25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 4787 Материалы по теме
Республика Марий Эл – один из регионов страны, в котором проходит эксперимент по бюджетному планированию, ориентированному на результат. Реализация его возложена на Комиссию по индикативному управлению и результативности бюджетных расходов и на Комиссию по реализации Программы реформирования государственных и муниципальных финансов Республики Марий Эл. Недавно в республике прошло расширенное заседание этих двух ведомств. На заседании рассматривались вопросы по подготовке к проведению эксперимента по внедрению методов бюджетного планирования, ориентированного на результат, а также вопросы по реализации мероприятий Программы реформирования государственных и муниципальных финансов Республики Марий Эл. В работе Комиссии приняли участие руководители органов государственной власти и субъектов бюджетного планирования республики. Вел заседание заместитель главы правительства, министр финансов Республики Марий Эл Евгений РЫЖАКОВ.

рыжаков
В соответствии с приказом Министерства финансов РФ от 17.12.2004 г. № 346 «О результатах проведения в 2004 году отбора субъектов РФ для получения субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов» Республика Марий Эл вошла в число основных участников конкурса на получение субсидий. В связи с этим пришлось немного подкорректировать и работу республиканского министерства финансов. Например, чтобы провести эксперимент удачно, участники совещания единодушно признали, что процесс реформирования в республике должен происходить опережающими по сравнению с другими субъектами Российской Федерации темпами.
Для выполнения этой задачи комиссиями уже сделано немало. Так, выработаны основные направления реформирования системы управления общественными финансами в республике, это:
– реформа бюджетного процесса и управления расходами,
– внедрение системы бюджетирования, ориентированной на результат,
– административная реформа,
– реформирование государственного сектора экономики,
– совершенствование системы государственных инвестиций,
– создание условий для развития доходной базы,
– совершенствование долговой политики,
– совершенствование межбюджетных отношений.

В рамках реформирования бюджетного процесса и управления расходами предполагается в ближайшее время осуществить следующие мероприятия:
– составить реестр бюджетных услуг и создать систему учета потребности в предоставляемых бюджетных услугах;
– установить стандарты качества предоставления бюджетных услуг;
– разделить функции заказчика и подрядчика бюджетных услуг;
– перевести часть бюджетных организаций и учреждений, предоставляющих социальные услуги, в форму негосударственных организаций.
Создание конкурентной среды на рынке бюджетных услуг будет способствовать снижению бюджетных издержек на их приобретение, а также стимулировать повышение качества оказываемых услуг. Внедрение новой системы бюджетирования подразумевает обязательную оценку выполнения бюджетными учреждениями требуемых результатов. Ведь под их достижение были выделены ассигнования из бюджета.
Предполагается усилить работу по оптимизации сети учреждений, предоставляющих общественные услуги. Более того – перевести их в форму негосударственных организаций. Эта работа должна быть проведена в отношении отдельных учреждений республиканской подчиненности. Появление права выбора производителя услуги позволит в основу размещения заказа заложить принцип оптимального соотношения цены и качества.
Именно наличие потребителя, а не наличие учреждения должно определять необходимость или ненужность услуги, объем услуги и, конечно, затраты бюджета на ее оказание. При такой системе расходы отраслей будут формироваться в зависимости от количества потребителей и объема оказываемых услуг.
Основным направлением реформы бюджетного процесса является внедрение на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации нового метода планирования бюджета – метода бюджетирования, ориентированного на результат. Суть этого метода – в смещении акцента бюджетного процесса «от управления ресурсами (затратами)» к «управлению результатами».
Напомним, применяемая в настоящее время система управления ресурсами основана на формировании бюджета путем индексации сложившихся расходов с детальной разбивкой их по статьям бюджетной классификации. Управление бюджетом сводится к контролю соответствия фактических и плановых показателей в части объемов финансирования, в то же время ожидаемые результаты осуществления бюджетных расходов не формулируются и не обосновываются.
В рамках концепции «управления результатами» бюджет будет формироваться исходя из целей и планируемых результатов государственной политики субъекта РФ.
В целях внедрения нового метода бюджетного планирования и внедрения системы докладов при планировании бюджетных ассигнований в республике принято постановление правительства Республики Марий Эл. Также утвержден состав комиссии по результативности бюджетных расходов, положение о докладах, о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования.
В текущем году в республике запланировано проведение эксперимента по внедрению методов бюджетного планирования, ориентированных на результат, при подготовке бюджетных проектировок на 2006 год. Для этих целей в республиканском бюджете на 2005 год предусмотрены средства на поощрение получателей средств республиканского бюджета, подготовивших лучшие доклады.
Целями эксперимента являются:
– повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти;
– ускорение введения в бюджетный процесс докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, разрабатываемых в соответствии с положением о докладах, о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования;
– создание стимулов для органов исполнительной власти по разработке и внедрению методов бюджетного планирования, ориентированных на конечные, общественно значимые и измеримые результаты деятельности, а также реализации мер по оптимизации бюджетного сектора и повышению качества управления бюджетными средствами;
– апробация процедур и критериев распределения бюджетных средств на конкурсной основе с учетом результативности бюджетных расходов и качества управления бюджетными средствами.
Субъектам бюджетного планирования предложено до 1 июля текущего года разработать и утвердить основные показатели. Определить стратегические цели и тактические задачи, характеризующие результаты их деятельности и составить бюджетную заявку на 2006 год по новой схеме с распределением бюджетных ассигнований в соответствии с целями и задачами государственной политики.
Доклады, представляемые субъектами бюджетного планирования в комиссию, должны содержать:
– основные цели и задачи деятельности субъекта бюджетного планирования, их увязку с приоритетами государственной политики;
– расходные обязательства в соответствующей сфере деятельности;
– достигнутые в отчетном периоде и планируемые на среднесрочную перспективу (на период до 3 лет) измеримые результаты, а также ориентированные на их достижение бюджетные программы;
– распределение бюджетных расходов по целям, задачам и программам в отчетном и планируемом периоде;
– оценку результативности бюджетных расходов, обоснование мер по ее повышению.
Внедрение метода бюджетирования, ориентированного на результат, является одним из важных разделов программы реформирования государственных и муниципальных финансов республики, заявленной в рамках участия республики в конкурсе на получение субсидий из Федерального фонда реформирования государственных и муниципальных финансов.
Стабилизация бюджетной системы республики напрямую связана с совершенствованием системы административного управления, отметил министр финансов республики во время своего выступления. Реализация мероприятий программы позволит создать в республике высокоэффективную систему государственного управления, ориентированную на интересы социально-экономического развития региона.
Одним из ключевых элементов механизма реализации программы является оптимизация деятельности органов государственной власти в соответствии с четким закреплением за ними функций государственного управления и установлением критериев оценки эффективности их исполнения.
Возможности обеспечения устойчивого роста без повышения качества управления практически исчерпаны. Поэтому одним из основных направлений политики правительства республики становится повышение эффективности и результативности государственного управления.
Реформа государственного управления в республике рассматривается сегодня с более широких позиций, в том числе с позиций выработки системы показателей оценки деятельности правительства.
Фактически речь идет о кейсе реформы государственного управления, включающей три основные части:
– реформу государственной службы,
– административную реформу,
– бюджетную реформу.
Поэтому внедряемая с 2002 года в республике система индикативного управления (СИУ) актуальна и представляет собой такой механизм государственного регулирования экономики, который основывается на комплексе:
– целей управления,
– критериев оценки эффективности и результативности управления,
– механизмов взаимодействия субъектов и объектов управления.
Разработанная нормативная правовая база, регламентирующая СИУ в республике, является своевременным шагом, позволившим определиться с концепцией функционирования системы государственного управления.
Одним из основных этапов формирования СИУ в Марий Эл явилась разработка Кодификатора функций государственного управления республики. В результате проделанной работы были четко определены постановлением правительства республики сферы ответственности по исполнению функций (по каждой определены основные исполнители и участники реализации функции).
Ключевым звеном в системе индикативного управления является целеполагание. В стадии целеполагания четко обозначенные цели – это тот эффект, которого правительство стремится добиться в будущем, задавая соответствующие направления развития и конкретные целевые показатели.
Министерством экономики и промышленности Марий Эл разработана Стратегия социально-экономического развития республики на период до 2010 года в рамках решения задачи удвоения внутреннего валового продукта Российской Федерации к 2010 году.
Стратегия представляет собой именно тот документ, в рамках которого сконцентрированно выражена система представлений о стратегическом выборе, стратегических целях и приоритетах развития республики.
Стратегическими целями деятельности правительства Республики Марий Эл определены:
1. Повышение уровня жизни населения.
2. Обеспечение устойчивого экономического роста как инструмент обеспечения первой цели.
3. Создание потенциала для будущего развития региона.
Каждому министерству было предложено выработать свои цели в соответствии с этой группой целей.
Так, если стратегической целью республики является повышение уровня жизни населения, то ее реализация включает целый комплекс отраслевых и межотраслевых задач
Таким образом, для каждой цели развития республики, достижение которой лежит в сфере компетенции или связано с выполнением функций органа исполнительной власти, должна быть сформулирована соответствующая цель министерства.
Основная цель оценки достижения стратегических целей и задач органов исполнительной власти республики – обеспечение анализа и обоснование взаимосвязи объема расходов и результатов деятельности субъекта бюджетного планирования, а также количественная оценка результативности бюджетных расходов и тенденций ее изменения.
Внедрение новых подходов к управлению общественными финансами в Марий Эл должно максимально способствовать:
– стабилизации бюджетной системы республики,
– повышению качества бюджетных услуг,
– развитию частной инициативы в сфере оказания бюджетных услуг,
– созданию благоприятных условий для экономического развития республики и привлечения инвестиций.
Необходимо отметить, что предстоит сложная, но творческая работа по реализации мероприятий программы реформирования государственных и муниципальных финансов.
Для создания новой, эффективной, прозрачной системы управления государственными и муниципальными финансами, способствующей развитию потенциала республики и улучшению качества бюджетных услуг, необходимо активизировать работу в обозначенных направлениях.
Подготовила Анастасия АНДРЕЕВА

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно