Версия для печати 3325 Материалы по теме
Финансовый рынок в новых условиях

Основной темой ежегодного международного финансового форума «Мосинтерфин-2013» должны были стать изменения в регулировании финансовых рынков в связи с появлением мегарегулятора — Центробанка, взявшего на себя функции расформированной ФСФР. Тем не менее на нем удалось обсудить более широкую повестку, включившую общие вопросы развития финансовой системы и повышения инвестиционной привлекательности России.

О роли финансового рынка

Время для дискуссии оказалось удачным: в мире наблюдается почти повсеместное снижение темпов экономического роста и лишь ведущие экономики делают робкие попытки выйти на приемлемую траекторию развития. «В общей непростой макроэкономической ситуации нам нужно выработать свою линию и ответить на вызовы, которые стоят перед экономиками стран. Нам нужен свой путь привлечения инвестиций, структурных реформ, который будет адекватен нынешней ситуации и направлен на поддержку темпов роста экономики», — подчеркнул министр финансов России А. Г. Силуанов, открывая пленарное заседание форума. По его словам, в 2014 году Правительство РФ намерено добиться роста ВВП на уровне порядка 3%, что является весьма непростой задачей, если учесть, что в текущем году этот показатель вряд ли превысит 1,8%. Министр вновь повторил известную, но оттого не менее актуальную истину: факторы, в недавнем прошлом обеспечивавшие российской экономике возможности для роста — увеличение загрузки мощностей, повышение мировых цен на нефть, себя исчерпали. Необходимо готовиться к тому, что сырьевая конъюнктура не только не будет улучшаться, но, возможно, даже ухудшится.

По мысли Силуанова, именно качественные финансовые механизмы и финансовое регулирование, нормальное экономическое и законодательное пространство, институты, обеспечивающие защиту и доходность инвестиций, вкладываемых в Россию, могут привлечь ресурсы как внутренних, так и иностранных инвесторов. «В этой связи вопрос создания финансового регулятора крайне важен. Доверие к финансовым институтам порождает и доверие к общей экономической политике государства», — отметил министр. Он также упомянул о необходимости трансформации сбережений населения в инвестиции. Для этого потребуется совершенствовать регулирование банковского сектора, деятельности НПФ и страховых организаций, которые и призваны генерировать «длинные» деньги.

Как заметил первый заместитель Председателя Банка России, руководитель Службы Банка России по финансовым рынкам С. А. Швецов, во всех развитых экономиках вклад финансового рынка в ВВП огромен. От того, насколько правильно он работает, зависит доступность инвестиций для предприятий и благополучие граждан как в активной фазе жизни, так и на этапе выхода на пенсию. Одна из его функций — защита финансовой стабильности, потому что глубокий финансовый рынок способен сглаживать разно­образные внешние шоки. «Мы как мегарегулятор начали с того, что обратились к СРО, к участникам рынка, чтобы они сообщили о тех приоритетах, которые видят в развитии финансового рынка, — подчеркнул Швецов. — Наивно думать, что Центробанк даже совместно с правительством способен принять все решения, реализовать все планы. Поэтому участие самого рынка в их выработке является непременным условием успеха».

Плата за стабильность

Советник Президента РФ, заместитель генерального секретаря Евразийского экономического сообщества С. Ю. Глазьев положительно оценивает перспективы развития экономического сотрудничества России со странами СНГ и некоторыми другими государствами, однако отметил, что удручающая структура нашего экспорта не дает ощутить все преимущества такой кооперации. Он также подчеркнул, что замедление экономического роста затронуло все евразийское пространство. Эти процессы Глазьев связывает с переходом от одного экономического уклада к другому, что всегда сопровождается ростом диспропорций и снижением экономической активности в традиционных сферах деятельности. Со временем этот процесс компенсируется ростом активности на новых направлениях. Так, сегодня уже бурно растут нано- и биотехнологии, информационные технологии. Искусство политики развития в переходный период заключается в концентрации ресурсов на этих перспективных направлениях, считает Глазьев. Он также заявил о необходимости увеличить срок рефинансирования кредитных организаций Банком России, который в настоящее время ограничен одним годом, до 3—
4 лет. Участники рынка станут ориентироваться на «длинные» деньги, что будет в большей степени соответствовать потребностям производственного цикла.

Минфин России идею увеличения сроков рефинансирования банков не поддерживает. «Длинное рефинансирование может быть и способствовало бы дополнительной ликвидности банков, но это не значит, что появятся хорошие проекты, хорошие заемщики. Надо работать над тем, чтобы генерировать качественные проекты», — отметил Силуанов, добавив, что менять политику Центробанка в настоящее время нецелесообразно. Министр финансов высказался и по другой теме, затронутой советником президента, — инвестированию нефтегазовых резервов. «Если мы будем вкладывать нефтегазовые доходы, формирующие Фонд национального благосостояния, в нашу экономику, то никакой контрциклической политики не получится. Где мы возьмем деньги в случае необходимости? Вытаскивать их из реализуемых проектов невозможно, а бумаги российских эмитентов попросту не будут ничего стоить. Говорят, что мы занимаем деньги дороже, чем размещаем. Но такова плата за нашу стабильность. Зависимость России от нефти и газа создает необходимость хеджирования рисков, а это в первую очередь означает создание резервов и их размещение в высоколиквидные быстрореализуемые активы», — объяснил Силуанов.

Резервы роста

По мнению Глазьева, значительный инвестиционный резерв кроется в борьбе с оттоком капитала, который составляет 50–60 млрд долл. ежегодно. «После отмены валютного контроля наша экономика превратилась в неэквивалетную систему сообщающихся с офшорными зонами сосудов. У нас постоянно идет круговорот капитала с офшорами, объем которого составляет 400 миллиардов долларов в год», — отметил он. В свою очередь президент РСПП А. Н. Шохин напомнил, что Россия уже присоединилась ко всем международным инициативам в области деофшоризации экономики. «Борьба с размыванием налоговой базы и ее перемещением за пределы страны происхождения волнует сегодня все страны. В офшорах „гуляет“ от 20 до 30 триллионов долларов. Все страны жаждут вернуть эти деньги», — сказал Шохин. Коснувшись более широкой темы улучшения инвестклимата, он обратил внимание на то, что последние инициативы этому никак не способствуют. «На прошлой неделе в Госдуму внесен проект, возвращающий правоохранительным органам право проводить налоговые проверки. Это улучшит инвестиционный климат? Вряд ли. Сократит ли вывод в офшоры? Не думаю», — заметил Шохин.

Заместитель министра финансов РФ А. В. Моисеев считает, что финансовой системе пока не хватает эффективных механизмов распределения ресурсов. «У нас есть банковская система, но ее роль достаточно ограниченна. Надлежит повысить роль небанковских финансовых ресурсов, которые должны стать источником „длинных“ денег. Это может быть 3–4 года, а может быть 20–30 и даже 100 лет. В мире есть пример выпуска облигаций даже на тысячу лет. Они были размещены, и на них был спрос», — сказал замминистра. Он также перечислил факторы, от которых зависит нормальная работа финансового рынка. Среди них качественное регулирование этого рынка, глобальная кооперация (поскольку «местечковые» финансовые рынки нежизнеспособны), наличие мегарегулятора, способного навести порядок на небанковском рынке, и, наконец, инвестиции, в частности создание большого блока внутренних розничных инвесторов.

Помимо пленарного заседания, на котором состоялась довольно содержательная дискуссия, форум вместил несколько тематических мероприятий. Так, было организовано несколько круглых столов, посвященных налогообложению на финансовых рынках, формированию «длинных» денег, стимулированию инвестиций, перспективам развития инновационной экономики и формированию спроса на высокотехнологичную российскую продукцию, профессиональной сертификации финансистов, другим вопросам. Кроме того, в рамках форума прошла специальная отраслевая конференция, на которой рассматривалась проблема финансирования строительных проектов в Сибири и на Дальнем Востоке.

Ранее

Бюджет 2014 года не является самым жестким — Татьяна Голикова

Что обещает консервативный диагноз для экономики России?

Региональные бюджеты-2014 борются с дефицитами и долгами

Обзор законодательства. Изменения в госзакупках и налог на богатых

Поделиться