Нижегородская область укрепляется на рынке публичных заимствований. Недавно в Министерстве финансов области прошел конкурс среди кредитных и инвестиционных учреждений по выбору генерального агента эмитента по обслуживанию процедур выпуска, размещения, обращения и погашения государственных облигаций области. Конкурсная комиссия приняла единогласное решение о признании победителем совместной заявки ОАО «Вэб-инвест Банк» (г. Санкт-Петербург) и АКБ «Союз» (г. Москва). Второй внутренний облигационный заем запланирован в размере 2,5 млрд. рублей, срок размещения пока не определен. Более подробно об этом нам рассказывает Софья Давыдова, заместитель Министра финансов Нижегородской области.
- Зачем Нижегородская область размещает второй облигационный заем?
- Сегодня у области есть реальные возможности увеличения капитальных вложений, не только благодаря налоговым и неналоговым доходам бюджета, но и за счет привлечения заемных ресурсов, которые должны сыграть роль финансового рычага. Применение долговых инструментов повысит инвестиционную составляющую в бюджете, и, тем самым, будет положительно воздействовать на развитие региона.
За последние три года область имеет отличную кредитную историю, и второй раз выходит на внутренний организованный рынок долговых обязательств. Первый внутренний займ мы удачно разместили 3 ноября 2004 года. Тогда спрос на нижегородские облигации превысил предложения на 30%. При номинальном объеме займа 1 млрд. рублей объем спроса со стороны участников рынка составил около 1,3 млрд. рублей. В ходе размещения было заключено 79 сделок. В процессе биржевого аукциона ставка купонного дохода на первый купонный период была определена в размере 11,8% годовых.
Это говорит о ликвидности нижегородских ценных бумаг и стабильном и динамичном развитии региона. В дальнейшем мы планируем стать активным участником фондового рынка. Главная задача облигационных займов – не просто улучшить структуру заимствований за счет рефинансирования имеющего долга, а сформировать базу для развертывания инвестиционного процесса в регионе.
- Какова ситуация с долгом области на сегодняшний день?
- В течение последних 3 лет идет активный процесс снижения долговой нагрузки на областной бюджет. Это результат влияния двух основных факторов: устойчивые темпы роста доходов, отражающие развитие региона, и сдерживание объема заимствований при исполнении бюджета.
Если в 2003 году долговая нагрузка составляла 44% к доходам бюджета, то в 2004 году – 33%. Сегодня долг областного бюджета составляет 6,9 млрд. рублей, за год его размер не изменился.
Отношение внешнего долга к общим доходам бюджета уменьшилось с 31% в 2001 году до 3% в 2004 году, соответственно снизился валютный риск, связанный с возможным увеличением долговой нагрузки, обуславливаемым колебанием курса рубля.
Долгое время над областью в инвестиционном плане лежала тень Еврозайма, сейчас проблему с Еврозаймом можно считать решенной. За 2002 - 2004 годы в четком соответствии с графиком выплачено 4 транша. 30 сентября 2004 года был выплачен предпоследний транш в объеме 700 млн. рублей. 3 апреля 2005 года область должна выплатить последний транш (около 680 млн. рублей). После чего в структуре государственного долга Нижегородской области внешний долг будет полностью отсутствовать.
- Какие задачи стоят сегодня перед правительством области в сфере долговой политики?
- На сегодняшний момент основными задачами для правительства области являются:
- повышение роли бюджетной политики в качестве инструмента, направленного на обеспечение роста экономики и стимулирование инвестиционной активности;
- повышение качества управления государственными активами и пассивами;
- контроль за общим уровнем долговой нагрузки;
- оптимизация структуры долга, установление оптимальных соотношений между долговыми инструментами – ценные бумаги, кредиты коммерческих банков, государственные гарантии;
- использование заемных средств на развитие региона (капитальные вложения, инвестиционные проекты).
Размещение займа является одним из последовательных шагов области по реализации стратегии управления государственным долгом региона. Выпуск облигаций направлен на обеспечение потребности бюджета и оптимизации структуры госдолга.
Форма заимствований через рыночные долговые обязательства позволит существенно увеличить объем инвестиционного спроса, гибко регулировать объем, срок и стоимость заимствований. Используя в дальнейшем различные условия выпуска ценных бумаг (амортизация долга), а также производные контакты (опционы, сделки РЕПО) можно гибко регулировать пики платежей по обязательствам и эффективно управлять ликвидностью в процессе исполнения областного бюджета.
Введение системы ограничений и критериев наряду с применением операционного баланса, а также надлежащим контролем за их соблюдением, позволит удерживать государственный долг Нижегородской области на оптимальном и безопасном уровне.
- Какова ситуация с нижегородскими облигациями на вторичном рынке?
- У первого облигационного займа хорошая судьба. Спрос на облигации Нижегородской области на вторичном рынке довольно высокий, цена по размещению выше номинала.
За период обращения выпуска на Московской межбанковской валютной бирже было заключено в общей сложности 263 сделки на общую сумму - 514,37 млн. рублей. Объем операций с займом отражает достаточно высокий интерес инвесторов к выпуску и позволяет говорить о хорошей ликвидности займа на вторичных торгах.
- Высокий спрос на нижегородские облигации говорит о стабильности экономики области. Какие основные экономические показатели можно отметить?
- В течение последних лет экономика области находится в состоянии стабильного развития. Растут объемы промышленного производства, розничного товарооборота, внешнеторгового оборота. Увеличилась инвестиционная активность предприятий.
Общий объем ВРП области за 2003 год составил 219 млрд. рублей и имеет тенденцию к устойчивому росту. Темп роста ВРП области в сопоставимых ценах составляет 5-7% в год.
По объему промышленного производства, обороту розничной торговли область стабильно занимает 11-13 места среди 89 регионов, по инновационному потенциалу – 4 место в России.
По поступлению налоговых платежей в консолидированный бюджет РФ Нижегородская область занимает 13 место среди регионов, в том числе по поступлению налоговых платежей в федеральный бюджет – 10 место.
Наблюдается устойчивая тенденция роста доходов консолидированного бюджета. За последние четыре года объем доходов бюджета области увеличился на 15 млрд. рублей или в 1,8 раза. По объему консолидированного бюджета по итогам 2003 года Нижегородская область занимает 20 место в России и 5 место в ПФО.
По прогнозу на 2005 год доходы бюджета области составляют 36,8 млрд. рублей (рост к 2001 году 1,9 раза). В 2007 году прогнозируется увеличение доходов до 41,9 млрд. рублей (рост в 2,2 раза к 2001 году).
В целом экономика региона достаточно диверсифицированная по отраслям и налогоплательщикам, что дает ей преимущества перед сырьевыми регионами в части устойчивости, стабильности и независимости темпов роста экономики. Доля 10 крупнейших налогоплательщиков составляет не более 10%.
В заключении следует отметить, что у нас разработана и действует программа «Экономическое и социальное развитие Нижегородской области на 2005-2010 годы», которая представляет собой стратегический план развития региона. И все действия областного правительства согласуются и являются частью этого плана.
Тая Олейник
- Зачем Нижегородская область размещает второй облигационный заем?
- Сегодня у области есть реальные возможности увеличения капитальных вложений, не только благодаря налоговым и неналоговым доходам бюджета, но и за счет привлечения заемных ресурсов, которые должны сыграть роль финансового рычага. Применение долговых инструментов повысит инвестиционную составляющую в бюджете, и, тем самым, будет положительно воздействовать на развитие региона.
За последние три года область имеет отличную кредитную историю, и второй раз выходит на внутренний организованный рынок долговых обязательств. Первый внутренний займ мы удачно разместили 3 ноября 2004 года. Тогда спрос на нижегородские облигации превысил предложения на 30%. При номинальном объеме займа 1 млрд. рублей объем спроса со стороны участников рынка составил около 1,3 млрд. рублей. В ходе размещения было заключено 79 сделок. В процессе биржевого аукциона ставка купонного дохода на первый купонный период была определена в размере 11,8% годовых.
Это говорит о ликвидности нижегородских ценных бумаг и стабильном и динамичном развитии региона. В дальнейшем мы планируем стать активным участником фондового рынка. Главная задача облигационных займов – не просто улучшить структуру заимствований за счет рефинансирования имеющего долга, а сформировать базу для развертывания инвестиционного процесса в регионе.
- Какова ситуация с долгом области на сегодняшний день?
- В течение последних 3 лет идет активный процесс снижения долговой нагрузки на областной бюджет. Это результат влияния двух основных факторов: устойчивые темпы роста доходов, отражающие развитие региона, и сдерживание объема заимствований при исполнении бюджета.
Если в 2003 году долговая нагрузка составляла 44% к доходам бюджета, то в 2004 году – 33%. Сегодня долг областного бюджета составляет 6,9 млрд. рублей, за год его размер не изменился.
Отношение внешнего долга к общим доходам бюджета уменьшилось с 31% в 2001 году до 3% в 2004 году, соответственно снизился валютный риск, связанный с возможным увеличением долговой нагрузки, обуславливаемым колебанием курса рубля.
Долгое время над областью в инвестиционном плане лежала тень Еврозайма, сейчас проблему с Еврозаймом можно считать решенной. За 2002 - 2004 годы в четком соответствии с графиком выплачено 4 транша. 30 сентября 2004 года был выплачен предпоследний транш в объеме 700 млн. рублей. 3 апреля 2005 года область должна выплатить последний транш (около 680 млн. рублей). После чего в структуре государственного долга Нижегородской области внешний долг будет полностью отсутствовать.
- Какие задачи стоят сегодня перед правительством области в сфере долговой политики?
- На сегодняшний момент основными задачами для правительства области являются:
- повышение роли бюджетной политики в качестве инструмента, направленного на обеспечение роста экономики и стимулирование инвестиционной активности;
- повышение качества управления государственными активами и пассивами;
- контроль за общим уровнем долговой нагрузки;
- оптимизация структуры долга, установление оптимальных соотношений между долговыми инструментами – ценные бумаги, кредиты коммерческих банков, государственные гарантии;
- использование заемных средств на развитие региона (капитальные вложения, инвестиционные проекты).
Размещение займа является одним из последовательных шагов области по реализации стратегии управления государственным долгом региона. Выпуск облигаций направлен на обеспечение потребности бюджета и оптимизации структуры госдолга.
Форма заимствований через рыночные долговые обязательства позволит существенно увеличить объем инвестиционного спроса, гибко регулировать объем, срок и стоимость заимствований. Используя в дальнейшем различные условия выпуска ценных бумаг (амортизация долга), а также производные контакты (опционы, сделки РЕПО) можно гибко регулировать пики платежей по обязательствам и эффективно управлять ликвидностью в процессе исполнения областного бюджета.
Введение системы ограничений и критериев наряду с применением операционного баланса, а также надлежащим контролем за их соблюдением, позволит удерживать государственный долг Нижегородской области на оптимальном и безопасном уровне.
- Какова ситуация с нижегородскими облигациями на вторичном рынке?
- У первого облигационного займа хорошая судьба. Спрос на облигации Нижегородской области на вторичном рынке довольно высокий, цена по размещению выше номинала.
За период обращения выпуска на Московской межбанковской валютной бирже было заключено в общей сложности 263 сделки на общую сумму - 514,37 млн. рублей. Объем операций с займом отражает достаточно высокий интерес инвесторов к выпуску и позволяет говорить о хорошей ликвидности займа на вторичных торгах.
- Высокий спрос на нижегородские облигации говорит о стабильности экономики области. Какие основные экономические показатели можно отметить?
- В течение последних лет экономика области находится в состоянии стабильного развития. Растут объемы промышленного производства, розничного товарооборота, внешнеторгового оборота. Увеличилась инвестиционная активность предприятий.
Общий объем ВРП области за 2003 год составил 219 млрд. рублей и имеет тенденцию к устойчивому росту. Темп роста ВРП области в сопоставимых ценах составляет 5-7% в год.
По объему промышленного производства, обороту розничной торговли область стабильно занимает 11-13 места среди 89 регионов, по инновационному потенциалу – 4 место в России.
По поступлению налоговых платежей в консолидированный бюджет РФ Нижегородская область занимает 13 место среди регионов, в том числе по поступлению налоговых платежей в федеральный бюджет – 10 место.
Наблюдается устойчивая тенденция роста доходов консолидированного бюджета. За последние четыре года объем доходов бюджета области увеличился на 15 млрд. рублей или в 1,8 раза. По объему консолидированного бюджета по итогам 2003 года Нижегородская область занимает 20 место в России и 5 место в ПФО.
По прогнозу на 2005 год доходы бюджета области составляют 36,8 млрд. рублей (рост к 2001 году 1,9 раза). В 2007 году прогнозируется увеличение доходов до 41,9 млрд. рублей (рост в 2,2 раза к 2001 году).
В целом экономика региона достаточно диверсифицированная по отраслям и налогоплательщикам, что дает ей преимущества перед сырьевыми регионами в части устойчивости, стабильности и независимости темпов роста экономики. Доля 10 крупнейших налогоплательщиков составляет не более 10%.
В заключении следует отметить, что у нас разработана и действует программа «Экономическое и социальное развитие Нижегородской области на 2005-2010 годы», которая представляет собой стратегический план развития региона. И все действия областного правительства согласуются и являются частью этого плана.
Тая Олейник