№12 Декабрь 2013 — 15 декабря 2013

Перезагрузка: подготовка к работе в 2014 году

Версия для печати 2935 Материалы по теме
Перезагрузка: подготовка к работе в 2014 году

В Москве прошел ежегодный семинар Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации (Росграница) на тему «Практи­ческие вопросы управления государственными финансами при выполнении бюджетными учреждениями функций по обустройству государственной границы». Открыл его Виктор Николаевич ЗОТОВ, заместитель руководителя Росграницы.

На трехдневном семинаре, участниками которого стали специалисты финансовых служб Федерального агентства и подведомственного ему ФГКУ «Росгранстрой», поднимались самые актуальные для их работы в будущем году темы. Представители Министерства финансов РФ, Федерального казначейства, ФАС и Финансового университета при Правительстве РФ рассказали присутствующим об основных направлениях и принципах бюджетной политики, о главных задачах, стоящих перед участниками бюджетного процесса, в рамках ее реализации в 2014 году, ознакомили с изменениями бюджетного законодательства и законодательства о госучреждениях. Были изучены такие темы, как нормативно-правовое регулирование бюджетного учета, отчетности и классификация в 2013 и 2014 годах, рассмотрены вопросы организации кассового обслуживания и реализации Федерального закона № 83-ФЗ, порядок организации кассового обслуживания казенных учреждений, а также санкционирование их расходов. Не обошли вниманием и практику применения нормативных правовых документов при осуществлении контрольно-ревизионных функций органами контроля и надзора, вопросы реализации внутреннего контроля и аудита. Целый день был посвящен теме реформирования бюджетной классификации РФ, программной классификации целевых статей, видам расходов, а также рекомендациям по применению приказа Минфина России № 173н и проч.

О тенденциях развития законодательства о размещении заказов, нюансах Федерального закона № 44-ФЗ, рисках, которые ожидают всех участников госзаказа в ближайшее время, рассказал А. Ю. Лобов, заместитель начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России. Он же дал практические рекомендации государственным и муниципальным заказчикам по подготовке возражений и выступлений в ФАС России.

Смена терминологии в связи с переходом с Закона № 94-ФЗ на Закон № 44-ФЗ (размещение заказа — закупка, участник размещения заказа — участник закупки, открытый аукцион в электронной форме — электронный аукцион и проч.) повлечет за собой соответствующие изменения на рынке госзаказа. С 1 января 2014 года кардинально изменится вся судебная практика, в том числе и Высшего арбитражного суда, которая складывалась в течение семи последних лет. К слову, первых решений Высшего арбитражного суда по глобальным вопросам реализации Закона № 94-ФЗ — кто является участником размещения заказа, кто может подавать жалобу в контролирующий орган, как реагировать на те или иные нарушения и проч. — ждали порядка пяти лет.

Сейчас завершается работа над подзаконными актами к Закону № 44-ФЗ. В ближайшее время все они будут подписаны, основные концептуальные развилки, а именно перечень электронного аукциона и порядок оценки заявок по конкурсу, почти пройдены. Лобов обратил внимание собравшихся на кардинальные изменения, вводимые подзаконными актами, главное из которых касается строительства. Принято принципиальное решение о том, что с 2014 года проводить аукционы нужно будет только на строительные работы стоимостью до 150 млн руб. для федеральных нужд и до 50 млн руб. для муниципальных. Если контракты крупнее, то заказчик сможет отбирать подрядчика на конкурсе, где главным критерием будет опыт исполнителя.

Лобов также ознакомил присутствующих с позицией ФАС относительно исполнения контрактов в переходный период. На вопрос из зала, включать ли закупки 2013 года, по которым заключены контракты, в план-график 2014 года, Лобов ответил положительно, аргументировав тем, что контракты будут исполняться в 2014 году, а все процедуры по их исполнению с 1 января наступающего года будут привязаны к обязательному плану-графику и объему средств, которые преду­смотрены на те или иные закупки. «Если вы разместите извещение 31 декабря 2013 года и в январе без внесения изменений в документацию проведете размещение заказа и заключите контракт, то мы вмешиваться не будем. Но если вы внесете в документацию хоть какие-то изменения, то дальше должны будете действовать уже в рамках Закона № 44-ФЗ. Такова наша позиция», — заключил Лобов.

КОММЕНТАРИИ

Александр Иванович БИРЮКОВ, советник Управления внутреннего контроля (аудита) и оценки эффективности деятельности Федерального казначейства, профессор кафедры «Аудит и контроль» Финансового университета при Правительстве РФ:

«Последние годы наше законодательство по всем направлениям деятельности активно совершенствуется. Причем наиболее интенсивно данный процесс идет в финансовой сфере. И в этот период особенно нужны специалисты с хорошим образованием и передовыми взглядами, нужны свежие силы.

При этом я как практик и одновременно преподаватель понимаю, что качественное базовое образование, разумеется, необходимо, но это далеко не все. Очень часто преподаватели вузов лишь теоретики, и студенты соответственно не получают информации о реальной практике. С другой стороны, действующие сотрудники бюджетных учреждений так завалены работой, тяжелой и ответственной, что просто не находят времени и сил на постоянное самостоятельное изучение огромного массива новой информации. Как результат — довольно большой процент нарушений происходит именно по этой причине, а не по злому умыслу. Поэтому я приветствую такие семинары, как сегодняшний. Здесь финансисты бюджетных учреждений, отвечающих за обустройство госграницы, в сжатые сроки получают необходимую для работы информацию. Причем из первых рук — от идеологов и разработчиков законодательных изменений. Я считаю, что такие семинары — дело государственного значения».

Елена Анатольевна РУМЯНЦЕВА, начальник финансово-экономического управления Росграницы:

«Практика проведения наших семинаров с участием ведущих сотрудников Минфина России, Минэкономики России, ФАС, Федерального казначейства существует уже давно, а с 2009 года семинар стал традиционным, потому что обойтись без такого рода информационной подпитки невозможно. У специалистов нашего ведомства ответственная и сложная работа. Задача Росграницы заключается в обеспечении осуществления контрольными органами своих функций на рубежах страны — мы должны оснастить их, сделать пересечение госграницы комфортным, способствующим увеличению товарооборота. И все это при условии сохранения безопасности Российской Федерации. Не будем забывать и такой нюанс, что морские и воздушные пункты пропуска находятся по сути дела в собственности частных лиц и на них разворачивается целый ряд государственных проектов. Иногда эти проекты могут даже затрагивать изменения инфраструктуры — в целях обеспечения контрольных функций РФ. Отсюда вытекает много специфических учетных и управленческих задач. Также наша работа связана со строительством сложных объектов начиная с подготовки документации, с земельных вопросов и заканчивая вводом объектов в эксплуатацию. Росграница работает с объемными нормативными базами, включающими в том числе международное законодательство. Во всем этом и заключается специфика деятельности нашего агентства.

Поэтому важность для нас семинаров, особенно в свете постоянно изменяющегося законодательства, переоценить трудно. Они дают нашим сотрудникам возможность не совершать ошибок, заранее, до начала нового финансового года, сориентироваться в новых нормативных актах, понять тенденции, задать вопросы разработчикам этих документов. Важен и уровень выступающих, и то, что в рамках семинара рассматриваются не просто грядущие изменения, но и как эти изменения будут работать с точки зрения сразу нескольких законов: здесь и бюджетная классификация, и формирование и сдача отчетности, и проведение тех или иных учетных записей, и изменения в системе госзакупок. Одно влечет за собой другое, то есть мы начинаем с планирования, размещения информации о закупке, затем идет сама закупка, ее финансирование, отражение результата в виде бухгалтерской учетной записи, отчет, а потом приходят органы, осуществляющие государственный финансовый контроль. И именно по этой схеме строится работа каждого нашего семинара.

Кроме того, в 2013 году впервые в нашей работе помимо федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации» появились и международные контракты. Россия регулярно платит взносы в Фонд Европейского инструмента соседства и партнерства (программы приграничного сотрудничества), но только в 2013 году мы впервые попытались привлечь европейские деньги к обустройству пунктов пропуска на наших западных границах. Эти контракты очень сложные, сталкиваются две финансовые системы — российская и Евросоюза. Здесь и отчетность по евростандартам, и особые условия договоров, и понятие приемлемых и неприемлемых расходов, интересы по НДС и т. д.

Есть еще один момент, о котором я не могу не сказать: результатом таких встреч на площадке семинара с идеологами новаций, совместных обсуждений, вопросов и замечаний моих коллег становится то, что наше мнение учитывается в некоторых из готовящихся сейчас подзаконных актов, которые будут действовать в 2014 году. Я считаю, что министерства и ведомства, делегирующие своих специалистов на встречи с нами, заняли очень действенную позицию — открытую и конструктивную, за что им большая благодарность от всех нас".

Ранее

Минфин и Счетная палата ищут пути повышения эффективности госрасходов

Минфин оценил исполнение бюджета в 2013 году как неэффективное

Федеральная контрактная система: мнения и статистика

Госзакупки. Правила игры дорабатываются

Поделиться