Краснодар – южная столица России, ворота Кавказа. Последние два века – административный, промышленный и культурный центр Кубани, средоточие и носитель духовных ценностей казачества. И одновременно – источник новых и прогрессивных начинаний в южно-российском экономическом регионе.
Александр Домбровский, заместитель главы муниципального образования город Краснодар, директор Департамента финансов
Становление городской бюджетной системы Краснодара началось в конце XVIII в. Екатерина II, «желая воздать заслугам войска Черноморского», подписала грамоту о пожаловании Черноморскому казачьему войску «в вечное владение земель, лежащих по правую сторону реки Кубань». И в 1793 г. на полуострове Карасунский Кут был основан войсковой град Екатеринодар – военно-административный центр земли войска Черноморского. Здесь сосредоточились административные, делопроизводственные, судебные, хозяйственные, финансовые, медицинские и образовательные службы.
Жизнь в Екатеринодаре шла согласно «Порядку общей пользы» – так именовался документ, принятый 1 января 1794 г. и регламентировавший управление, расселение и землепользование в казачьем войске. Этот акт официально закрепил название и статус города.
Особое место в системе административного управления городом было отведено финансовым службам. Первым органом уездного финансового управления стало Уездное Казначейство – учреждение исключительно кассовое, принимавшее средства, поступающие в казну в виде налогов, и выдававшее деньги по ассигновкам. В 1794 г. войсковым казначеем был избран Федор Яковлевич Бурсак, храбрый воин и рачительный хозяин, знатный дворянин и лихой казак, легендарный атаман Черноморского казачьего войска, очень много сделавший для обустройства города. С 1800 г. казначеем Черноморского казачьего войска служил бывший городничий Данила Савинович Волкорез. В архивных документах можно встретить также имя И. С. Нардеги, занимавшего этот пост в 1870-е гг.
Город был центром ярмарочной торговли. С 1794 г. в нем ежегодно проводились четыре ярмарки: Благовещенская, Троицкая, Преображенская и Покровская, куда помимо казаков приезжали купцы из центральных губерний России. Например, на Благовещенской ярмарке 1812 г. основным товаром был крупный рогатый скот, лошади, овцы. За три дня торговли купцам из Рязани, Тулы, Калуги, Тамбова, Нахичевани было продано 2050 голов рогатого скота, обычно партиями по 100–200 голов. С каждой проданной головы скота 10 коп. поступало в доход Черноморского казачьего войска. В 1796 г. для торговли с закубанскими черкесами в Екатеринодаре учредили меновой двор.
Основным источником доходов городского бюджета, утверждавшегося городской Думой, были налоги с торговли. Промышленное производство в то время находилось в зачаточном состоянии и обеспечивало исключительно внутреннее потребление. «Со всех иногородних купцов, торгующих в Екатеринодаре, в пользу города взыскивалось по полкопейки с рубля в год, кроме того, с каждой бочки вина по 50 копеек и с покупщиков рогатого скота за лошадь по 10, а за овцу по 2 копейки».
С 1802 г. Екатеринодарское Уездное Казначейство в кассовом, счетном и контрольном отношениях было подчинено ведомству государственного казначея, включенному 2 февраля 1821 г. в состав Министерства финансов под названием Департамента государственного казначейства. Первоначально Екатеринодарское Уездное Казначейство наряду с Майкопским и Ейским состояло под ведомством Ставропольской казенной палаты, и только спустя 30 лет они были подчинены новообразованной Екатеринодарской казенной палате.
Штатная численность уездных казначейств устанавливалась в соответствии с их разрядностью. По данным 1918 г., в Екатеринодарском уездном казначействе (третьего разряда) служили 58 человек: казначей, помощник казначея, кассиры (старший, первого разряда, второго разряда), бухгалтеры первого и второго разрядов, письмоводители, счетные чины, канцелярские служащие, присяжные счетчики и сторож.
Уездные казначейства:
- принимали и хранили денежные сборы и доходы;
- выдавали заключения по запросам правительственных учреждений и должностных лиц о целесообразности производимых ими расходов, не предусмотренных в смете;
- выдавали ценные бланки документов (окладные листы на взнос пошлинного сбора);
- реализовали торговые документы (свидетельство на право торговли и промыслов) и купеческие сословные свидетельства;
- выдавали кредиты государственным учреждениям по представленным сметам и контролировали их использование.
К 1913 г. на Кубани насчитывалось 15 уездных казначейств. Это количество сохранялось вплоть до марта 1920 г., когда, разгромив войска генерала А. И. Деникина, в город вошли части Красной армии.
В октябре 1918 г. Совет народных комиссаров принял постановление о слиянии казначейства с учреждениями Народного банка. В городе развернулась деятельность финансовых отделов исполкомов местных Советов, были созданы Кубано-Черноморский областной финансовый отдел и отдельские финансовые отделы: Екатеринодарский, Ейский, Майкопский и др. В 1920 г. Екатеринодарская казенная палата была упразднена, и образовались отделы исполкомов местных Советов. Екатеринодарский отдельский финансовый отдел, объединив большую часть функций казначейства и казенной палаты, начал действовать с 16 июня 1920 г.
В начале ноября 1920 г. Екатеринодар был переименован в Краснодар.
Чтобы обеспечить поступление средств в бюджет и их эффективное расходование, советское правительство принимает решение о переходе к строгой централизации в области финансов. С 1924 г. работу по мобилизации денежных средств в бюджет и финансирование мероприятий осуществляет Краснодарский окружной финансовый отдел. В то время Краснодарский городской Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов не имел своего финансового аппарата, и его финансово-налоговой депутатской секции пришлось использовать для выполнения стоявших перед ней задач аппарат финансового отдела окрисполкома.
В 1930 г. в связи с ликвидацией округов административно-управленческие функции города расширились, и при городском Совете рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов был создан городской финансовый отдел.
11 декабря 1936 г. в Краснодаре было образовано три административных района: Кировский, Кагановический и Сталинский. Позднее появился четвертый район – Красногвардейский. У районов имелись свои бюджеты, входившие в состав бюджета города.
13 сентября 1937 г. было принято постановление ЦИК СССР о разделении Азово-Черноморского края на Ростовскую область и Краснодарский край, в результате чего статус Краснодара, прежде бывшего районным центром, повысился до краевого.
В 1943 г. в штате городского финансового отдела числилось всего 19 человек. В годы Великой Отечественной войны финансисты проводили тщательный налоговый учет, строго следили за поступлением в бюджет разового сбора на рынках, контролировали поступление, оценку и размещение на предприятиях города трофейного имущества, выполнение планов по производству продукции и товарообороту, выявляли случаи нелегальной деятельности кустарей и ремесленников, организовывали размещение военного займа. После окончания войны городским и районными финансовыми отделами была налажена система учета многодетных и одиноких матерей, выплаты им государственных пособий, награждение орденами «Материнская Слава» и медалями «Медаль материнства». Финансовые органы контролировали соблюдение льгот, определенных государством для инвалидов войны, военнослужащих и членов их семей.
С начала 1950-х гг. наблюдался стабильный рост доходов городского бюджета. Бюджетные средства расходовались на развитие предприятий местной промышленности, сети здравоохранения, учреждений народного образования и органов социального обеспечения. Городской финансовый отдел контролировал выполнение плана обязательных поставок государству сельскохозяйственной продукции индивидуальными и подсобными хозяйствами.
В 1955 г. были ликвидированы Кировский и Красногвардейский районы города, укрупнены Сталинский (позднее переименованный в Октябрьский) и Кагановический (Ленинский). Население города постепенно увеличивалось. Поэтому в 1958 г. наряду с существующими районами был организован Первомайский, в 1973 г. – Советский, а в 1978 г. – Прикубанский районы.
Городской финансовый отдел в эти годы координировал и контролировал работу всех райфинотделов, функционировавших в составе исполкомов районных Советов народных депутатов. Сам он при этом подчинялся как городскому Совету народных депутатов и его исполнительному комитету, так и финансовому управлению крайисполкома.
Кроме того, горфинотдел составлял проект бюджета и предоставлял его в исполком. Вносил предложения о разграничении доходов и расходов между бюджетами города и районов. Рассматривал сводные сметы отделов горисполкома и учреждений, состоявших на городском бюджете, финансовые планы предприятий и организаций городского подчинения. Вел учет исполнения бюджета, проверял отчеты об исполнении бюджетов районов, бухгалтерские отчеты распорядителей кредитов, составлял сводный отчет об исполнении бюджета. Проверял правильность исчисления и своевременность уплаты налога с оборота, из прибыли, обеспечивал правильное взимание налогов и сборов с населения, земельной ренты, подоходного налога с кооперативных организаций, госпошлины. Контролировал расходование средств на содержание аппарата управления, проверял соблюдение финансовой дисциплины, наблюдал за работой органов государственного страхования.
В 1962 г. структура городского финансового органа выглядела так:
1. Руководство.
2. Сектор бюджета.
3. Бюджетная бухгалтерия.
4. Сектор государственных доходов.
5. Сектор финансирования народного хозяйства.
6. Старший контролер-ревизор.
В октябре 1976 г. дополнительно был создан сектор штатов.
С переходом государственных предприятий в 1967 г. на новую систему планирования и экономического стимулирования промышленного производства важным показателем хозяйственной деятельности становится прибыль. Повышается эффективность использования резервов предприятий, что способствует росту финансовых ресурсов и превышению запланированного объема доходов бюджета. Основной функцией городского финансового органа (в частности, сектора государственных доходов) в это время является контроль за пополнением доходной части бюджета за счет отчислений из прибыли предприятий, выполнением предприятиями города заданий по дополнительному выпуску товаров народного потребления, соблюдением строгого режима экономии. В связи с этим значительно возросла роль контрольно-ревизионной работы, контроля за правильным расходованием бюджетных средств, выявления случаев растрат и хищений.
С момента образования горфинотдела финансовые работники обеспечивали денежными ресурсами выполнение всех народно-хозяйственных планов. В 1987 г. такой план трансформировался в государственный заказ, полностью обеспеченный финансовыми и материальными ресурсами, расширились права предприятий в распределении прибыли, увеличились государственные отчисления на социальные нужды. При этом доходы населения во многом росли за счет сокращения доходов бюджета. На данном этапе контроль над финансовыми потоками в экономике ослабевает, наблюдается углубление бюджетных диспропорций.
В конце 1991 г. бюджетное устройство страны кардинально изменилось. Прекратил свое существование государственный бюджет СССР, возникла трехуровневая бюджетная система Российской Федерации, состоящая из равноправных элементов – федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. В условиях перехода к рыночной системе хозяйства резкий рост инфляции дезорганизовал производство, затруднил проведение экономической политики, усилил диспропорции между отраслями экономики.
В феврале 1992 г. Краснодарский горисполком, его отделы и управления были ликвидированы, их заменило финансовое управление администрации Краснодара. На протяжении почти 15 лет (1986–2001 гг.) управление возглавлял Василий Ильич Матеюк, ныне кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного муниципального управления факультета управления и психологии Кубанского государственного университета. В конце 1980-х гг. по его инициативе разработана и осуществлена программа развития индивидуальной трудовой деятельности и кооперативов по оказанию услуг, производству товаров народного потребления и стимулирующей роли их налогообложения.
В конце 1990-х гг. в стране наблюдался тяжелый экономический и финансовый кризис, была почти разрушена в прошлом единая финансовая система. Этот период оказался сложным и для руководства городского финансового органа. Усилия финансистов были направлены на решение первостепенной задачи: обеспечить средствами бюджета все сферы жизнедеятельности города.
Под руководством В. И. Матеюка проведена автоматизация процессов функционирования системы местных налогов и сборов, городской системы бюджетного устройства и бюджетного процесса. Василий Ильич стоял у истоков «Союза российских городов», являлся председателем правления секции «Бюджет и финансы города», активно участвовал в разработке проектов нормативных документов по вопросам бюджета, налогов и финансов, вносившихся на рассмотрение в парламент РФ. В основу разрабатываемых документов были положены вопросы обеспечения стабильности и самостоятельности бюджета муниципальных образований, изменения межбюджетных отношений с целью снижения зависимости городского бюджета от бюджетного регулирования, проводимого субъектом РФ.
В сентябре 1999 г. финансовое управление мэрии Краснодара реорганизовано в финансово-казначейское управление мэрии Краснодара, в марте 2003 г. – в Департамент финансов администрации города Краснодара, а в марте 2004 г. – в Департамент финансов администрации муниципального образования город Краснодар.
С 2001 г. департаментом руководит Александр Николаевич Домбровский, кандидат технических наук, заслуженный экономист Кубани. С 2006 г. Домбровский возглавляет работу секции «Финансисты муниципальных образований» некоммерческого партнерства «Сообщество финансистов России». Правление секции защищает интересы и полномочия органов местного самоуправления, оказывает им правовую и организационную помощь в решении самых актуальных вопросов, взаимодействует с Министерством финансов РФ и Министерством экономического развития и торговли РФ, комитетами Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ, органами Федерального казначейства.
Бюджет города Краснодара всегда стабильно исполнялся. Доходная часть бюджета в период с 2001 по 2005 г. увеличилась на 1 204,5 млн руб. (33,8%), несмотря на значительный ежегодный объем выпадающих доходов, связанный с отменой, а также централизацией в федеральном бюджете целого ряда доходных источников.
Бюджет столицы Кубани имеет социальную направленность. До 60% объема бюджета направляется на финансирование социально-культурной сферы, за счет чего обеспечиваются социальные гарантии горожан в сфере образования, культуры, медицинского и социального обслуживания.
Высокие показатели в работе Департамента финансов обеспечивают 129 специалистов, причем практически все имеют высшее образование, а 12 человек – два высших; около 50 человек в возрасте до 35 лет. Сегодня в департаменте трудятся четыре кандидата наук, шесть заслуженных экономистов Кубани, семь ветеранов труда, четыре отличника финансовой работы. Три сотрудника награждены почетными грамотами Министерства финансов РФ.
Из истории
В 1992 г. прибывший в Краснодар из США атаман Кубанского казачьего войска за рубежом А. М. Певнев торжественно вручил атаману Кубанской казачьей Рады В. П. Громову знамя Кубанского казачьего войска. Очередным шагом на пути восстановления исторической справедливости стали переговоры с Кубанским казачьим войском в эмиграции о возвращении на родину хранящихся в США исторических реликвий – кубанских казачьих регалий, главная из которых – грамота Екатерины Великой, жалованная казакам-запорожцам на владение кубанскими землями.
Сейчас часть святынь уже вернулась в кубанскую столицу. Недавно в дар музею-заповеднику им. Е. Д. Фелицына были переданы кинжал и серебряная чаша, принадлежавшие генералу В. Науменко, первому атаману Казачьего войска в эмиграции. Достойным местом хранения остальных реликвий сможет стать возрожденный собор екатеринодарцев – храм Святого благоверного князя Александра Невского.
Важным историческим событием для горожан и всех жителей Кубани стало торжественное открытие восстановленного памятника императрице Екатерине II работы замечательного русского скульптора М. О. Микешина. Во время революции монумент был уничтожен, но сегодня, спустя 86 лет, справедливость восторжествовала, и памятник, являвшийся символом Екатеринодара, вернулся на свое место в центре города.
Руководители финансового органа Краснодара с 1943 г. до наших дней
Гуляев Иван Сергеевич, заведующий Краснодарским горфинотделом с апреля 1943 г. по февраль 1945 г.
Кучеров Василий Федорович, заведующий Краснодарским горфинотделом с марта 1945 г. по декабрь 1952 г.
Борисов Сергей Алексеевич, заведующий Краснодарским горфинотделом с июня 1953 г. по март 1957 г.
Пономарев Дмитрий Андреевич, заведующий Краснодарским горфинотделом с апреля 1957 г. по май 1965 г.
Авратовщук Виктор Александрович, заведующий Краснодарским горфинотделом с мая 1965 г. по апрель 1983 г.
Черных Геннадий Васильевич, заведующий Краснодарским горфинотделом с апреля 1983 г. по апрель 1986 г.
Матеюк Василий Ильич, начальник финансового управления администрации города Краснодара с апреля 1986 г. по январь 2001 г.
Домбровский Александр Николаевич, первый заместитель главы муниципального образования город Краснодар, директор департамента финансов администрации муниципального образования город Краснодар с января 2001 г. по настоящее время.
Александр Домбровский, заместитель главы муниципального образования город Краснодар, директор Департамента финансов
Становление городской бюджетной системы Краснодара началось в конце XVIII в. Екатерина II, «желая воздать заслугам войска Черноморского», подписала грамоту о пожаловании Черноморскому казачьему войску «в вечное владение земель, лежащих по правую сторону реки Кубань». И в 1793 г. на полуострове Карасунский Кут был основан войсковой град Екатеринодар – военно-административный центр земли войска Черноморского. Здесь сосредоточились административные, делопроизводственные, судебные, хозяйственные, финансовые, медицинские и образовательные службы.
Жизнь в Екатеринодаре шла согласно «Порядку общей пользы» – так именовался документ, принятый 1 января 1794 г. и регламентировавший управление, расселение и землепользование в казачьем войске. Этот акт официально закрепил название и статус города.
Особое место в системе административного управления городом было отведено финансовым службам. Первым органом уездного финансового управления стало Уездное Казначейство – учреждение исключительно кассовое, принимавшее средства, поступающие в казну в виде налогов, и выдававшее деньги по ассигновкам. В 1794 г. войсковым казначеем был избран Федор Яковлевич Бурсак, храбрый воин и рачительный хозяин, знатный дворянин и лихой казак, легендарный атаман Черноморского казачьего войска, очень много сделавший для обустройства города. С 1800 г. казначеем Черноморского казачьего войска служил бывший городничий Данила Савинович Волкорез. В архивных документах можно встретить также имя И. С. Нардеги, занимавшего этот пост в 1870-е гг.
Город был центром ярмарочной торговли. С 1794 г. в нем ежегодно проводились четыре ярмарки: Благовещенская, Троицкая, Преображенская и Покровская, куда помимо казаков приезжали купцы из центральных губерний России. Например, на Благовещенской ярмарке 1812 г. основным товаром был крупный рогатый скот, лошади, овцы. За три дня торговли купцам из Рязани, Тулы, Калуги, Тамбова, Нахичевани было продано 2050 голов рогатого скота, обычно партиями по 100–200 голов. С каждой проданной головы скота 10 коп. поступало в доход Черноморского казачьего войска. В 1796 г. для торговли с закубанскими черкесами в Екатеринодаре учредили меновой двор.
Основным источником доходов городского бюджета, утверждавшегося городской Думой, были налоги с торговли. Промышленное производство в то время находилось в зачаточном состоянии и обеспечивало исключительно внутреннее потребление. «Со всех иногородних купцов, торгующих в Екатеринодаре, в пользу города взыскивалось по полкопейки с рубля в год, кроме того, с каждой бочки вина по 50 копеек и с покупщиков рогатого скота за лошадь по 10, а за овцу по 2 копейки».
С 1802 г. Екатеринодарское Уездное Казначейство в кассовом, счетном и контрольном отношениях было подчинено ведомству государственного казначея, включенному 2 февраля 1821 г. в состав Министерства финансов под названием Департамента государственного казначейства. Первоначально Екатеринодарское Уездное Казначейство наряду с Майкопским и Ейским состояло под ведомством Ставропольской казенной палаты, и только спустя 30 лет они были подчинены новообразованной Екатеринодарской казенной палате.
Штатная численность уездных казначейств устанавливалась в соответствии с их разрядностью. По данным 1918 г., в Екатеринодарском уездном казначействе (третьего разряда) служили 58 человек: казначей, помощник казначея, кассиры (старший, первого разряда, второго разряда), бухгалтеры первого и второго разрядов, письмоводители, счетные чины, канцелярские служащие, присяжные счетчики и сторож.
Уездные казначейства:
- принимали и хранили денежные сборы и доходы;
- выдавали заключения по запросам правительственных учреждений и должностных лиц о целесообразности производимых ими расходов, не предусмотренных в смете;
- выдавали ценные бланки документов (окладные листы на взнос пошлинного сбора);
- реализовали торговые документы (свидетельство на право торговли и промыслов) и купеческие сословные свидетельства;
- выдавали кредиты государственным учреждениям по представленным сметам и контролировали их использование.
К 1913 г. на Кубани насчитывалось 15 уездных казначейств. Это количество сохранялось вплоть до марта 1920 г., когда, разгромив войска генерала А. И. Деникина, в город вошли части Красной армии.
В октябре 1918 г. Совет народных комиссаров принял постановление о слиянии казначейства с учреждениями Народного банка. В городе развернулась деятельность финансовых отделов исполкомов местных Советов, были созданы Кубано-Черноморский областной финансовый отдел и отдельские финансовые отделы: Екатеринодарский, Ейский, Майкопский и др. В 1920 г. Екатеринодарская казенная палата была упразднена, и образовались отделы исполкомов местных Советов. Екатеринодарский отдельский финансовый отдел, объединив большую часть функций казначейства и казенной палаты, начал действовать с 16 июня 1920 г.
В начале ноября 1920 г. Екатеринодар был переименован в Краснодар.
Чтобы обеспечить поступление средств в бюджет и их эффективное расходование, советское правительство принимает решение о переходе к строгой централизации в области финансов. С 1924 г. работу по мобилизации денежных средств в бюджет и финансирование мероприятий осуществляет Краснодарский окружной финансовый отдел. В то время Краснодарский городской Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов не имел своего финансового аппарата, и его финансово-налоговой депутатской секции пришлось использовать для выполнения стоявших перед ней задач аппарат финансового отдела окрисполкома.
В 1930 г. в связи с ликвидацией округов административно-управленческие функции города расширились, и при городском Совете рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов был создан городской финансовый отдел.
11 декабря 1936 г. в Краснодаре было образовано три административных района: Кировский, Кагановический и Сталинский. Позднее появился четвертый район – Красногвардейский. У районов имелись свои бюджеты, входившие в состав бюджета города.
13 сентября 1937 г. было принято постановление ЦИК СССР о разделении Азово-Черноморского края на Ростовскую область и Краснодарский край, в результате чего статус Краснодара, прежде бывшего районным центром, повысился до краевого.
В 1943 г. в штате городского финансового отдела числилось всего 19 человек. В годы Великой Отечественной войны финансисты проводили тщательный налоговый учет, строго следили за поступлением в бюджет разового сбора на рынках, контролировали поступление, оценку и размещение на предприятиях города трофейного имущества, выполнение планов по производству продукции и товарообороту, выявляли случаи нелегальной деятельности кустарей и ремесленников, организовывали размещение военного займа. После окончания войны городским и районными финансовыми отделами была налажена система учета многодетных и одиноких матерей, выплаты им государственных пособий, награждение орденами «Материнская Слава» и медалями «Медаль материнства». Финансовые органы контролировали соблюдение льгот, определенных государством для инвалидов войны, военнослужащих и членов их семей.
С начала 1950-х гг. наблюдался стабильный рост доходов городского бюджета. Бюджетные средства расходовались на развитие предприятий местной промышленности, сети здравоохранения, учреждений народного образования и органов социального обеспечения. Городской финансовый отдел контролировал выполнение плана обязательных поставок государству сельскохозяйственной продукции индивидуальными и подсобными хозяйствами.
В 1955 г. были ликвидированы Кировский и Красногвардейский районы города, укрупнены Сталинский (позднее переименованный в Октябрьский) и Кагановический (Ленинский). Население города постепенно увеличивалось. Поэтому в 1958 г. наряду с существующими районами был организован Первомайский, в 1973 г. – Советский, а в 1978 г. – Прикубанский районы.
Городской финансовый отдел в эти годы координировал и контролировал работу всех райфинотделов, функционировавших в составе исполкомов районных Советов народных депутатов. Сам он при этом подчинялся как городскому Совету народных депутатов и его исполнительному комитету, так и финансовому управлению крайисполкома.
Кроме того, горфинотдел составлял проект бюджета и предоставлял его в исполком. Вносил предложения о разграничении доходов и расходов между бюджетами города и районов. Рассматривал сводные сметы отделов горисполкома и учреждений, состоявших на городском бюджете, финансовые планы предприятий и организаций городского подчинения. Вел учет исполнения бюджета, проверял отчеты об исполнении бюджетов районов, бухгалтерские отчеты распорядителей кредитов, составлял сводный отчет об исполнении бюджета. Проверял правильность исчисления и своевременность уплаты налога с оборота, из прибыли, обеспечивал правильное взимание налогов и сборов с населения, земельной ренты, подоходного налога с кооперативных организаций, госпошлины. Контролировал расходование средств на содержание аппарата управления, проверял соблюдение финансовой дисциплины, наблюдал за работой органов государственного страхования.
В 1962 г. структура городского финансового органа выглядела так:
1. Руководство.
2. Сектор бюджета.
3. Бюджетная бухгалтерия.
4. Сектор государственных доходов.
5. Сектор финансирования народного хозяйства.
6. Старший контролер-ревизор.
В октябре 1976 г. дополнительно был создан сектор штатов.
С переходом государственных предприятий в 1967 г. на новую систему планирования и экономического стимулирования промышленного производства важным показателем хозяйственной деятельности становится прибыль. Повышается эффективность использования резервов предприятий, что способствует росту финансовых ресурсов и превышению запланированного объема доходов бюджета. Основной функцией городского финансового органа (в частности, сектора государственных доходов) в это время является контроль за пополнением доходной части бюджета за счет отчислений из прибыли предприятий, выполнением предприятиями города заданий по дополнительному выпуску товаров народного потребления, соблюдением строгого режима экономии. В связи с этим значительно возросла роль контрольно-ревизионной работы, контроля за правильным расходованием бюджетных средств, выявления случаев растрат и хищений.
С момента образования горфинотдела финансовые работники обеспечивали денежными ресурсами выполнение всех народно-хозяйственных планов. В 1987 г. такой план трансформировался в государственный заказ, полностью обеспеченный финансовыми и материальными ресурсами, расширились права предприятий в распределении прибыли, увеличились государственные отчисления на социальные нужды. При этом доходы населения во многом росли за счет сокращения доходов бюджета. На данном этапе контроль над финансовыми потоками в экономике ослабевает, наблюдается углубление бюджетных диспропорций.
В конце 1991 г. бюджетное устройство страны кардинально изменилось. Прекратил свое существование государственный бюджет СССР, возникла трехуровневая бюджетная система Российской Федерации, состоящая из равноправных элементов – федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. В условиях перехода к рыночной системе хозяйства резкий рост инфляции дезорганизовал производство, затруднил проведение экономической политики, усилил диспропорции между отраслями экономики.
В феврале 1992 г. Краснодарский горисполком, его отделы и управления были ликвидированы, их заменило финансовое управление администрации Краснодара. На протяжении почти 15 лет (1986–2001 гг.) управление возглавлял Василий Ильич Матеюк, ныне кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного муниципального управления факультета управления и психологии Кубанского государственного университета. В конце 1980-х гг. по его инициативе разработана и осуществлена программа развития индивидуальной трудовой деятельности и кооперативов по оказанию услуг, производству товаров народного потребления и стимулирующей роли их налогообложения.
В конце 1990-х гг. в стране наблюдался тяжелый экономический и финансовый кризис, была почти разрушена в прошлом единая финансовая система. Этот период оказался сложным и для руководства городского финансового органа. Усилия финансистов были направлены на решение первостепенной задачи: обеспечить средствами бюджета все сферы жизнедеятельности города.
Под руководством В. И. Матеюка проведена автоматизация процессов функционирования системы местных налогов и сборов, городской системы бюджетного устройства и бюджетного процесса. Василий Ильич стоял у истоков «Союза российских городов», являлся председателем правления секции «Бюджет и финансы города», активно участвовал в разработке проектов нормативных документов по вопросам бюджета, налогов и финансов, вносившихся на рассмотрение в парламент РФ. В основу разрабатываемых документов были положены вопросы обеспечения стабильности и самостоятельности бюджета муниципальных образований, изменения межбюджетных отношений с целью снижения зависимости городского бюджета от бюджетного регулирования, проводимого субъектом РФ.
В сентябре 1999 г. финансовое управление мэрии Краснодара реорганизовано в финансово-казначейское управление мэрии Краснодара, в марте 2003 г. – в Департамент финансов администрации города Краснодара, а в марте 2004 г. – в Департамент финансов администрации муниципального образования город Краснодар.
С 2001 г. департаментом руководит Александр Николаевич Домбровский, кандидат технических наук, заслуженный экономист Кубани. С 2006 г. Домбровский возглавляет работу секции «Финансисты муниципальных образований» некоммерческого партнерства «Сообщество финансистов России». Правление секции защищает интересы и полномочия органов местного самоуправления, оказывает им правовую и организационную помощь в решении самых актуальных вопросов, взаимодействует с Министерством финансов РФ и Министерством экономического развития и торговли РФ, комитетами Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ, органами Федерального казначейства.
Бюджет города Краснодара всегда стабильно исполнялся. Доходная часть бюджета в период с 2001 по 2005 г. увеличилась на 1 204,5 млн руб. (33,8%), несмотря на значительный ежегодный объем выпадающих доходов, связанный с отменой, а также централизацией в федеральном бюджете целого ряда доходных источников.
Бюджет столицы Кубани имеет социальную направленность. До 60% объема бюджета направляется на финансирование социально-культурной сферы, за счет чего обеспечиваются социальные гарантии горожан в сфере образования, культуры, медицинского и социального обслуживания.
Высокие показатели в работе Департамента финансов обеспечивают 129 специалистов, причем практически все имеют высшее образование, а 12 человек – два высших; около 50 человек в возрасте до 35 лет. Сегодня в департаменте трудятся четыре кандидата наук, шесть заслуженных экономистов Кубани, семь ветеранов труда, четыре отличника финансовой работы. Три сотрудника награждены почетными грамотами Министерства финансов РФ.
Из истории
В 1992 г. прибывший в Краснодар из США атаман Кубанского казачьего войска за рубежом А. М. Певнев торжественно вручил атаману Кубанской казачьей Рады В. П. Громову знамя Кубанского казачьего войска. Очередным шагом на пути восстановления исторической справедливости стали переговоры с Кубанским казачьим войском в эмиграции о возвращении на родину хранящихся в США исторических реликвий – кубанских казачьих регалий, главная из которых – грамота Екатерины Великой, жалованная казакам-запорожцам на владение кубанскими землями.
Сейчас часть святынь уже вернулась в кубанскую столицу. Недавно в дар музею-заповеднику им. Е. Д. Фелицына были переданы кинжал и серебряная чаша, принадлежавшие генералу В. Науменко, первому атаману Казачьего войска в эмиграции. Достойным местом хранения остальных реликвий сможет стать возрожденный собор екатеринодарцев – храм Святого благоверного князя Александра Невского.
Важным историческим событием для горожан и всех жителей Кубани стало торжественное открытие восстановленного памятника императрице Екатерине II работы замечательного русского скульптора М. О. Микешина. Во время революции монумент был уничтожен, но сегодня, спустя 86 лет, справедливость восторжествовала, и памятник, являвшийся символом Екатеринодара, вернулся на свое место в центре города.
Руководители финансового органа Краснодара с 1943 г. до наших дней
Гуляев Иван Сергеевич, заведующий Краснодарским горфинотделом с апреля 1943 г. по февраль 1945 г.
Кучеров Василий Федорович, заведующий Краснодарским горфинотделом с марта 1945 г. по декабрь 1952 г.
Борисов Сергей Алексеевич, заведующий Краснодарским горфинотделом с июня 1953 г. по март 1957 г.
Пономарев Дмитрий Андреевич, заведующий Краснодарским горфинотделом с апреля 1957 г. по май 1965 г.
Авратовщук Виктор Александрович, заведующий Краснодарским горфинотделом с мая 1965 г. по апрель 1983 г.
Черных Геннадий Васильевич, заведующий Краснодарским горфинотделом с апреля 1983 г. по апрель 1986 г.
Матеюк Василий Ильич, начальник финансового управления администрации города Краснодара с апреля 1986 г. по январь 2001 г.
Домбровский Александр Николаевич, первый заместитель главы муниципального образования город Краснодар, директор департамента финансов администрации муниципального образования город Краснодар с января 2001 г. по настоящее время.