Галина Максимовна КУЛАЧЕНКО, министр финансов Свердловской области: важность перехода к программному бюджету отмечается в бюджетных посланиях Президента РФ и директивных документах федеральных органов власти. По мнению автора статьи, применение программно-целевого метода наиболее актуально именно в настоящее время — в условиях снижения деловой активности, сокращения доходных источников бюджета и принятия дополнительных расходных обязательств.
Предпосылки перехода к программному бюджету
Свердловская область не единственный регион страны, который определяет предпосылки для перехода к программному бюджету. Одна из основных предпосылок — стратегическое планирование слабо увязано с бюджетным в части заявленных целей, задач, мероприятий и результатов реализуемых в области целевых программ. Отсутствие четко регламентированного механизма формирования программ приводит к появлению широкого спектра программных документов, носящих в том числе стратегический характер, — комплексных программ, региональных и областных программ, многие из которых не находят отражения в бюджете. Кроме того, разрабатываемые и реализуемые государственные задания на деле не являются инструментами реализации программ и не соответствуют принципу оплаты за фактически выполненные услуги — по сути производится финансирование по сметам. Это в первую очередь связано с тем, что сегодня ведомственные перечни услуг зачастую являются перечислением функций или видов деятельности учреждений без конкретной детализации на услуги, которые непосредственно оказываются потребителям.
На решение этих проблем, а также на повышение открытости и прозрачности бюджетного процесса для общества и направлено внедрение программного бюджета. Ведь принципами программно-целевого метода планирования бюджета как раз и являются определение целей и приоритетов — уже под них производится распределение ресурсов и подбор адекватных количественных и качественных показателей; принцип персональной ответственности — за каждую цель (задачу), а значит, и за каждую государственную программу и подпрограмму отвечает один орган исполнительной власти; оплата государственного задания — за фактически оказанные услуги; упрощение структуры бюджета, повышение его прозрачности и доступности для граждан.
Рабочая группа
Для повышения доли программных расходов бюджета, обеспечения увязки программ со стратегией развития региона, повышения качества оказываемых услуг и формирования госзаданий во второй половине 2012 года правительством Свердловской области были изменены подходы к использованию программно-целевого метода. Необходимо отметить, что в процессе реформирования участвуют ГРБС регионального уровня и муниципальные образования.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала «Бюджет»
Оформить подписку Войти