Версия для печати 6674 Материалы по теме
Долги регионов: опасная зона

долг
На сегодняшний день финансовое положение регионов остается достаточно сложным. С дефицитом исполнены консолидированные бюджеты 57 субъектов Российской Федерации. В таких условиях регионы не в состоянии в полной мере вести политику, направленную на эффективное развитие. Совещание на тему

«О проблемах долговой нагрузки на бюджеты отдельных субъектов Российской Федерации» прошло в Совете Федерации 12 сентября 2012 года.

Долги мешают развитию

Министр финансов Российской Федерации А. Г. Силуанов в своем выступлении говорил о том, что высокая долговая нагрузка заставляет регионы значительную часть ресурсов направлять на погашение и обслуживание долга. А это отвлекает их от решения текущих задач. Высокий уровень долга сам по себе не является предвестником неизбежного банкротства. Многое зависит от таких показателей, как его структура, соотношение необходимых выплат, целевое назначение заемных средств.

По состоянию на 1 августа 2012 года государственный долг субъектов Российской Федерации составил 1 111,1 млрд руб. (21,6 % от суммы налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ). В структуре долга субъектов наибольший удельный вес занимают обязательства по бюджетным кредитам — 412,6 млрд руб., или 37,1 % от общего объема. Долговые обязательства по ценным бумагам составляют 311,0 млрд руб. (28 %), обязательства по коммерческим кредитам — 257,8 млрд руб. (23,2 %), государственным гарантиям — 112,7 млрд руб. (10,2 %), долговые обязательства в иностранной валюте — 16,9 млрд руб. (1,5 %).

В структуре долговых обязательств по бюджетным кредитам 268,5 млрд руб. составляют кредиты для частичного покрытия дефицита бюджета. Бюджетные кредиты на финансовое обеспечение дорожного хозяйства составили 103,2 млрд руб., на ликвидацию последствий засухи — 21,9 млрд руб., на меры по поддержке многопрофильных муниципальных образований — 5,7 млрд руб., на реализацию комплексных программ содействия развитию дошкольных образовательных учреждений — 1,0 млрд руб. С начала года субъектами РФ осуществлено погашение бюджетных кредитов на сумму 54 млрд руб. Следует отметить, что погашение задолженности происходит согласно графику.

На сайте журнала есть подборка материалов, посвященных государственному долгу регионов. Ознакомиться с ней можно по ссылке.

В соответствии с Бюджетным кодексом предельный размер государственного долга субъекта не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов его бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. В настоящее время всеми субъектами данная норма соблюдается. Вместе с тем в 20 регионах объем государственного долга составляет более 50 % от суммы налоговых и неналоговых доходов региональных бюджетов. С учетом ст. 107 Бюджетного кодекса, согласно которой государственный долг субъектов может быть увеличен на сумму бюджетных кредитов, привлеченных от других бюджетов бюджетной системы, рубеж в 50 % от суммы налоговых и неналоговых доходов превысили Республика Мордовия, Костромская, Рязанская, Тверская, Вологодская, Астраханская и Саратовская области. Эти регионы являются наиболее проблемными с точки зрения долговой нагрузки.

Долг будет расти

Проверка нормативного правового обеспечения вопросов управления государственным долгом в ряде регионов показала, что положения бюджетного законодательства в настоящее время не предусматривают среди субъектов Федерации единого подхода к данному вопросу. Существуют различия в приоритетах проводимой регионами долговой политики. Зачастую она не имеет направленности на развитие, а выполняет задачи покрытия кассовых разрывов с целью финансирования наиболее социально значимых потребностей. В ряде субъектов отмечен необоснованно высокий удельный вес в структуре государственного долга коммерческих кредитов, что приводит к значительной доле процентных платежей в структуре расходов областных бюджетов.

В текущем году в рамках реализации решений Президента и Правительства Российской Федерации по повышению заработной платы работникам бюджетной сферы и исполнению переданных субъектам полномочий нагрузка на региональные бюджеты увеличилась. Кроме того, в 2012 году доходные источники были отвлечены на формирование региональных дорожных фондов. В настоящее время в связи с недостатком собственных доходных источников существуют риски, что субъекты Российской Федерации будут вынуждены обращаться за получением кредитов в коммерческие банки, в том числе и на осуществление текущих расходов. Кроме того, до сих пор не проработан механизм компенсации выпадающих доходов бюджетов. Принимая во внимание, что потенциал роста доходов у регионов сейчас ограничен, долговые обязательства к концу финансового года по оценке Счетной палаты Российской Федерации будут увеличиваться.

Нужен индивидуальный подход

Н. И. Меркушкин, губернатор Самарской области (до мая 2012 года был Президентом Республики Мордовия), в своем выступлении обратил внимание на то, что ситуацию в Мордовии не стоит оценивать однобоко. Во всем мире сельское хозяйство является дотационной отраслью. За последние 15–17 лет объемы сельхозпроизводства в Мордовии выросли в восемь раз. Если бы оно осталось на прежнем уровне, каждый год бюджет бы экономил 7 млрд руб. Мордовия может рассчитаться с кредитами. Но для этого придется 2/3 поголовья, произведенного за эти годы, пустить под нож. В этом случае многолетнее развитие сельскохозяйственной отрасли в Республике Мордовия окажется бессмысленным.

А. В. Островский, губернатор Смоленской области, в своем выступлении отметил, что в вопросе долговой нагрузки равнозначный подход ко всем субъектам Федерации недопустим. В частности, является большим упущением, что в благополучной Москве и Смоленской области, где экономическая ситуация существенно хуже, налог на прибыль одинаковый. По мнению А. В. Островского, для того чтобы наладить экономику таких субъектов, как Смоленская область, необходимо по ряду крупных инвестиционных проектов, которые дают серьезный подъем на рынке региона, стремиться к обнулению этого налога. То же самое касается единого сельскохозяйственного налога. В разных регионах условия для ведения сельского хозяйства неодинаковы. В зависимости от почв и климатических условий количество собираемого урожая может отличаться в разы. Соответственно разным должен быть и налог. Именно такой подход позволит регионам в полной мере реализовать свой потенциал и добиться экономического роста.

А. Ю. Дрозденко, губернатор Ленинградской области, говорил о том, что сегодня часть долговой нагрузки субъектов связана с выполнением ими публичных обязательств, в том числе в области социальной политики. Привлечение финансовых средств, которые потом будут возвращаться в виде доходных источников в бюджет, — это нормальный процесс. Но большинство субъектов берет кредиты и закладывает дефицит бюджета для погашения финансовых разрывов с целью финансирования социально значимых расходов бюджета. Пока Правительством и субъектами Российской Федерации не будут выработаны единые «правила игры» по выполнению взаимных обязательств, не удастся выбраться из процесса постоянного кредитования.

А. В. Смирнов, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, в своем выступлении сказал, что в отношении долговой нагрузки среди субъектов Федерации нет системных «нарушителей», надолго выходящих за рамки норм Бюджетного кодекса. Разные регионы периодически попадают в «опасную зону», когда возникает ситуация, связанная с наращиванием долгов. То есть можно сделать вывод, что системных рисков и явлений в долговой политике субъектов нет. Но существует общая тенденция роста госдолга, которая не может не вызывать беспокойства.


Поделиться