Версия для печати 8569 Материалы по теме
Французские компании понимают важность инвестиций в Россию

киде
Франция и Россия — две самые близкие в культурном отношении страны в Европе, — считает генеральный директор Club France (Российско-Французской Торгово-промышленной палаты) Эммануэль КИДЕ. Год России во Франции и год Франции в России (2010 г.) — два события, которые косвенно подтверждают его правоту. В Париже мероприятия, проводимые в рамках праздничного года, встречают необычайно теплый прием. При этом серьезный импульс получило и развитие деловых контактов. О том, какую роль играет Палата в укреплении двусторонних отношений, о привлечении инвестиций в Россию и во Францию мы побеседовали с господином Киде.

— Господин Киде, расскажите, как и для чего была создана Российско-Французская Торгово-промышленная палата? Каковы были первые шаги?

— Палата создана 13 лет назад для реализации трех основных целей: первой, самой важной была необходимость объединить французское деловое сообщество в России. Во-вторых, ТПП оказывает услуги своим членам, помогая им освоиться в России, облегчает решение всех возникающих проблем. И, в-третьих, занимается лоббированием интересов французских компаний в органах государственной власти России и Франции, с целью улучшения инвестиционного климата.

Сегодня в Палату входит около 300 членов, что составляет примерно 1200 человек.  В Палате представлены все крупные французские компании и несколько российских предприятий, бизнес которых связан с Францией. Например, Глобалтранс (партнер в России Vinci), компания работает в Москве и Санкт-Петербурге, а также такие компании, как МТС, Билайн, которые заинтересованы в том, чтобы привлечь и французских клиентов.

— Вы живете и работаете в нашей стране уже 15 лет, изменился ли за эти годы спектр интересов французских бизнесменов в России?

— Конечно, и в России, и во Франции существуют совместные франко-российские предприятия. Есть французские инвесторы, выкупившие российские компании, а также французы, которые укореняются в России и создают собственный бизнес. Пятнадцать лет назад французы проявляли интерес в основном к предприятиям, которые находились в Москве, сегодня растет интерес к региональным компаниям. То есть спектр интересов французских предприятий, присутствующих в России, расширяется.

В качестве примера можно привести группу «Ашан», динамично развивающуюся в России. Сначала магазины были представлены только в Москве и Подмосковье, а теперь Ашан развивается в регионах и является самым крупным иностранным работодателем в России. Еще один пример — предприятие «Автофрамос», которое было создано совместно группой Renault и правительством Москвы. Предприятие выпускает различные модели Renault, а также инвестирует в компанию «АвтоВАЗ» (25 % акций ОАО «АвтоВАЗ» принадлежит Renault. — Прим. ред.). Еще один пример региональных инвестиций: группа Peugeot Citroёn построила завод в Калуге.

— Могут ли руководители регионов, мэры городов обращаться в Палату за помощью в получении инвестиций?

— Они не только могут, они это делают. Мы подписали примерно 30 соглашений о сотрудничестве с представителями власти российских регионов и региональными торговыми палатами. Например, последнее соглашение было подписано с губернатором Нижегородской области господином Шанцевым.

— Можете ли вы привести примеры инвестиционных контрактов, которые были заключены при помощи Палаты?

— Мы помогаем в установлении контактов. Мы не ведем переговоры, не работаем с контрактами, не являемся генеральными подрядчиками. Палата регулярно организует визиты в российские регионы для представителей французских компаний. Например, мы организовали поездку в Омск для представителей компаний Leroy Merlin, Shnider Electric с целью подписания соглашения с Омской областью, которое позволило Leroy Merlin открыть в регионе несколько месяцев назад магазин, а Shnider Electric открыли представительство в Омске.

— В деловых кругах каждой страны существуют особенности ведения бизнеса. Что нужно учитывать российским партнерам, работая с французами?

— Не россияне должны приспосабливаться к французам, а французы к россиянам, потому что мы работаем в России, а не во Франции. Конечно, русские ведут бизнес совершенно иначе, чем французы, и мы должны понять эти способы ведения бизнеса. На мой взгляд, у нас есть качество, совпадающее с российским менталитетом:  французы легко адаптируются к любой ситуации. Есть иностранцы, которые приходят в Россию с четко выработанными методиками, а дела у них не идут, они не могут приспособиться к России. У французов есть преимущество: умение адаптироваться к культуре другого народа.

— 2010 год — год России во Франции и Франции в России. Какие мероприятия проходят в рамках этого события?

— Их очень много. В общей сложности предусмотрено более 400 мероприятий в культурной сфере, а культура позволяет развивать отношения, в том числе и экономические. Я знал, что к этому событию во Франции серьезно готовятся, но и представить себе не мог, насколько прекрасно все будет.

Программа позволила французам и россиянам лучше понять друг друга. Российские делегации — в их числе представители и региональных правительств, и бизнес-сообщества — побывали во Франции, смогли узнать ее возможности с точки зрения инвестиций. Например, российская адвокатская компания организовала во Франции презентацию своих возможностей. Наша цель — умножать количество таких мероприятий и развивать наши отношения.

— Какие связи имеет Торгово-промышленная палата во Франции?

— Мы относимся к сети французских торговых палат, то есть имеем доступ во все торговые палаты Франции, которых более 240. У нас имеется связь с французскими властями, мы регулярно встречаемся с министрами и их советниками. Этого достаточно, чтобы помочь любой российской компании установить контакты с французскими властями или представителями французских деловых кругов.

— Наиболее развитые, налаженные коммерческие связи у России с Италией и Германией. С французами контакт идет немного сложнее, хотя исторически связь России и Франции очень сильна. Чем это можно объяснить?

— Мы говорим о различных типах инвестиций. В Италии большое количество малых предприятий. В Германии находятся крупные компании, по историческим причинам имеющие немалую долю присутствия в России. Французские компании — или очень крупные (Total, Renault, Ашан), или малые и средние предприятия, которые чуть больше итальянских и чуть меньше немецких. То есть у нас иная структура промышленности.

С 2009 года Франция перешла с девятого места на пятое в сфере инвестиций в Россию. У всех французских предприятий, являющихся членами нашей Палаты, есть планы сотрудничества с Россией несмотря на кризис. В частности, это видно в автомобилестроении: хотя эта отрасль наиболее сильно пострадала от кризиса во всем мире (везде инвестиции были резко сокращены), два автоконцерна продолжают инвестировать в Россию — Renault и Peugeot Citroёn. Сегодня французы доверяют российскому рынку. Очевидно, что успешное присутствие крупных французских компаний в России очень важно, потому что после них на рынок приходят компании малого и среднего бизнеса.

Французские компании работают в России, развивают свои амбициозные инвестиционные планы и понимают всю важность присутствия в вашей стране. Думаю, что французские бизнесмены должны продолжать инвестировать в Россию, но нужно, чтобы и россияне инвестировали во Францию, потому что это важная страна Евросоюза и большой рынок со множеством возможностей.

Поделиться