Одним из основных принципов, которого придерживается губернатор Красноярского края Александр Хлопонин с момента его избрания, является полное исполнение принятого бюджета, бюджетных обязательств, отсутствие задолженности по зарплате, то есть ее своевременная выплата в установленные сроки. Следовательно, основная ответственность ложится на финансовое управление. Сегодня итоги прошедшего года подводит заместитель губернатора Красноярского края, начальник Главного финансового управления администрация края Александр Новак.
- Могу с уверенностью сказать, что эти задачи выполнены.
Финансирование краевых учреждений бюджетной сферы производилось в полном объеме, исходя из их потребности. По итогам года защищенные статьи краевого бюджета исполнены полностью, краевые целевые программы профинансированы в пределах 97-100%, а средства, предусмотренные в краевом бюджете на финансовую поддержку бюджетов других уровней, также перечислены на соответствующие цели. Кроме того, полностью исполнены обязательства по погашению привлеченных в коммерческих банках кредитов и расходов по их обслуживанию.
Говоря об успехах, можно отметить, что впервые за последние несколько лет бюджет 2004 года исполнен с профицитом в 1,3 млрд. рублей. В 2004 году успешно был размещен облигационный займ в объеме 1,5 млрд. рублей.
Впервые мы кардинально изменили межбюджетные отношения с муниципальными образованиями, перейдя на единые нормативы отчислений и единую методику распределения финансовой помощи. Хотя здесь, конечно, мы столкнулись и с трудностями, вызванными, в первую очередь, психологической перестройкой перехода на новые взаимоотношения руководителей муниципальных образований и финансовых органов.
- Хотелось бы узнать об объединении Красноярского края с Эвенкией и Таймыром. Как, с финансовой точки зрения, будет осуществляться этот переход? Какие трудности могут возникнуть?
- В процессе формирования бюджета 2005 года нам пришлось провести огромную работу по согласованию цифр и параметров, поскольку с 1 января 2005 года примерно 80% полномочий автономных округов перешли в ведение края.
29 сентября 2004 года губернаторами Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского автономных округов подписаны договоры о сохранении финансирования бюджетных обязательств на всей территории Красноярского края в 2005 году на уровне и условиях 2004 года. Расходные полномочия на территории автономных округов будут реализовываться органами государственной власти автономных округов за счет субвенций из краевого бюджета.
Субвенции будут формироваться за счет доходных источников, включая доходы от федеральных налогов с территорий автономных округов и федеральных трансфертов, которые будут в 2005 году выделяться Красноярскому краю и далее перечисляться в бюджеты автономных округов.
Объединение наших территорий можно назвать долгожданным и необходимым, поскольку вновь образуется единое экономическое пространство, позволяющее нам повысить эффективность использования бюджетных денег, сократить лишние расходы, централизованно обеспечивать северный завоз.
- Кстати, какие меры принимаются вами для повышения эффективности использования бюджетных средств?
- Мы проводим постоянный мониторинг исполнения смет краевых учреждений и исполнения местных бюджетов, контролируем расходы, направляемые на аппарат управления и капитальные вложения. С муниципальными образованиями ведем работу по установлению экономически обоснованных тарифов на коммунальные услуги для населения.
На территории края создана единая казначейская система исполнения бюджета, позволяющая нам следить за целевым и эффективным использованием средств, а также оперативно управлять остатками на счетах.
В настоящее время все краевые управления, находящиеся на территории г. Красноярска, обслуживаются в краевом казначействе. В этом году мы начинаем перевод на кассовое обслуживание в краевом казначействе бюджеты муниципальных образований.
С 2003 года в крае действует служба госзаказа, и теперь обеспечение северного завоза и закупка материалов, работ и услуг проводится централизованно, через систему проведения тендеров и конкурсов. Внедрение этой системы позволило нам только в 2004 году сэкономить более 240 млн. рублей.
Мы проводим работу по минимизации расходов на обслуживание государственного долга края. В результате средняя ставка по кредитам коммерческих банков в течение года находилась ниже уровня учетной ставки Банка России. Вводим в практику новые финансовые инструменты, в частности, в 2003 и 2004 годах Красноярский край выпустил два облигационных займа объемом 1,5 млрд. рублей каждый, готовимся к третьему.
Мы своевременно и в полном объеме выполняем свои обязательства, по инициативе Минфина реструктурировали на 5 лет кредиторскую задолженность, что позволит частично списать долг и распределить долговую нагрузку на несколько лет. А это, согласитесь, тоже говорит об эффективном использовании бюджетных средств.
- Расскажите о «Программе социально-экономического развития Красноярского края до 2010 года». Каковы ее основные положения? Что необходимо выполнить в этом году?
- Основная задача любой социально-экономической программы – это развитие экономического потенциала территории и улучшение качества жизни ее жителей. Поэтому наша программа направлена на формирование эффективной социальной политики и стимулирование инвестиционной деятельности через предоставление налоговых льгот малому предпринимательству, через государственную поддержку реализации инвестиционных проектов, приоритетным направлением которой по-прежнему является поддержка лесной отрасли края и предприятий АПК, развитие малого и среднего бизнеса.
В этом году будет внедрен принцип формирования ведомственных среднесрочных целевых программ развития отраслей бюджетной сферы в соответствии с программой социально-экономического развития края.
Кроме того, в 2005 году в Красноярском крае принята программа реформирования региональных финансов. Она не является частью названной вами программы, но ее нельзя не упомянуть, говоря о социально-экономическом развитии края. Сегодня мы переходим к новой схеме управления расходами путем предоставления средств из бюджета не на содержание какой-либо отрасли, а на достижение конкретных результатов от вложения бюджетных средств. Для этого, конечно, прежде всего необходимо повысить ответственность государственных служащих за результат своей деятельности и создать в органах власти условия для работы современных профессиональных управленческих кадров.
- Какие направления в бюджете 2005 года являются приоритетными?
- Прежде всего, следует отметить, что 54% бюджета расходуется на финансирование социальной сферы: здравоохранение, образование, культура, спорт, социальное обеспечение. Самой приоритетной задачей губернатор края Александр Хлопонин считает обеспечение социальных гарантий населению. В этом году мы сохранили для жителей края все предоставляющиеся ранее льготы и социальные гарантии: льготы на коммунальные услуги, бесплатный проезд в муниципальном транспорте, скидки на лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение. Более того, совместно с Законодательным собранием мы разработали несколько дополнительных социальных проектов.
Общий объем финансирования социальных программ в бюджете 2005 года увеличен на 300 млн. рублей. Стоит отметить, что в бюджете заложены значительные средства для дополнительной поддержки ветеранов и военнослужащих.
При подготовке бюджета на 2005 год особое внимание было уделено повышению адресной направленности социальной помощи, чтобы обеспечить наиболее нуждающиеся категории населения. Разработано 34 законопроекта, определяющих условия предоставления и размеры социальных гарантий отдельным категориям граждан.
Более того, по инициативе губернатора категорий льготников стало больше: полностью освобождены от оплаты коммунальных услуг ветераны Великой Отечественной войны, вдовы погибших военнослужащих, а также семьи погибших сотрудников органов внутренних дел. Дополнительные льготы предоставляются также ветеранам Красноярского края в виде 50% скидки по оплате ЖКУ.
Если говорить о других важных направлениях нашей бюджетной политики, то к основным я бы отнес обеспечение в полном объеме расходных полномочий, принимаемых на краевой уровень от федерального бюджета и бюджетов муниципальных образований, опережающий рост доходов населения края относительно инфляции, модернизация ЖКХ, стимулирование малого и среднего бизнеса.
Не менее важное место занимает создание условий для обеспечения населения края доступным жильем. На краевом уровне принят закон о субсидировании части процентной ставки по кредитам, привлекаемым работниками бюджетной сферы для приобретения жилья. По нашим подсчетам, в 2005 году порядка 1000 семей смогут получить квартиры по ипотечной схеме.
Вместе с тем в бюджете на 2005 год значительно увеличены расходы на строительство жилья по программе «Север на Юг» и «Ветхое жилье», а также предусмотрено получение жителями Северных районов края жилищных сертификатов на переселение в объеме 200 млн. рублей.
К приоритетным отраслям мы относим также развитие транспортной инфраструктуры. На дорожную отрасль в 2005 году мы впервые выделяем почти 3 млрд. рублей, что позволит не полностью, но хотя бы частично решить проблемы транспортного сообщения в крае.
Который год подряд мы вкладываем серьезные средства в сельское хозяйство, что, несомненно, дает значительные результаты в этой отрасли. Например, государственная поддержка сельского хозяйства позволила в 2004 году получить наилучшие в Сибирском федеральном округе результаты по урожайности зерновых культур, а потребительский рынок Красноярского края продолжает насыщаться продукцией собственного производства.
Так, в этом году доля колбасных изделий собственного производства в общем объеме потребления увеличится с 52 до 80%, макаронных изделий - с 25 до 73%, кондитерских изделий - с 55 до 60%, муки - с 80 до 85%.
- В крае были проведены серьезные изменения в системе финансирования ЖКХ. В чем они заключались? Каков экономический эффект от данного нововведения?
- Реформа жилищно-коммунального хозяйства в крае проводится в соответствии с концепцией реформирования ЖКХ в РФ. С 2003 года на территории края установлен 90% уровень оплаты населением жилищно-коммунальных услуг. При этом принят уникальный, с нашей точки зрения, закон по жилищным субсидиям, защищающий малообеспеченное население. В 2004 году субсидии получили 324,9 тыс. семей, в 2005 году этот показатель составит 335 тыс. семей.
В течение двух последних лет законом края устанавливаются краевые стандарты предельной стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр по каждому муниципальному образованию. Это позволяет уйти от субъективизма при формировании местных бюджетов, ставя все территории в одинаковые условия, и создает материальную заинтересованность в ускоренном проведении мероприятий по реформированию жилищно-коммунального комплекса края.
Мы утвердили план мероприятий по внедрению системы персонифицированных социальных счетов граждан для зачисления на них жилищных субсидий с применением пластиковых карт, обеспечивающих целевой характер использования средств. И это только первые реальные шаги в этом направлении.
Кроме того, в 2005 году субсидии для населения по оплате жилищно-коммунальных услуг будут выплачиваться не из местных бюджетов, а из краевого. И теперь руководители муниципальных образований не смогут направлять на другие нужды деньги, предназначенные на выплату субсидий.
Впервые после отмены местных налогов, которые служили источником финансирования расходов на благоустройство городов и районов края, в краевом бюджете на 2005 год предусмотрены расходы на уличное освещение, озеленение и санитарное содержание.
В течение ряда лет муниципальным образованиям из краевого бюджета предоставляются субсидии на повышение эксплуатационной надежности объектов жизнеобеспечения. При этом законодательно закреплены основные критерии выделения средств - это установление муниципальными образованиями тарифов на жилищно-коммунальные услуги для всех категорий потребителей не ниже себестоимости, применение мер по повышению собираемости платежей граждан, внедрение ресурсосберегающих технологий и установление приборов учета и регулирования потребления энергоресурсов.
Каков эффект от нашей работы? Судите сами - в последние годы в крае не было ни одной серьезной коммунальной аварии.
- Могу с уверенностью сказать, что эти задачи выполнены.
Финансирование краевых учреждений бюджетной сферы производилось в полном объеме, исходя из их потребности. По итогам года защищенные статьи краевого бюджета исполнены полностью, краевые целевые программы профинансированы в пределах 97-100%, а средства, предусмотренные в краевом бюджете на финансовую поддержку бюджетов других уровней, также перечислены на соответствующие цели. Кроме того, полностью исполнены обязательства по погашению привлеченных в коммерческих банках кредитов и расходов по их обслуживанию.
Говоря об успехах, можно отметить, что впервые за последние несколько лет бюджет 2004 года исполнен с профицитом в 1,3 млрд. рублей. В 2004 году успешно был размещен облигационный займ в объеме 1,5 млрд. рублей.
Впервые мы кардинально изменили межбюджетные отношения с муниципальными образованиями, перейдя на единые нормативы отчислений и единую методику распределения финансовой помощи. Хотя здесь, конечно, мы столкнулись и с трудностями, вызванными, в первую очередь, психологической перестройкой перехода на новые взаимоотношения руководителей муниципальных образований и финансовых органов.
- Хотелось бы узнать об объединении Красноярского края с Эвенкией и Таймыром. Как, с финансовой точки зрения, будет осуществляться этот переход? Какие трудности могут возникнуть?
- В процессе формирования бюджета 2005 года нам пришлось провести огромную работу по согласованию цифр и параметров, поскольку с 1 января 2005 года примерно 80% полномочий автономных округов перешли в ведение края.
29 сентября 2004 года губернаторами Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского автономных округов подписаны договоры о сохранении финансирования бюджетных обязательств на всей территории Красноярского края в 2005 году на уровне и условиях 2004 года. Расходные полномочия на территории автономных округов будут реализовываться органами государственной власти автономных округов за счет субвенций из краевого бюджета.
Субвенции будут формироваться за счет доходных источников, включая доходы от федеральных налогов с территорий автономных округов и федеральных трансфертов, которые будут в 2005 году выделяться Красноярскому краю и далее перечисляться в бюджеты автономных округов.
Объединение наших территорий можно назвать долгожданным и необходимым, поскольку вновь образуется единое экономическое пространство, позволяющее нам повысить эффективность использования бюджетных денег, сократить лишние расходы, централизованно обеспечивать северный завоз.
- Кстати, какие меры принимаются вами для повышения эффективности использования бюджетных средств?
- Мы проводим постоянный мониторинг исполнения смет краевых учреждений и исполнения местных бюджетов, контролируем расходы, направляемые на аппарат управления и капитальные вложения. С муниципальными образованиями ведем работу по установлению экономически обоснованных тарифов на коммунальные услуги для населения.
На территории края создана единая казначейская система исполнения бюджета, позволяющая нам следить за целевым и эффективным использованием средств, а также оперативно управлять остатками на счетах.
В настоящее время все краевые управления, находящиеся на территории г. Красноярска, обслуживаются в краевом казначействе. В этом году мы начинаем перевод на кассовое обслуживание в краевом казначействе бюджеты муниципальных образований.
С 2003 года в крае действует служба госзаказа, и теперь обеспечение северного завоза и закупка материалов, работ и услуг проводится централизованно, через систему проведения тендеров и конкурсов. Внедрение этой системы позволило нам только в 2004 году сэкономить более 240 млн. рублей.
Мы проводим работу по минимизации расходов на обслуживание государственного долга края. В результате средняя ставка по кредитам коммерческих банков в течение года находилась ниже уровня учетной ставки Банка России. Вводим в практику новые финансовые инструменты, в частности, в 2003 и 2004 годах Красноярский край выпустил два облигационных займа объемом 1,5 млрд. рублей каждый, готовимся к третьему.
Мы своевременно и в полном объеме выполняем свои обязательства, по инициативе Минфина реструктурировали на 5 лет кредиторскую задолженность, что позволит частично списать долг и распределить долговую нагрузку на несколько лет. А это, согласитесь, тоже говорит об эффективном использовании бюджетных средств.
- Расскажите о «Программе социально-экономического развития Красноярского края до 2010 года». Каковы ее основные положения? Что необходимо выполнить в этом году?
- Основная задача любой социально-экономической программы – это развитие экономического потенциала территории и улучшение качества жизни ее жителей. Поэтому наша программа направлена на формирование эффективной социальной политики и стимулирование инвестиционной деятельности через предоставление налоговых льгот малому предпринимательству, через государственную поддержку реализации инвестиционных проектов, приоритетным направлением которой по-прежнему является поддержка лесной отрасли края и предприятий АПК, развитие малого и среднего бизнеса.
В этом году будет внедрен принцип формирования ведомственных среднесрочных целевых программ развития отраслей бюджетной сферы в соответствии с программой социально-экономического развития края.
Кроме того, в 2005 году в Красноярском крае принята программа реформирования региональных финансов. Она не является частью названной вами программы, но ее нельзя не упомянуть, говоря о социально-экономическом развитии края. Сегодня мы переходим к новой схеме управления расходами путем предоставления средств из бюджета не на содержание какой-либо отрасли, а на достижение конкретных результатов от вложения бюджетных средств. Для этого, конечно, прежде всего необходимо повысить ответственность государственных служащих за результат своей деятельности и создать в органах власти условия для работы современных профессиональных управленческих кадров.
- Какие направления в бюджете 2005 года являются приоритетными?
- Прежде всего, следует отметить, что 54% бюджета расходуется на финансирование социальной сферы: здравоохранение, образование, культура, спорт, социальное обеспечение. Самой приоритетной задачей губернатор края Александр Хлопонин считает обеспечение социальных гарантий населению. В этом году мы сохранили для жителей края все предоставляющиеся ранее льготы и социальные гарантии: льготы на коммунальные услуги, бесплатный проезд в муниципальном транспорте, скидки на лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение. Более того, совместно с Законодательным собранием мы разработали несколько дополнительных социальных проектов.
Общий объем финансирования социальных программ в бюджете 2005 года увеличен на 300 млн. рублей. Стоит отметить, что в бюджете заложены значительные средства для дополнительной поддержки ветеранов и военнослужащих.
При подготовке бюджета на 2005 год особое внимание было уделено повышению адресной направленности социальной помощи, чтобы обеспечить наиболее нуждающиеся категории населения. Разработано 34 законопроекта, определяющих условия предоставления и размеры социальных гарантий отдельным категориям граждан.
Более того, по инициативе губернатора категорий льготников стало больше: полностью освобождены от оплаты коммунальных услуг ветераны Великой Отечественной войны, вдовы погибших военнослужащих, а также семьи погибших сотрудников органов внутренних дел. Дополнительные льготы предоставляются также ветеранам Красноярского края в виде 50% скидки по оплате ЖКУ.
Если говорить о других важных направлениях нашей бюджетной политики, то к основным я бы отнес обеспечение в полном объеме расходных полномочий, принимаемых на краевой уровень от федерального бюджета и бюджетов муниципальных образований, опережающий рост доходов населения края относительно инфляции, модернизация ЖКХ, стимулирование малого и среднего бизнеса.
Не менее важное место занимает создание условий для обеспечения населения края доступным жильем. На краевом уровне принят закон о субсидировании части процентной ставки по кредитам, привлекаемым работниками бюджетной сферы для приобретения жилья. По нашим подсчетам, в 2005 году порядка 1000 семей смогут получить квартиры по ипотечной схеме.
Вместе с тем в бюджете на 2005 год значительно увеличены расходы на строительство жилья по программе «Север на Юг» и «Ветхое жилье», а также предусмотрено получение жителями Северных районов края жилищных сертификатов на переселение в объеме 200 млн. рублей.
К приоритетным отраслям мы относим также развитие транспортной инфраструктуры. На дорожную отрасль в 2005 году мы впервые выделяем почти 3 млрд. рублей, что позволит не полностью, но хотя бы частично решить проблемы транспортного сообщения в крае.
Который год подряд мы вкладываем серьезные средства в сельское хозяйство, что, несомненно, дает значительные результаты в этой отрасли. Например, государственная поддержка сельского хозяйства позволила в 2004 году получить наилучшие в Сибирском федеральном округе результаты по урожайности зерновых культур, а потребительский рынок Красноярского края продолжает насыщаться продукцией собственного производства.
Так, в этом году доля колбасных изделий собственного производства в общем объеме потребления увеличится с 52 до 80%, макаронных изделий - с 25 до 73%, кондитерских изделий - с 55 до 60%, муки - с 80 до 85%.
- В крае были проведены серьезные изменения в системе финансирования ЖКХ. В чем они заключались? Каков экономический эффект от данного нововведения?
- Реформа жилищно-коммунального хозяйства в крае проводится в соответствии с концепцией реформирования ЖКХ в РФ. С 2003 года на территории края установлен 90% уровень оплаты населением жилищно-коммунальных услуг. При этом принят уникальный, с нашей точки зрения, закон по жилищным субсидиям, защищающий малообеспеченное население. В 2004 году субсидии получили 324,9 тыс. семей, в 2005 году этот показатель составит 335 тыс. семей.
В течение двух последних лет законом края устанавливаются краевые стандарты предельной стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр по каждому муниципальному образованию. Это позволяет уйти от субъективизма при формировании местных бюджетов, ставя все территории в одинаковые условия, и создает материальную заинтересованность в ускоренном проведении мероприятий по реформированию жилищно-коммунального комплекса края.
Мы утвердили план мероприятий по внедрению системы персонифицированных социальных счетов граждан для зачисления на них жилищных субсидий с применением пластиковых карт, обеспечивающих целевой характер использования средств. И это только первые реальные шаги в этом направлении.
Кроме того, в 2005 году субсидии для населения по оплате жилищно-коммунальных услуг будут выплачиваться не из местных бюджетов, а из краевого. И теперь руководители муниципальных образований не смогут направлять на другие нужды деньги, предназначенные на выплату субсидий.
Впервые после отмены местных налогов, которые служили источником финансирования расходов на благоустройство городов и районов края, в краевом бюджете на 2005 год предусмотрены расходы на уличное освещение, озеленение и санитарное содержание.
В течение ряда лет муниципальным образованиям из краевого бюджета предоставляются субсидии на повышение эксплуатационной надежности объектов жизнеобеспечения. При этом законодательно закреплены основные критерии выделения средств - это установление муниципальными образованиями тарифов на жилищно-коммунальные услуги для всех категорий потребителей не ниже себестоимости, применение мер по повышению собираемости платежей граждан, внедрение ресурсосберегающих технологий и установление приборов учета и регулирования потребления энергоресурсов.
Каков эффект от нашей работы? Судите сами - в последние годы в крае не было ни одной серьезной коммунальной аварии.
Тая Олейник