Версия для печати 6681 Материалы по теме
костыгов
В Вологодской области есть множество вопросов, требующих неусыпного внимания региональных властей, – это и реализация Федерального закона № 131-ФЗ, и подготовка специалистов муниципальной службы для муниципальных образований региона, и многое другое.
Николай КОСТЫГОВ, вице-губернатор Вологодской области

С 1 января 2006 г. в соответствии с законом области «Об особенностях осуществления местного самоуправления в Вологодской области в переходный период» реформа местного самоуправления реализуется на территории региона в полном объеме.
Все вновь образованные МО имеют бюджеты. Всего на 2007 г. в области принято 372 местных бюджета, в том числе 26 бюджетов муниципальных районов, два бюджета городских округов, 22 бюджета городских поселений и 322 бюджета сельских поселений. Все бюджеты области на 2007 г. приняты до начала бюджетного года.

На сайте журнала есть библиотека статей, посвященная реформе местного самоуправления. Ознакомиться со списком материалов можно здесь.

Из 372 бюджетов бездотационными являются бюджеты пяти муниципальных районов, городских округов Вологда и Череповец и четырех сельских поселений. Полномочия по формированию проектов бюджетов передали на уровень муниципального района 233 поселения, из которых 232 сельских и одно городское.
В целях реализации Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и для обеспечения эффективного функционирования местного самоуправления правительство области совместно с Северо-Западной академией государственной службы (Санкт-Петербург) и ее филиалом в Вологде проводит планомерную работу по подготовке специалистов муниципальной службы. В частности, в сентябре-октябре 2005 г. было организовано обучение глав сельских и городских поселений области. Обучение проводилось в рамках 72-часовых программ повышения квалификации по теме «Местное самоуправление: проблемы и тенденции развития», по окончании курса слушателям были выданы удостоверения о повышении квалификации государственного образца.
Программа курсов формировалась с учетом анализа практики реализации реформы местного самоуправления, который выявил необходимость уточнения и развития норм федерального закона в соответствии с потребностями правоприменительной практики, что позволит эффективнее выполнять положения федерального закона и повысить качество исполнения органами местного самоуправления возложенных на них полномочий.
21 декабря 2005 г. губернатор области издал распоряжение № 2103-р «Об организации в 2006 г. курсов повышения квалификации для заместителей глав поселений и муниципальных служащих вновь образованных муниципальных образований области». Утвержден график обучения, сформированы 40 групп повышения квалификации. По 72-часовым учебным программам повышения квалификации прошли обучение:
– 312 заместителей глав поселений области (тема «Организационные и правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации»);
– 304 специалиста по управлению муниципальной собственностью и землеустройству (тема «Управление и распоряжение муниципальным имуществом, регулированием земельных отношений»);
– 286 специалистов по бухгалтерскому учету (тема «Бухгалтерский учет и отчетность в бюджетных организациях»);
– 228 специалистов по финансовым вопросам (тема «Финансы муниципального образования: бюджетный процесс и межбюджетные отношения»).
Учебными планами предусматривались:
– базовая подготовка – изучение основополагающих принципов муниципального управления, психологии профессиональной деятельности;
– общая специальная подготовка – овладение методологическими, организационными и правовыми основами деятельности заместителя главы муниципального образования;
– прикладная подготовка – освоение конкретных технологий, приобретение практических навыков и умений в правовом и организационном обеспечении полномочий и выполнении должностных обязанностей.
Модель проведения курсов – лекции и практикумы, включающие теоретическую информацию по рассматриваемой проблеме, выявление и корректировка уровня знаний слушателей, вооружение их практическими навыками и умениями. Кроме того, уделялось внимание изучению действующего законодательства о местном самоуправлении Российской Федерации, Вологодской области, анализу полномочий органов местного самоуправления в сфере межбюджетных, земельных, налоговых, трудовых отношений, социально-экономического состояния и тенденций развития муниципальных образований, рассмотрению теоретических основ и практики работы органов местного самоуправления по различным направлениям деятельности. Для слушателей курсов были проведены социально-психологические тренинги, ориентированные на выработку навыков делового общения и развитие специальных умений анализа ситуаций.
 В 2005 г. прошли обучение 1 152 муниципальных служащих, в том числе:
– на краткосрочных семинарах – 806 человек, из них 70 глав муниципальных образований;
– на курсах повышении квалификации – 346 человек, из них 330 глав муниципальных образований.
В 2006 г. прошли обучение 1 733 муниципальных служащих, в том числе:
– на краткосрочных семинарах – 603 человека, из них 29 глав муниципальных образований, 20 председателей представительных органов муниципальных образований;
– на курсах повышения квалификации – 1 130 человек.
В 2007 г. прошли обучение 830 муниципальных служащих, в том числе:
– на краткосрочных семинарах – 810 человек, из них 294 главы муниципальных образований, 14 председателей представительных органов муниципальных образований;
– на курсах повышения квалификации – 20 муниципальных служащих, из них 8 глав муниципальных образований.
До конца текущего года планируется обучить 1,5 тыс. муниципальных служащих, в том числе 372 главы муниципальных образований. И этот процесс продолжается.
Разграничение имущества между муниципальным районом и входящими в его состав поселениями осуществляется законами области и должно завершиться к 1 января 2009 г. На переходный период, то есть до момента возникновения права собственности, органы местного самоуправления районов обеспечили передачу имущества органам местного самоуправления соответствующих поселений на праве безвозмездного пользования.
Департамент имущественных отношений области разработал и согласовал со всеми заинтересованными отраслевыми органами и органами местного самоуправления районов график подготовки проектов законов области о разграничении муниципального имущества. Все перечни принимаются департаментом по мере поступления от органов местного самоуправления районов и городских и сельских поселений области при наличии соответствующих документов.
Оформление передачи недвижимого имущества в собственность поселения осуществляется только при предоставлении документов, на основании которых может быть проведена государственная регистрация перехода права собственности на имущество, в том числе технических паспортов на объекты недвижимости. Одной из проблем, тормозящих процесс предоставления материалов на рассмотрение, является отсутствие правоустанавливающих документов. В таких случаях департамент рекомендует обращаться в арбитражный суд с иском о признании права собственности района на соответствующее имущество.
Органы местного самоуправления муниципальных районов, городских и сельских поселений области сознают важность технической инвентаризации объектов и оформления права собственности на них. Правительство области оказывает финансовую помощь муниципальным районам с целью проведения технической инвентаризации объектов недвижимости, подлежащих передаче.
С начала функционирования органов местного самоуправления муниципальных образований области одной из главных проблем стало наличие подготовленных специалистов в сфере управления имуществом, поскольку решение многих вопросов зависит от способности гражданских служащих действовать эффективно и компетентно. Департаментом имущественных отношений области совместно с другими ведомствами регулярно проводятся семинары-совещания со специалистами по управлению муниципальным имуществом районов и поселений, обмен опытом с выездом в конкретные муниципальные образования. Сотрудники департамента постоянно проводят консультации по вопросам разграничения муниципального имущества, реализации положений Федерального закона № 131-ФЗ.
На 2007 г. собственные доходы бюджетов муниципальных образований прогнозируются в сумме 7 млрд руб., в том числе 4,7 млрд – бюджеты городских округов, 1,9 млрд – бюджеты муниципальных районов, 0,4 млрд – бюджеты поселений. В текущем году дотации из регионального фонда финансовой поддержки бюджетам муниципальных районов и городских округов замещаются доходными источниками по дифференцированным нормативам отчислений в сумме 1,9 млрд руб. По сравнению с 2006 г. сумма передаваемых из областного бюджета средств в виде дополнительных нормативов отчислений по налогам и сборам увеличится в 1,7 раза, или на 0,8 млрд руб.
Согласно бюджетному законодательству средства, полученные муниципальным районом (городским округом) по дополнительным нормативам отчислений от налогов сверх объема расчетной дотации из регионального фонда финансовой поддержки, не подлежат изъятию в бюджет субъекта РФ и/или учету при последующем распределении финансовой помощи местным бюджетам. Поэтому передача доходных источников позволит не только сократить дотационность местных бюджетов и преодолеть иждивенческий характер функционирования бюджетов муниципальных образований, но и стимулировать местные органы власти к созданию условий по наращиванию доходного потенциала и социально-экономическому развитию территорий городов и районов области, обеспечить стабильность и устойчивость доходной базы местных бюджетов.
Кадастровая оценка земли зависит от ее качества, плодородия и технических свойств, местоположения, от оценочной продуктивности в расчете на 1 га, от средней урожайности. В Вологодской области данные показатели ниже среднего уровня, поэтому кадастровая стоимость земель невысока. Введение с 1 января 2006 г. нового порядка исчисления земельного налога в зависимости от кадастровой стоимости земельных участков сократило поступления от данного доходного источника в местные бюджеты области в прошлом году по сравнению с 2005 г. практически на треть – на 176,3 млн руб. В целях укрепления доходной базы поселений необходимо ускорить разработку порядка индексации кадастровой оценки земель и ее периодичности.
Из 372 бюджетов бездотационными являются бюджеты пяти муниципальных районов: Вытегорского, Кадуйского, Чагодощенского, Шекснинского, Череповецкого, а также городских округов Вологда и Череповец. В 2007 г. бездотационными являются четыре поселения: Ростиловское Грязовецкого муниципального района, Погореловское Тотемского муниципального района, Нелазское Череповецкого муниципального района и Никольское Шекснинского муниципального района.
В областном бюджете на 2007 г. сохранены региональные фонды:
– финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) и финансовой поддержки поселений для выравнивания бюджетной обеспеченности местных бюджетов;
– сбалансированности местных бюджетов для оказания дополнительной поддержки местным бюджетам и обеспечения их сбалансированности;
– софинансирования социальных расходов для долевого финансирования социально значимых расходов;
– компенсаций для финансового обеспечения переданных муниципальным образованиям отдельных государственных полномочий.
Положительным результатом реформы явилось то, что бюджеты поселений самостоятельно стали распоряжаться финансовыми ресурсами. Городские и сельские поселения стали активнее заниматься вопросами благоустройства территорий, капитального ремонта жилищного фонда, принятием первичных мер пожарной безопасности – то есть теми вопросами, которые раньше практически не решались. У местных органов власти появилась заинтересованность в наращивании доходной базы собственных бюджетов в целях реализации возложенных на них полномочий в полном объеме.

Справка «Бюджета»

Николай Владимирович КОСТЫГОВ, вице-губернатор Вологодской области
Родился 7 февраля 1949 г.
В 1973 г. окончил факультет иностранных языков Вологодского государственного педагогического института, в 1999 г. – Российскую академию государственной службы при Президенте РФ.
В 1973–1974 гг. проходил стажировку в Кембриджском университете (Великобритания).
1974–1982 гг. – учитель английского языка, директор школы, начальник городского отдела народного образования Вологды.
1986–1991 гг. – заместитель председателя городского Совета народных депутатов Вологды.
1991–1996 гг. – руководитель Вологодского областного центра внешнеэкономических связей.
1996–2006 гг. – первый заместитель губернатора Вологодской области.
С 2006 г. по настоящее время – вице-губернатор Вологодской области.
Член межведомственного совета по защите информации при Управлении Федеральной службы по техническому и экспортному контролю России по Северо-Западному федеральному округу, а также координационного совета по кадровым вопросам, государственным наградам и государственной службе при Полномочном представителе Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе.

Журнал "Бюджет" №9 сентябрь 2007 г.

Поделиться