Соглашение о строительстве нефтепровода Бургас-Александруполис подписано. В присутствии президента РФ Владимира Путина, а также премьеров Греции и Болгарии, документ сегодня скрепили своими подписями министр промышленности и энергетики России Виктор Христенко, министр развития Греции Димитрис Сиуфас и министр регионального развития Болгарии Асен Гагаузов.
Переговоры по этому трехстороннему проекту, который оценивается в 1 млрд. евро, велись с 1994 года. Он предполагает транспортировку российской нефти к терминалам Средиземноморья: Россия получит возможность из Новороссийска возить свою нефть на танкерах до болгарского черноморского порта Бургас, чтобы по новому нефтепроводу перекачивать ее в греческий Александруполис на Эгейском море и далее на зарубежные рынки.Протяженность нефтепровода составит около 300 км, пропускная способность — от 35 до 50 млн. тонн сырой нефти в год, а маршрут проложен в обход турецких проливов Босфор и Дарданеллы, что позволит разгрузить эту транспортную артерию и снизить стоимость поставок. В этой связи Христенко назвал его "одним из важнейших инфраструктурных проектов, который позволит в том числе разрешить перспективные проблемы по Черноморскому бассейну".
Соглашение о реализации проекта предполагает создание единого трубопроводного консорциума "Бургас-Александруполис". Российская доля составит 51%, по 24,5% получат Болгария и Греция. При этом российская часть будет поделена поровну между "Роснефтью" и "Газпромнефтью", а также "Транснефтью", которая станет единым оператором по эксплуатации нефтепровода.
Как ранее сообщил Христенко, "соглашение подлежит ратификации в трех странах". "Тем не менее с момента подписания оно создает все стартовые условия для запуска проекта", — отметил он. "Рассчитываем, что в первом полугодии уже этого года в соответствии будет создана юридически международная проектная компания, в ближайшее время ей удастся завершить работу над ТЭО проекта и выйти непосредственно на подписание соглашения с Болгарией и Грецией по транзиту нефти между этой компанией и, соответственно, Болгарией и Грецией", — заявил министр.
Вице-премьер РФ Сергей Нарышкин считает, что "по оптимистическим прогнозам, строительство нефтепровода может начаться в начале 2008 года, за год нефтепровод будет построен и в начале 2009 года заработает". Эту оценку разделяет вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев. Он считает, что строительство займет 1,5 года. "Но это без учета срока подготовки технико-экономического обоснования", — оговорился он. Если ТЭО будет готово к концу года, в середине 2009 уже могут начаться поставки нефти.
А вот глава "Транснефти" Семен Вайншток считает, что подготовка к строительству нефтепровода займет намного меньше одного года, но отказывается назвать цену строительства. "Нефтепровод будет дешевле Баку-Джейхан, но не буду прогнозировать цену проекта, — сказал он. — Все подготовительные процедуры мы проведем в максимально возможно короткие сроки, могу это гарантировать, это не один-два года, а много, много меньше".
Нарышкин напомнил, что новому нефтепроводу придется конкурировать с танкерным флотом. "Между трубой и танкерами будет конкуренция, цена транспортировки должна быть конкурентоспособной", — заявил он. Глава "Роснефти" Сергей Богданчиков убежден: "Для России это очень экономически выгодный проект. Есть также абсолютная уверенность, что трубопровод будет заполнен, а поставки гарантированы".
В Кремле очень довольны, что Россия, Болгария и Греция достигли соглашения. "Это очень серьезный успех российской внешней политики", — сказал ранее помощник президента РФ Сергей Приходько. "Соглашение вносит вклад в диверсификацию маршрутов экспорта нефти особенно в условиях, когда есть проблемы с проходом танкеров через Босфор и Дарданеллы", — считает он. Приходько подчеркнул, что "актуальность данного соглашения обусловлена значимой ролью России в качестве стратегического энергетического поставщика в Средиземноморье и на Балканах, заинтересованностью Болгарии и Греции в потреблении и транзите российских энергоносителей", цитирует ИТАР-ТАСС.
Источник: "Известия" www.izvestia.ru