Анна Сергеевна КАРАСЕВА, руководитель юридической службы Центра исследований бюджетных отношений
Светлана Александровна ЛАНОВАЯ, старший аналитик Центра исследований бюджетных отношений
Принятие Федерального закона от 8 мая 2010 г. №
Распоряжением Правительства РФ от 5 марта 2010 г. №
1. Видов ОЦДИ в отношении федеральных бюджетных и автономных учреждений (срок — декабрь 2010 г.);
2. Перечней ОЦДИ (срок — 1 марта 2011 г.).
Кроме того, постановление Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 537 «О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения» (далее — Постановление № 537) предписывает федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя федерального бюджетного учреждения, не позднее 1 декабря 2010 года разработать и утвердить порядок согласования распоряжения ОЦДИ, закрепленным за федеральным бюджетным учреждением учредителем либо приобретенным федеральным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных его учредителем на приобретение такого имущества.
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Стоит напомнить, что категория ОЦДИ не является новеллой федерального законодательства. Еще в 2006 году с принятием Федерального закона от 3 ноября 2006 г. №
В развитие положений ч. 3 ст. 3 Закона №
Следует отметить, что перечисленные виды имущества не имеют единого критерия классификации, согласно которому они отнесены к ОЦДИ, поскольку первое причислено к таковому по количественному (стоимостному) признаку (более 500 тыс. руб.); второе носит скорее оценочный характер, поскольку существенность в каждом конкретном случае будет своя; третье — по порядку отчуждения (нормативному). ОЦДИ относится к имуществу, которым автономное учреждение не имеет права распоряжаться самостоятельно. В связи с этим можно отметить, что оценочный критерий в силу своей субъективности означает, что учредитель может при желании запретить учреждению самостоятельно распоряжаться любым закрепляемым за ним движимым имуществом, сочтя его таким, без которого выполнение учреждением своей деятельности существенно затруднится.
Пунктом 4 Постановления № 337 установлено, что порядок определения видов ОЦДИ автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, и на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, устанавливается соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления с учетом требований Постановления № 337 в части определения видов особо ценного движимого имущества федеральных автономных учреждений.
НОВАЦИИ ЗАКОНА № 83-ФЗ
В связи с совершенствованием правового положения государственных и муниципальных учреждений и принятием Закона №
С 1 января 2011 года изменятся правила отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории ОЦДИ. Для всех уровней государственной власти и местного самоуправления Правительство РФ установило новый порядок отнесения имущества к категории ОЦДИ. Во-первых, из п. 1 постановления Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного денежного имущества» (далее — Постановление № 538), устанавливающего такой порядок, следует, что определение видов ОЦДИ не будет обязательным, так как в отношении процесса по определению видов ОЦДИ используется формулировка «могут определяться». Кроме того, из п. 10.1 Плана мероприятий, утвержденного Распоряжением №
Во-вторых, из Постановления № 538 и п. 10.2 Плана мероприятий, утвержденного Распоряжением №
При определении перечня ОЦДИ необходимо руководствоваться критериями, установленными п. 4 Постановления № 538, исходя из содержания которого к ОЦДИ должны быть отнесены:
1 движимое имущество, балансовая стоимость которого должна быть установлена учредителем федерального учреждения или собственником имущества регионального или муниципального учреждения в пределах установленных Постановлением № 538 диапазонов. Так, в отношении федеральных учреждений этот диапазон составляет от 200 тыс. до 500 тыс. руб., в отношении учреждений, созданных субъектом РФ, — от 50 тыс. до 500 тыс. руб., в отношении муниципальных учреждений — от 50 тыс. до 200 тыс. руб. Например, к ОЦДИ на федеральном уровне относится федеральное имущество учреждений, балансовая стоимость которого превышает величину Х. Величина Х может находиться в пределах от 200 до 500 тыс. руб. Если величина Х, установленная учредителем, равна 200 тыс. руб., то все имущество учреждения дороже 200 тыс. руб. должно быть отнесено к ОЦДИ;
2 иное движимое имущество, без которого осуществление автономным или бюджетным учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено;
3 имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
При этом Постановление № 538 не содержит запрета (в отличие от действующего Постановления № 337) на отнесение имущества, приобретенного федеральным автономным учреждением за счет доходов, полученных от осуществляемой в соответствии с уставом деятельности, к категории ОЦДИ.
Несмотря на то что перечень критериев для отнесения имущества учреждений к категории ОЦДИ является исчерпывающим, возникает вопрос: должны эти критерии (или часть из них) применяться в совокупности или для отнесения имущества к ОЦДИ достаточно, чтобы имущество отвечало хотя бы одному из вышеприведенных критериев? Действующий порядок отнесения имущества к категории ОЦДИ, утвержденный Постановлением № 337, утратит силу с 1 января 2011 года.
В целом можно отметить, что законодатель распространил все вышеописанные существующие негативные моменты по определению ОЦДИ для автономных учреждений и на бюджетные учреждения. Кроме того, нововведения не слишком упростили процедуру отнесения имущества к ОЦДИ. Хотя федеральный орган государственной власти, на который возложено управление федеральным имуществом, больше не будет участвовать в определении его видов.
Закон №
ВЕДЕНИЕ ПЕРЕЧНЯ ОЦДИ — ПРОБЛЕМА?
Несомненно, что полноценная реализация положений федерального законодательства относительно ОЦДИ невозможна без нормативного закрепления четких и ясных процедур по ведению перечня ОЦДИ. Законодатель, четко установив, кто определяет перечни ОЦДИ (п. 12 ст. 9.2. Закона № 7-ФЗ,ч. 3.1. ст. 3 Закона №
Для практической деятельности учреждений и своевременного учета изменений, происходящих с составом государственного (муниципального) имущества, важен вопрос о том, в какой момент имуществу учреждений присваивается статус ОЦДИ. Обозначенный вопрос важен и с точки зрения финансирования государственного (муниципального) задания, учитывая, что финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным и автономным учреждениям должно осуществляться с учетом расходов на содержание в том числе и ОЦДИ (п. 6 ст. 9.2. новой редакции Закона №
Единственной имеющейся на сегодняшний день нормой, регламентирующей отдельные вопросы ведения перечня ОЦДИ, является следующее положение п. 5 Постановления № 538: «Ведение перечня особо ценного движимого имущества осуществляется бюджетным или автономным учреждением на основании сведений бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений о полном наименовании объекта, отнесенного в установленном порядке к особо ценному движимому имуществу, его балансовой стоимости и об инвентарном (учетном) номере (при его наличии)». Очевидно, что наличие такой нормы не только не снимает всех вышеобозначенных вопросов по ведению перечня ОЦДИ, но и порождает новые. В заключение необходимо отметить, что вопрос о ведении перечня вызвал много дискуссий, основной смысл которых сводился к необходимости упрощения процедуры ведения и внесения изменений в перечень ОЦДИ. В сложившейся ситуации представляется целесообразным подготовка методических рекомендаций Минфина России по вопросу выбора учредителями и/или учреждениями оптимальной схемы ведения перечня ОЦДИ.