Инновационное сотрудничество в тех областях, где страны располагают передовыми технологиями и наработками, должно стать магистральным путем развития двусторонних связей России и Испании, так как существующая традиционная модель торгово-экономических отношений во многом себя исчерпала. О перспективах торгово-экономического сотрудничества двух стран и причинах недостаточного пока использования этого ресурса обеими сторонами журналу «Бюджет» рассказывает Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Испании Александр Игоревич Кузнецов.
— Александр Игоревич, как вы оцениваете уровень сегодняшних взаимоотношений России и Испании?
— В последние годы российско-испанские отношения отличаются в целом положительной динамикой. Между нашими странами идет активный политический диалог, в том числе на высшем уровне. В итоге состоявшегося в прошлом году визита Президента Российской Федерации Д. А. Медведева в Испанию наши отношения поднялись на уровень стратегического партнерства. Достигнута высокая степень взаимопонимания по ключевым вопросам европейской и международной повестки дня. Так что политический климат вполне благоприятствует развитию российско-испанских связей по всем направлениям. У обеих сторон есть понимание необходимости подвести под успешно развивающиеся политические контакты более солидную экономическую основу, а также повысить «плотность» отношений между гражданскими обществами наших стран.
— Какова динамика деловых взаимоотношений России и Испании в последнее десятилетие? Наблюдается ли оживление двусторонней бизнес-активности?
— В 2006–2007 годы российско-испанские торгово-экономические связи развивались ускоренными темпами. Это отражало высокую динамику экономического развития обеих стран. Торговый оборот в этот период достиг рекордной цифры, превысив 10 миллиардов евро. Правда, его структура не могла полностью удовлетворить ни российскую, ни испанскую сторону: для нас проблемой является чрезмерная топливно-сырьевая ориентация нашего экспорта, а испанцев беспокоит большое отрицательное сальдо в торговле с Россией.
С началом глобального финансово-экономического кризиса в обеих странах начались экономическая рецессия и падение объемов внешней торговли. В 2008–2009 годы двусторонний торговый оборот упал почти вдвое. Однако сейчас наблюдается его быстрое восстановление и мы надеемся, что по итогам текущего года сможем существенно приблизиться к докризисным показателям. Как бы то ни было, нам необходимо искать более современные формы экономических связей, прежде всего в сфере промышленного и инвестиционного сотрудничества, которое отвечало бы задачам модернизации экономики. Тем более что эти задачи у наших стран во многом перекликаются.
— Докризисный уровень инвестиционного сотрудничества сравним с современным?
— К сожалению, еще несравним. До начала кризиса в нашем инвестиционном сотрудничестве наблюдались те же тенденции, что и в торговле. Испанские капиталовложения в России росли быстрыми темпами и к 2008 году превысили один миллиард евро. Конечно, это очень скромная цифра, если сравнивать с инвестициями других крупных европейских стран. Но сама по себе динамика роста обнадеживала. Кризис оборвал этот процесс, вызвав значительный отток испанских капиталов из России. Как в ближайшие годы будет складываться ситуация, предсказать трудно, ведь Испания все еще переживает серьезные финансовые и экономические трудности.
— И каков на настоящий момент объем российских инвестиций?
— Российские капиталовложения, согласно официальным данным, сейчас не превышают 100 миллионов долларов. Впрочем, эта цифра не учитывает инвестиций в сферу недвижимости. Точных данных об их объеме не существует, но думаю, что счет может идти на несколько миллиардов евро. Инвестиции же в производственный сектор пока очень незначительны.
— Назовите наиболее перспективные направления испанского инвестирования в российскую экономику.
— По оценкам специалистов, ими являются такие области, как энергетика, строительство инфраструктурных объектов, высокоскоростной железнодорожный транспорт, судостроение и станкостроение. Но надо признать, что решающего прорыва здесь пока не произошло. Как я уже сказал, Испания еще не вышла из кризиса, хотя это не означает, что надо сидеть сложа руки и ждать лучших времен. Работа по поиску новых направлений инвестиционного сотрудничества ведется постоянно, в том числе в рамках Межправительственной комиссии по экономическому и промышленному сотрудничеству.
— На какую поддержку со стороны посольства могут рассчитывать главы российских регионов в продвижении интересов субъектов Российской Федерации в Испании?
— Она может проявляться в самых разных формах: организация визитов и презентаций, поиск деловых партнеров, в том числе уровня руководства испанских регионов, имеющих схожий экономический профиль. За последние годы посольство оказало поддержку целому ряду субъектов Российской Федерации (таких как Воронежская, Нижегородская области, Краснодарский край и пр.) в организации поездок их делегаций в Испанию и в установлении там деловых контактов. Убежден, что развитие межрегиональных деловых связей может стать одним из наиболее перспективных направлений российско-испанского сотрудничества. Автономные регионы Испании обладают большими полномочиями в сфере экономики, и посольство активно работает с ними в поисках точек соприкосновения экономических интересов и путей установления прямых связей с субъектами Российской Федерации.
— Александр Игоревич, расскажите о мероприятиях, которые проводит посольство РФ в Испании для укрепления международного сотрудничества, в частности, на уровне регионов?
— Развитие деловых связей — безусловный приоритет в работе посольства. Мы находимся в постоянном контакте с испанскими бизнес-структурами и руководством отдельных компаний, помогаем продвижению конкретных проектов, представляющих взаимный интерес. На систематической основе участвуем в различных бизнес-форумах в Мадриде и других городах Испании, в том числе с участием представителей российских регионов. Наша цель — познакомить как можно более широкий круг испанских предпринимателей с возможностями российского рынка, поскольку нынешний уровень их представлений о России и ее инвестиционном потенциале все еще оставляет желать лучшего.
Что касается продвижения российских регионов, то несколько лет назад нами была отработана модель комплексной презентации их инвестиционного потенциала на примере Воронежской области. По итогам презентации было подписано соглашение о сотрудничестве с одним из наиболее динамично развивающихся испанских регионов — Валенсией. Некоторые из представленных тогда инвестиционных проектов сейчас успешно осуществляются. В настоящее время мы готовим презентацию Ленинградской области в Испании. Посольство и торгпредство выступили с предложениями организовать такие мероприятия с участием ряда других субъектов Российской Федерации. Хорошей возможностью для этого будет, в частности, год России в Испании и год Испании в России, который по решению руководства наших стран будет проходить в 2011 году. Надеемся, что российские регионы примут активное участие в этом знаковом для отношений между нашими странами событии.
— Какие главные препятствия, на ваш взгляд, стоят на пути активного сотрудничества между нашими странами?
— Главная сложность, на мой взгляд, имеет психологические корни. Если обратиться к истории российско-испанских отношений, то мы увидим, что наши страны никогда не были друг для друга крупными экономическими партнерами, а на протяжении большей части XX столетия между ними вообще не было никаких отношений. В итоге у нас не сложилась культура деловых связей, фактически ее надо формировать с нуля. Беседуя с испанскими предпринимателями о России, я нередко удивляюсь тому, что их представления о нашей стране «застряли» где-то на середине 90-х годов прошлого века. Например, нам постоянно твердят, что в России якобы нет юридической защищенности иностранных инвестиций. Но я воспринимаю это как отговорку, ведь правила для всех одинаковы и не мешают бизнесу других европейских стран успешно работать на российском рынке. Отрицательную роль играют и создаваемые местными СМИ навязчивые стереотипы насчет «русской мафии», которые, по признанию самих испанских властей, совершенно расходятся с реальностью. Словом, существует немалая психологическая инерция, сдерживающая развитие делового сотрудничества.
Надо признать, что свои стереотипы существуют и у российского бизнеса. Он традиционно смотрит на Испанию главным образом как на страну туризма и сравнительно доступной недвижимости. Понятно, что, когда предприниматель приезжает туда на отдых, он вряд ли задумывается о возможностях серьезного бизнеса. Между тем, Испания при всех ее нынешних трудностях остается в десятке наиболее развитых стран мира. Наконец, бывают случаи, когда российский предприниматель всерьез заинтересован в работе на испанском рынке, но слабо знаком с местными реалиями, либо сталкивается с какими-либо препятствиями со стороны местных властей, профсоюзов. В таких случаях мы стремимся оказать ему практическую помощь, в первую очередь с точки зрения обеспечения информацией и квалифицированной юридической защитой.
— Что же предпринимается для развенчания этих мифов и преодоления мешающей сотрудничеству инерции?
— Главное сейчас — создание двусторонней российско-испанской составляющей совместной инициативы России и Евросоюза «Партнерство для модернизации». Убежден, что это полностью отвечает интересам обеих стран. Речь идет о получении «добавочной стоимости» от сотрудничества в тех областях, где наши страны располагают передовыми технологиями и инновационными наработками. Например, сейчас мы работаем над продвижением ряда конкретных проектов в области космоса, а также использования в Испании передовых российских технологий по опреснению морской воды, очистке почвы и вод, спутниковой разведки природных ресурсов и т. д. В свою очередь Испания располагает интересными наработками в области возобновляемых источников энергии, транспорта, судостроения, строительства и эксплуатации автомобильных дорог. Думаю, что инновационное сотрудничество — это магистральный путь развития двусторонних связей, тем более что нынешняя традиционная модель торгово-экономических отношений во многом себя исчерпала.
— Инвестиции — №9 Сентябрь 2010 — 15 октября 2010