В начале 2014 года в России должна появиться новая структура-инструмент поддержки среднего бизнеса — Федеральный гарантийный фонд (ФГФ). О создании такой небанковской депозитно-кредитной государственной организации как в кабинете министров, так и в экспертном сообществе говорят давно, идея возникла в ходе выполнения правительством поручения президента Владимира Путина обеспечить дополнительную поддержку малому и среднему бизнесу, сообщают «Ведомости».
Федеральный гарантийный фонд станет продолжением созданной Минэкономразвития системы региональных гарантийных фондов, которые предоставляют гарантии под кредиты для малых предприятий. Цель ФГФ — ежегодно обеспечивать гарантиями не менее 5% всех инвестиционных кредитов среднего бизнеса, пишет издание. «Региональные гарантийные организации заточены под выдачу гарантий малым и микропредприятиям, то есть по кредитам до 100 млн рублей. А ФГФ даст возможность получать гарантии среднему бизнесу, у которого, как правило, нет залогов и которому нужны кредиты до 1,5 млрд рублей, например, на строительство завода», — цитирует газета руководителя проектов «Деловой России» Анастасии Алехнович. Гарантийные механизмы создаются для того, чтобы решить проблему залогового обеспечения кредитов — когда недостаточно «классического» ликвидного обеспечения, например, в виде недвижимого имущества. Подобные инструменты активно применяются в Европе и США, объясняет член правления-зампред ВЭБа Михаил Копейкин.
По оценкам представителей Минэкономики, уставный капитал в размере 10 млрд рублей позволит ФГФ выдать до 60 млрд гарантий за пять лет, что даст возможность привлечь кредиты на 120 млрд руб. Значит, на капитал в 30 млрд рублей Фонд сможет выдать до 180 млрд гарантий за пять лет, а бизнес получит возможность привлечь кредиты на сумму в 360 млрд руб.
Относительно же ресурсов ФГФ сегодня возникают межведомственные споры. В августе первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил Минфину и Минэкономики предусмотреть в бюджете на 2014 год 10 млрд рублей, а на 2015 год 20 млрд рублей и направить их в уставный капитал фонда. Сегодня в МЭР заявляют, что средства зарезервированы, а в Минфине сообщают, что нет. Получается, что 10 млрд на 2014 год появятся путем перераспределения расходов бюджета.
«Ведомости» ссылаются на письмо за подписью замминистра финансов Андрея Иванова, в котором говорится, что ведомство не поддерживает одобренный правительством проект формирования Фонда на госсредства — предлагается капитализировать его за счет коммерческих банков, опираясь на зарубежный опыт. Такая инициатива Минфина не нашла поддержки. Так, в «ОПОРЕ России» сочли ее нелогичной, ведь ФГФ рассматривается как государственный институт развития, то есть, его функции не могут выполняться частным сектором, объяснил вице-президент союза Михаил Мамут. Во всех странах ОЭСР государства финансируют гарантийные организации через прямое участие в капитале.
Впрочем, это уже не первый случай, когда обеспечение средств, запланированных на поддержку малого и среднего бизнеса, блокируется Минфином. Полтора месяца назад история с выделением на эти цели 200 млрд рублей из Фонда национального благосостояния закончилась отказом министра Антона Силуанова выделить и 100 млрд. Таким образом, под вопрос поставлена реализация программы по стимулированию экономического роста, в основе которой как раз лежит поддержка предпринимательства.
Ранее
Обзор законодательства. Индексация зарплат и штрафы по госзакупкам
Госбюджет в 2014 году сэкономит 31 млрд за счет зарплат чиновников и силовиков
Успехи демографической политики вскрыли проблему детских садов
Реализация «майских указов» требует форсированно-целевого сценария роста ВВП — Улюкаев