Отбор и финансирование региональных инвестпроектов за счет инвестиционного фонда РФ ведется с 2008 года. В рамках такого партнерства частный инвестор создает бизнес, генерирующий поток налоговых поступлений в бюджет, а региональные власти обеспечивают необходимую предпринимателю инфраструктуру. Кризис скорректировал политику поддержки федеральных властей: недостаток средств испытывали все регионы, что сделало запрос на финансирование массовым.
Чтобы упорядочить инвестиционную политику губернаторов, Минрегионразвития в октябре 2010 года подготовило и утвердило в правительстве постановление, регламентирующее порядок распределения и предоставления субсидий на важные региональные проекты из инвестфонда. Однако документ еще до вступления в силу оказался в оппозиции к бюджетному законодательству.
Согласно постановлению правительства субсидии должны предоставляться при наличии в субъекте регионального инвестиционного фонда. В нем должна быть аккумулирована часть бюджетных средств, выделенных на реализацию инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства. По задумке Минрегиона подобные региональные инвестфонды должны заработать с 1 января 2012 года.
Между тем Бюджетный кодекс вообще не предусматривает наличия в субъектах собственных инвестфондов и регулирует правоотношения, возникающие только у федерального инвестфонда. С этим законодательным противоречием уже столкнулись некоторые регионы (в частности, Свердловская область), начавшие подготовку региональных законопроектов.
О проблеме знают в правительстве. Источник в Минфине, знакомый с ситуацией, подтвердил РБК daily, что бюджетная дисциплина и самостоятельность региона по формированию бюджета ограничивается закрытым перечнем полномочий. В них не входит право на создание фондов или программ, прямо не предусмотренных Бюджетным кодексом.
«Если до конца текущего года не будут внесены изменения в Бюджетный кодекс, то 2012 год ознаменуется остановкой рассмотрения региональных инвестиционных проектов за счет средств инвестфонда РФ, так как недоработка министерств приведет к невозможности исполнять ранее утвержденные правила», — поясняет член экспертного совета Центра развития ГЧП Элла Гимельберг.
В среднем годовой объем частных инвестиций в региональные проекты достигает 150 млрд руб. «Как показывает мой опыт работы с регионами, отказ в предоставлении бюджетных ассигнований инвестфондом РФ ставит точку в реализации проекта. Регионы не в состоянии брать всю нагрузку на свой бюджет. Следовательно, если деньги федерального инвестфонда не будут выделены, экономика страны недополучит инвестиции в среднем на 150 млрд руб.», — говорит г-жа Гимельберг.
«Правовая коллизия действительно имеет место. Некоторую аналогию составляют особые экономические зоны — они могут быть только федеральными. Создание некоторыми регионами подобных зон было опротестовано, процесс был свернут», — соглашается директор Центра стратегического планирования и развития государственных институтов АКГ «Развитие бизнес-систем» Владислав Кондратьев.
По мнению экспертов, проблема образовалась из-за недоработки на федеральном уровне. Чтобы выпутаться из нее, необходимы поправки к Бюджетному кодексу. Однако ведомства неохотно берут на себя эти обязательства. По словам источника в Минфине, законодательная инициатива в этом плане должна исходить от Минрегиона или Минэкономразвития.
«Проще говоря, Минфину в этом плане безразлично, что делает Минрегион. В отделе бюджетного законодательства Минфина мне сказали: пусть этим занимается прокуратура или Счетная палата. То есть чиновники предлагают подождать, когда проблема станет не гипотетической, а реальной», — рассказал РБК daily источник, столкнувшийся с проблемой.
«Ничего экстраординарного во внесении поправок в Бюджетный кодекс нет. Но ускорение процесса может быть затруднено тем, что заинтересованными в этом процессе выступают прежде всего регионы, а их лоббистские возможности в Госдуме далеко не безграничны», — разводит руками г-н Кондратьев.
Председатель комитета Госдумы по экономполитике и предпринимательству Евгений Федоров считает, что правовой коллизии не будет, как только этот вопрос будет решен на уровне законодательства. «Система инвестфондов формируется, и она будет оформлена законодательно. Региональные инвестфонды уже есть, только они работают через федеральный инвестфонд, — говорит он. — Дальнейшее совершенствование системы с использованием регионального финансирования должно быть запущено, и запущено оно должно быть через законодательство». По его словам, до конца 2011 года этот вопрос будет решен.