проблемы, по мнению депутата, могут возникнуть, если у пациента будут неограниченные права лечиться там, где он захочет. «Если все поедут лечиться в областной центр и страховые деньги пойдут туда, что станет с районными больницами? Поэтому определенные ограничения в данном случае необходимы», сказал Н. Ф. Герасименко.
Председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования А. В. Юрин отметил, что с принятием данного законопроекта правила ОМС будут едиными на всей территории России. «Сегодня каждый субъект федерации утверждает свои правила, это вызывает вопросы у тех людей, которые переехав из одного субъекта или временно находясь в другом субъекте, временно не могут получить квалифицированную помощь. Законопроект стирает границы не только между муниципальными образованиями, но и между субъектами РФ. Наша задача – обеспечить человеку качественную медицинскую помощь, и совершенно необязательно для этого привязывать его к тому субъекту федерации, где он проживает».
А. В. Юрин особо подчеркнул, что ОМС – это часть государственного социального страхования. «Оно не может быть в чистом виде коммерческим страхованием, потому что тогда это совершенно иные тарифы, в этом случае страховая компания будет выбирать застрахованного, и соответственно, сможет отказать в страховании тяжелобольному, пожилому. В предложенной концепции никакого отказа быть не может, и государство гарантирует работу системы», пояснил глава Фонда.
Представитель Счетной палаты А. Ф. Семенченко, отметив, что с принятием законопроекта Фонд обязательного медицинского страхования наконец обретет должный правовой статус, остановился на вопросах, которые, по его мнению, не урегулированы в законопроекте. В частности, он предложил сохранить за работодателем право подавать заявление о выборе страховой компании в интересах застрахованного, включить в базовую программу стоматологическую и реабилитационную помощь. Кроме того, по его словам неясно, кто и из каких средств будет платить налог на землю и на имущество.
Участники «круглого стола» в целом поддержали концепцию законопроекта. Против принятия законопроекта в представленном виде высказался только вице-президент РСПП В. М. Черепов. Он сообщил, что подробные замечания к тексту законопроекта будут направлены в Комитет по охране здоровья Госдумы РФ.