Коллегия Федерального казначейства, которая прошла 27 ноября 2013 года, стала последней в прошедшем году. На ней были рассмотрены вопросы, посвященные созданию и развитию интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», и проекты Порядка управления реализацией государственных программ РФ в Федеральном казначействе и Концепции оценки эффективности деятельности Казначейства России.
Электронный бюджет
О том, как идет разработка системы «Электронный бюджет», и о планах на 2014 год рассказал начальник Управления интегрированных информационных систем государственных финансов Федерального казначейства В. В. Матвиенко. На 2013 год планировались работы по проектированию, разработке и передаче в опытную эксплуатацию подсистемы управления закупками и кадровыми ресурсами, а также проектированию подсистемы управления нефинансовыми активами, денежными средствами, учета и отчетности, бюджетного планирования. Но сроки сдвинулись, и эти работы перенесены на 2014 год.
Согласно стратегической карте Федерального казначейства на
Ранее
Налоговые службы будут проверять все сделки с участием офшоров
Госзаказ: как разбирать споры с подрядчиками и работать по 44 ФЗ с малым бизнесом
Рост зарплаты бюджетников вызовет рост средней зарплаты по стране
Губернаторов оценили исходя из экономической ситуации в регионах
Наполнение открытой части будет производиться в три этапа, и на каждом планируется повышать объем и оперативность актуализации размещаемой информации. По завершении первого этапа к концу января 2014 года открытая часть портала будет содержать ежегодную и ежемесячную информацию об исполнении федерального бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита, информацию о результатах оценки качества менеджмента ГРБС.
По завершении второго этапа, к 18 апреля 2014 года, информационный массив дополнится оперативными ежедневными данными по доходам и расходам федерального бюджета в разрезе кодов бюджетной классификации, в том числе в формате машиносчитываемых данных. А также ежегодной и ежемесячной информацией об исполнении бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита, прогнозными показателями федерального бюджета, информацией о расходах федерального бюджета по расходным обязательствам, информацией об остатках средств на счетах, открытых территориальными органами Федерального казначейства, и о структуре долговых обязательств РФ. К этому же сроку будет разработан функционал портала в части предоставления мобильных приложений.
По результатам третьего этапа, к концу июня 2014 года, на портале будут размещены оперативные еженедельные данные об исполнении бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований, информация об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов. Также планируется разместить сведения о расходах на реализацию федеральной адресной инвестиционной программы, информационные технологии, реализацию государственных программ, информацию о результатах деятельности учреждений, финансовом состоянии публично-правовых образований и организаций сектора госуправления. Кроме того, в открытом доступе появится информация о проводимых закупках и заключаемых контрактах и предоставлении субсидий организациям из федерального бюджета.
Руководитель Федерального казначейства Р. Е. Артюхин отметил, что результаты работы по созданию «Электронного бюджета» хорошие. Заместитель руководителя С. Е. Прокофьев выразил сомнение в том, нужно ли размещать в открытой части единого портала бюджетной системы РФ информацию об остатках счетов, открытых территориальными органами казначейства. Последнее практиковалось до наступления кризиса, но в кризис резкое сокращение остатков вызвало неадекватную реакцию некоторых СМИ, почему и было предложено не публиковать эти данные на первых этапах работы единого портала.
Управление госпрограммами РФ
Разработка проекта порядка управления государственными программами РФ продиктована необходимостью создания в Федеральном казначействе эффективной системы реализации мероприятий госпрограмм, исполнителем которых является само ведомство. Целью подготовки данного документа, как рассказал начальник Управления внутреннего контроля (аудита) и оценки эффективности деятельности Федерального казначейства А. В. Солодов, является систематизация и описание в едином правовом акте всех фактически реализуемых в органах казначейства подходов к планированию деятельности по реализации госпрограмм. Представленный на суд коллегии проект предлагает формализовать принципы и процедуры реализации госпрограмм, а также порядок подготовки документов в центральном аппарате, территориальных органах и структурных подразделениях. Фактически документ объединил и систематизировал те подходы и технологии планирования, мониторинга и контроля исполнения документов планирования деятельности Федерального казначейства, которые уже реализуются в настоящее время, но не в неполной мере согласуются между собой. Учитывая выявленные проблемы, связанные с отсутствием взаимосвязанности некоторых плановых документов, формализованности отдельных документов планирования деятельности, с трудоемкостью подготовки отчетов, в проекте были предложены следующие усовершенствования:
• регламентирована взаимосвязь всех документов планирования деятельности, формируемых в органах Федерального казначейства;
• регламентированы порядок и сроки составления документов планирования деятельности, применяемых в настоящее время;
• предусмотрено формирование единственного отчета, форма которого позволяет использовать содержащиеся в нем сведения для подготовки любого из отчетов, формируемых в Федеральном казначействе;
• на всех этапах планирования, мониторинга исполнения мероприятий и подготовки отчетности установлены должностные лица, ответственные за выполнение соответствующих процессов и операций.
Проект порядка также предусматривает распространение единой структуры планирования на всю систему Федерального казначейства, включая территориальные органы, структурные подразделения и отдельных сотрудников. В результате принятия и реализации данного документа должна произойти взаимоувязка всех документов планирования деятельности Федерального казначейства в единое целое для исполнения мероприятий госпрограмм и системного контроля за своевременностью их исполнения.
Концепция оценки эффективности деятельности
На рассмотрение коллегии также был представлен проект Концепции оценки эффективности деятельности Федерального казначейства, в котором установлены цели, задачи оценки эффективности и описаны подходы к ее осуществлению. Участниками коллегии было отмечено, что документ носит прорывной характер, не имеет аналогов в системе органов власти. «Это, бесспорно, инновационная разработка, — подчеркнул С. Е. Прокофьев. — Но хочу провести параллель с двумя фундаментальными принципами медицины, которые используют все врачи. Первое: помоги — не навреди. Второе: лечение не должно быть тяжелее болезни. Применительно к обсуждаемому вопросу хочу сказать, что процесс администрирования такого документа, как модель оценки деятельности Федерального казначейства, очень увлекательный и он настолько увлекает, что есть опасения уйти от основного функционала и больше заниматься администрированием, показывать эффективность».
Что касается самого документа, то суть его раскрыл А. В. Солодов. Система оценки тесно связана с системой планирования и собственно базируется на ней. Основа системы оценки — это взаимоувязка таких элементов, как планирование деятельности, оценка ее результативности и экономической эффективности. Оценка эффективности представляет собой постоянный динамичный процесс мониторинга и анализа всех уровней деятельности. На основе этого формулируются выводы о состоянии и функционировании системы с использованием количественных и качественных показателей. Оценка эффективности гражданским обществом, клиентами казначейства, Минфином России, самим Федеральным казначейством, по мнению разработчиков документа, принципиально важна для принятия управленческих решений, направленных на повышение качества выполнения государственных функций, эффективного использования бюджетных средств и успешной реализации государственной политики в целом. Саму оценку эффективности разработчики предложили декомпозировать на оценку результативности деятельности Федерального казначейства и оценку экономической эффективности.
Для достижения целевых показателей эффективности в Федеральном казначействе применяется система планирования, которая включает в себя систему целей и систему планов и хорошо взаимоувязывает цели, определяемые исходя из миссии ведомства, — способствовать устойчивости, надежности и прозрачности финансовой системы страны, обеспечивать сохранность средств публично-правовых образований. Все это формализовано в стратегической карте и других документах. Указанные цели декомпозируются в соответствии со штатной структурой Казначейства России сверху вниз.
Система планов включает в себя госпрограммы с горизонтом планирования восемь лет, план деятельности казначейства с горизонтом планирования один год, трехлетний ДРОНД, стратегическую карту, рассчитанную на пять лет, основные мероприятия стратегической карты и планы их реализации, рассчитанные на год. Также сюда входят годовые планы деятельности центрального аппарата, территориальных органов, отделов и планы деятельности конкретных гражданских служащих. Создание такой системы стратегических, тактических и оперативных планов позволяет Федеральному казначейству, увязав миссии и цели, задачи и планы, распределить их по уровням ответственности, от системы в целом до конкретного гражданского служащего.
В ведомстве уже завершено внедрение системы оценки эффективности деятельности Федерального казначейства, разработаны и выпущены соответствующие приказы. Система включает в себя оценку результативности деятельности гражданских служащих, замещающих должности в центральном аппарате, оценку результативности деятельности отделов управлений центрального аппарата, гражданских служащих в территориальных органах, руководителей территориальных органов и непосредственно самих территориальных органов и внешнюю оценку центрального аппарата и территориальных органов, ежегодно получаемую от респондентов.
В настоящее время в Федеральном казначействе проработаны подходы к формированию оценки экономической эффективности деятельности, которая согласно предлагаемому проектом концепции подходу классифицируется по признаку пользователя информации и подразделяется:
• на экономическую эффективность деятельности Федерального казначейства в целях информирования общества и граждан, определяемую как соотношение денежного выражения общественно значимых результатов деятельности ведомства и стоимости ресурсов на его содержание;
• экономическую эффективность деятельности для информирования вышестоящих государственных органов, складывающуюся из суммы величин эффективности достигнутого результата и величины сэкономленных при проведении данного мероприятия бюджетных средств;
• экономическую эффективность деятельности для информирования руководства Федерального казначейства, для оценки которой используются показатели индекса себестоимости выполнения государственных функций, представляющего собой соотношение плановой и фактической себестоимости выполнения функций, индекса трудоемкости выполнения государственных функций, который отражает соотношение плановой и фактической трудоемкости, индекса качества выполнения государственных функций, который отражает отношение планового уровня качества выполнения функций и фактического уровня.
Оценку экономической эффективности деятельности Федерального казначейства разработчиками проекта концепции предлагается проводить в три этапа. Первый этап — организационные работы по созданию оценки эффективности деятельности, второй — работы по применению и развитию данной системы, третий — использование результатов оценки деятельности непосредственно при принятии управленческих решений. «С точки зрения управления процессами и человеческими ресурсами, — считает Солодов, — это создает возможности для совершенствования системы планирования и распределения обязанностей, повышения эффективности использования ресурсов. А также позволяет разрабатывать механизмы регулярного отслеживания результативности, своевременной корректировки процесса достижения результатов и мотивации гражданских служащих как за счет определения их роли в выполнении задач структурных подразделений, так и посредством объективной системы поощрения. Кроме того, регулярная оценка результативности деятельности гражданских служащих обеспечивает руководство информацией о работе конкретного сотрудника и создает статистику результативности работы. Это позволит осуществлять моральное и материальное стимулирование на объективной платформе, что является для сотрудника побудительной основой для более результативной деятельности».
Наиболее перспективным направлением развития системы оценки эффективности разработчики считают применение информационных технологий, позволяющих обеспечить минимально возможный промежуток времени между получением информации и принятием соответствующего управленческого решения.