25 апреля 2024 года
Регистрация
Законы — 26 февраля 2014

Мнение. Механизм электронных аукционов почти повторяет часть положений № 94-ФЗ

Российская Федерация

Версия для печати 1848 Материалы по теме
Мнение. Механизм электронных аукционов почти повторяет часть положений № 94-ФЗ

Анна Ермакова, советник Института госзакупок, кандидат юридических наук: инициатива внесения изменений в закон о защите конкуренции заслуживает одобрения. По сути, предлагается открыть доступ к распределению прав на использование национальных благ (водных, лесных и иных природных ресурсов, государственного и муниципального имущества). Доступ к этим благам и ранее, как правило, предоставлялся на конкурентной основе, но сама процедура распределения прав на их использование зачастую была непрозрачной.

Законопроект фактически основан на практике проведения электронных аукционов, сформированной в результате применения широко известного закона № 94-ФЗ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. Сам механизм электронных аукционов, описанный в нем, почти дословно повторяет отдельные положения закона № 94-ФЗ и нового закона о контрактной системе.

С одной стороны, хорошо, что инициаторы изменения закона № 135-ФЗ предлагают использовать известный механизм выбора достойного контрагента. С другой стороны, в законопроекте не сделано попыток устранить проблемные зоны, ставшие известными также из практики госзаказа.

Например, не решаются проблемы очень неустойчивого функционирования официального сайта и сбоев на электронных площадках, проверки действительности документов, поданных участниками аукционов, ошибок использования электронных подписей, применения специальных рейдерских аукционных тактик. Недоумение вызывает положение законопроекта о том, что в случаях, когда в соответствии с законодательством РФ предусматривается проведение электронных аукционов, такие аукционы проводятся в соответствии с положениями статьи 17.2 Закона № 135-ФЗ.

Данное положение нуждается в корректировке, иначе все электронные аукционы в нашей стране должны идти на повышение цены (ч. 24 ст. 17.2 закона № 135-ФЗ в редакции законопроекта), что абсурдно, например, для сферы госзаказа. Отдельного внимания заслуживает вопрос установления требований к участникам аукционов. Эти требования должны, с одной стороны, быть фильтрами на пути доступа к госимуществу и национальным благам, с другой стороны, требования не должны быть избыточными, чтобы аукционы не переставали быть конкурентными. Законопроект не находит точки баланса в этом вопросе, так как все его регулирование заключено только в положении, что организатором торгов устанавливаются обязательные требования к претендентам, предусмотренные законодательством РФ (ч. 8 ст. 17.2 Закона № 135-ФЗ в редакции законопроекта).

Подробнее

Мартовский номер журнала «Бюджет»

Ранее

Госдума предлагает ввести единые правила продажи госимущества

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно