Версия для печати 6864 Материалы по теме
Попытки сделать работу госучреждений более открытой и удобной для граждан
Государственный сектор в процессе перемен

Для госсектора России минувший 2013 год оказался богатым на различные перемены. Государство стало более открытым, предоставляя обществу разнообразную информацию о своей деятельности, были сделаны первые шаги по оптимизации управления кадрами. Был также поднят вопрос ротации чиновников, предприняты усилия в направлении эффективного контракта и профилактики коррупции, есть продвижение в сфере государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Нельзя сказать, однако, что год дал ощутимые результаты, но движение все-таки было.

Раскрытие информации

Попытки сделать работу госучреждений более открытой и удобной для граждан, пожалуй, можно назвать самыми эффективными из всех предпринимаемых в минувшем году в государственном секторе мер. В России начала работать концепция и «дорожная карта» по раскрытию открытых данных, которые стали доступны на Едином портале открытых данных. Минстрой приступил к созданию системы электронного ЖКХ, наконец, в сфере госзакупок активно велась подготовка к переходу на Федеральную контрактную систему.

«Воспользоваться госуслугой в электронном виде должно быть также просто и удобно, как купить билет на самолет», — сказал министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров, представляя «Концепцию развития механизмов государственных и муниципальных услуг в электронном виде» на правительственной комиссии.

Документ (сроком действия до 2018 года — bujet.ru), разработанный Минкомсвязи совместно с Минэкономразвития, как выразился Н.Никифоров, «формирует инфраструктуру электронного правительства». В основе одобренной правительством концепции лежит повышение качества госуслуг и простота их «потребления», что более чем актуально, поскольку поле электронных государственных услуг стремительно расширяется, сегодня более 100 тысяч из них представлены на разных порталах, одна из последних — «открытый бюджет» Минфина.

За 9 месяцев 2013 года 59 федеральных ведомств создали разделы открытых данных, разместив на них 683 датасетов (т.н. информационных подборок — bujet.ru), говорится в докладе Совета по открытым данным. В лидеры по количеству опубликованных подборок вышли Росстат (102), Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (50), Федеральное агентство морского и речного транспорта (39), Федеральная таможенная служба (28) и Министерство образования и науки (23).

Опубликованная госорганами информация становится базой для создания IT-сервисов. Как сообщает портал Большое правительство.рф, в России их появилось уже более 200. В докладе говорится, что коммерческие компании и общественные организации используют открытые данные для собственного развития, например, для запуска новых проектов.

Расширение доступности ранее закрытой информации госорганов имеет заметный экономический эффект. Прозрачность дает возможность принятия оптимальных решений, которые, в свою очередь, обеспечивают эффективность деятельности того или иного предприятия.

Аналитики из исследовательской компании McKinsey оценили потенциальную прибыль от развития открытых данных в семи областях (образование, транспортная инфраструктура, потребительские товары, энергоэффективность, нефтегазовый сектор, здравоохранение, финансы — bujet.ru) в 3-5 трлн долларов дополнительно для мировой экономики, пишет интернет-издание «Слон.ру». Представитель Всемирного банка, выступая на Петербургском международном экономическом форуме, оценил экономическую выгоду от раскрытия данных в 40 млрд евро в год (данные исследований Еврокомиссии).

Проблемы и успехи открытых данных интернациональны, они одинаковы, считает министр открытого правительства Михаил Абызов. В России столкнулись с тем, что огромное количество госслужащих не знает, что такое открытые данные, поэтому соответствующие курсы решено ввести и сделать обязательными в программах обучения госслужащих.

«Открытые данные — это очень тяжелая и долгосрочная работа. Это неудобно для чиновников, но это нужно для граждан», — считает М.Абызов.

Оптимизация кадров

Минтруд в 2013 году разработал и представил пилотную версию Единой информационной системы управления кадровым составом гражданских госслужащих, которая в условиях «колоссального кадрового голода» призвана облегчить подбор сотрудников в министерства и ведомства, сделать его более оперативным.

Дефицит сотрудников министр труда Максим Топилин объяснил крайне низкими зарплатами в госсекторе и посетовал, что госслужащим нельзя вести другие виды деятельности и иметь побочный доход. Министр в интервью интернет-ресурсу «Взгляд» отметил, что зарплата территориальных органов, в том числе контролирующих территориальных органов, является очень низкой.

С целью оптимизировать расходы на зарплату чиновников всех уровней Минфин инициировал изменение порядка финансирования правительств дотационных регионов (таковых, по оценке Минрегиона, 72) и переход на новую «Методику расчета нормативов формирования расходов на содержание госорганов власти субъекта РФ». Суть этих изменений в том, что отменяется прежняя прямая зависимость объема финансирования на содержание региональных управленцев от численности населения и вводится зависимость от площади региона, доходов бюджета и средней зарплаты по экономике. Кстати, по данным «Коммерсанта», в России нет ни одного региона, где зарплата чиновников была бы ниже средней зарплаты по экономике.

В случае ужесточения нормативов, властям придется либо сокращать численность чиновников, либо урезать зарплатный фонд, делает вывод «Коммерсант». Инициатива Министерства финансов касается также и введения ограничения на рост региональных госрасходов — не более 10% к предыдущему году. Предложенные Минфином меры, однако, еще не приняты.

Денег в бюджете не хватает

Министр финансов Антон Силуанов ранее заявлял, что в бюджете нет средств, чтобы содержать чиновников, и тем более, финансировать приток госслужащих. По его словам, за последние пять лет их штатная численность выросла почти на 100 тыс. человек. Только на выплату зарплаты госслужащим в бюджете 2014-2016 годов предусмотрено 135 млрд рублей.

Впрочем, зарплаты чиновников в 2013 году все-таки росли. Для сотрудников некоторых министерств и ведомств повышение составило 30-50%, а для отдельных министров — и все 100-150%.

В июле, несмотря на дефицитный бюджет и 5%-ное сокращение основных статей расходов, правительство озвучило, что в ближайшие три года средние зарплаты федеральных госслужащих увеличатся в 2,6 раза и превысят среднюю по экономике в 1,7 раза.

Эффективный контракт

«Больше работаешь — больше получаешь». Реализовать идею перехода на так называемый «эффективный контракт» и тем самым привязать рост зарплаты к объему и качеству труда власти последовательно стремятся еще с 2012 года. На этот раз внедрить ее попытались через Минтруд, который разработал проект реформы системы оплаты труда работников бюджетной сферы до 2018 года. Ее частью и должен стать переход на эффективный контракт.

Ограничение численности госслужащих

Зато в 2013-м внесен в Госдуму законопроект, ограничивающий численность госслужащих в регионах. Согласно данным Росстата, в первом квартале 2013 года на госслужбе в регионах находились 713 тыс. человек, а в муниципалитетах — свыше 333 тысяч.

Законопроект стал продолжением инициативы Дмитрия Медведева, который в 2010 году, будучи президентом, подписал указ о сокращении числа госслужащих на 20%: в 2011-2012 годах — на 5%, в 2013 году — на 10%. Тогда же бывший министр финансов Алексей Кудрин сообщил, что сокращение аппарата госслужащих даст экономию бюджетных средств страны в размере 37 млрд рублей ежегодно.

В мае минувшего года вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что уже сокращено более 10% федеральных чиновников и пообещал к 2015 году уволить каждого пятого госслужащего.

Ротация чиновников

322,5 млн рублей из федерального бюджета потребует еще одна введенная прогрессивная мера в отношении госслужащих. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением ротации на государственной гражданской службе» вступил в силу с 1 января 2013 года. Согласно документу, который представил на рассмотрение Госдумы Владимир Путин, федеральные и региональные чиновники должны менять работу раз в 3-5 лет. Если новое место трудоустройства найдется в другом городе, расходы на переезд и новое жилье будут возмещаться.

В Татарстане, к примеру, уже определили, что ротация коснется 51 должности, министров среди них нет, есть 4 замминистра, а также — самые коррупционноемкие, по убеждению республиканских законодателей, должности, связанные с госконтролем и распределением средств.

Ротации, скорее всего, подвергнут тех, кто никакой коррупцией не угрожал, считает Елена Панфилова, глава российского центра Transparency International. Директор же Международного института политической экспертизы Евгений Минченко предположил, в свою очередь, что ротация госслужащих позволит отчасти решить кадровую проблему в регионах, где есть запрос на обновление.

Продолжение материала читайте 23 января

Поделиться