XVII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»
6 июня 2024 года
Версия для печати 2281 Материалы по теме
Как повысить стабильность и качество работы государственных информационных систем в 57 раз?

Такой вопрос поставили перед руководителями компании Перфоманс Лаб (http://www.performance-lab.ru) и проекта ГОСТЕСТ (http://www.gos-test.ru/) министры и директора департаментов информатизации ряда субъектов РФ.

Проект ГОСТЕСТ был создан специально, чтобы помочь руководству ИТ-департаментов региональных министерств и ведомств, а также сотрудникам федеральных органов власти, отвечающих за функционирование АИС, обеспечить высокое качество работоспособности государственных ИТ-систем и электронных услуг.

Стандартный подход при создании и развитии государственных АИС и сервисов использует схему взаимодействия «Заказчик-Разработчик». При таком подходе Разработчик сам тестирует написанное ПО на наличие ошибок и дефектов, а Заказчик проводит и организует приемо-сдаточные испытания.

Такой вариант отработан и практикуется в госсекторе уже много лет, однако он содержит ряд системных проблем:

1. Программу-методику испытаний готовит разработчик, поэтому она содержит только тот функционал, который точно работает, однако большая часть функций может вообще не проверяться либо проверяться поверхностно. В начале промышленной эксплуатации пользователи могут столкнуться со сбоями, отказами и «зависанием» важных форм или окон программы. Хуже, если система вообще отказывается работать.

2. У заказчика отсутствуют ресурсы и необходимые экспертизы для проведения полнофункциональных тестов. Зачастую, при приемке не проводятся тесты на производительность, безопасность, интеграционное взаимодействие со смежными системами и на usability (удобство использования). Все это грозит Заказчику серьезными финансовыми потерями и репутационными рисками.

3. Мотивация Разработчика на поиск дефектов и ошибок в собственном коде минимальна. Ведь найденные дефекты придется исправлять, а это естественное увеличение затрат на разработку проекта. Мотивация Заказчика выше, — ведь он отвечает за результат. Но глубокая компетенция и специальные знания по проведению комплексного тестирования обычно у представителей Заказчика отсутствуют.

Свежий подход и новую схему работы предлагают профессиональные инженеры-тестировщики из команды ГОСТЕСТ.

Гостест

Это парадигма Независимого обеспечения качества — когда в стандартный механизм разработки-приемки интегрируется третья сторона. Профессиональный Тестировщик. Именно он теперь несет ответственность за качество и отсутствие дефектов в продуктивной среде, причем ответственность — финансовую.

Разработчик, как и раньше, пишет код. Заказчик — проводит приемку систем. Но тестированием и поиском ошибок, а также проведением и организацией испытаний занимается Тестировщик.

Результаты применения этого подхода уже опробовали на практике такие организации как ДИТ г. Москвы, ОАО Универсальная Электронная Карта, ряд Министерств и Департаментов информатизации ряда регионов РФ. Все они рекомендуют использовать новую парадигму обеспечения качества и делятся отзывами на портале ГОСТЕСТ www.gos-test.ru.

Электронные государственные услуги уже плотно вошли в нашу жизнь и многие ведомства и органы власти выполнили работы по их публикации на порталы госуслуг. Граждане все активнее пользуются этим сервисом, он удобен. Электронная услуга не требует стоять в очередях, порой результат можно получить сразу с помощью электронной почты.

Но как проверить, работает ли сервис в режиме реального времени? Вдруг прямо сейчас человек пытается подать заявку на прием к врачу или записать ребенка в детсад, а услуга недоступна? Для получения актуального статуса работоспособности электронной госуслуги компания Перфоманс Лаб подготовила специальное решение — «Мониторинг работоспообности госуслуг в режиме реального времени».

Программное обеспечение построено по модели SaaS и позволяет сотрудникам министерств и ведомств, ответственных за информатизацию, получать свежую информацию о функционировании порталов госуслуг и электронных сервисов органов власти.
Каждый желающий может оставить заявку на получение демо-доступа к системе по адресу: http://monitor.gos-test.ru/
Первые подключившиеся к данному сервису регионы и ведомства уже повысили стабильность и повышение качества работы своих информационных систем в десятки раз.
Подробнее о мониторинге вы можете узнать из доклада руководителя проекта ГОСТЕСТ Гордейчука Павла Александровича, который он представил на прошедшем в этот четверг 26.09.13 форуме ИКТ в государственном секторе — http://www.performance-lab.ru.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно