Версия для печати 2419 Материалы по теме
Владельцев электронных подписей занесут в Единую систему идентификации

С учетом изменения законодательства в сфере использования электронных подписей, сведения о гражданах, получающих квалифицированные электронные подписи, будут передаваться в Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА). Это позволит россиянам подключаться к порталу госуслуг, а сама процедура регистрации на нем станет значительно проще.

Виды электронных подписей упорядочат

Новый закон, подписанный президентом Владимиром Путиным, вносит изменения в 19 законов, регулирующих использование электронной подписи. Документ устанавливает, в частности, какой вид электронной подписи должен использоваться в системе обязательного пенсионного страхования, при регистрации прав на недвижимость, в сфере оценочной деятельности, социальной помощи и ряде других.

Ранее, согласно 63 ФЗ, существовало три вида подписи: простая электронная, усиленная неквалифицированная и усиленная квалифицированная. Теперь все государственное уходит под квалифицированную электронную подпись, а визирование первичных документов для бизнеса (договора, акты, счета, за исключением счетов-фактуры и отчетности в ФНС) — в неквалифицированную, цитирует cnews.ru гендиректора компании «Топ Кросс» Сергея Муругова.

Число пользователей портала госуслуг должно резко вырасти

При выдаче квалифицированной электронной подписи аккредитованный в Минкомсвязи удостоверяющий центр будет направлять сведения о ее получателе и о самом сертификате подписи в ЕСИА. Это база данных граждан, зарегистрированных на Едином портале госуслуг (ЕПГУ), а также чиновников, работающих с государственными информационными системами. По плану Минкомсвязи, в 2018 году в ней должно быть зарегистрировано не менее 70% жителей России.

По данным на январь 2014 год в ЕСИА было зарегистрировано около 7 млн человек (5% населения России). Более чем в половине регионов этот показатель не превышал 3%. Таким образом, закон об изменениях в сфере электронных подписей, предписывающий обязательное внесение информации в ЕСИА, будет способствовать увеличению количества зарегистрированных в ней граждан.

Главным фактором расширения базы ЕСИА станет упрощение процедуры регистрации. Сейчас для того, чтобы оказаться в ЕСИА и получить доступ к Единому порталу госуслуг, пользователю необходимо пройти регистрацию по адресу esia.gosuslugi.ru, используя логин, в качестве которого выступает СНИЛС, и пароль. Затем надо верифицироваться (подтвердить свою личность), предъявив паспорт и СНИЛС в центре поддержки клиентов «Ростелекома», либо получив код активации письмом через «Почту России». Также зарегистрироваться можно по Универсальной электронной карте или квалифицированной электронной подписи.

В скором времени Минкомсвязи проведет обновление ЕСИА. Логином будет служить номер мобильного телефона, на который будет приходить СМС с кодом подтверждения. Такая упрощенная регистрация откроет пользователю доступ к ограниченному числу услуг на ЕПГУ (например, оплата штрафов ГИБДД или проверка задолженности ФССП), которые, в основном, и так доступны на сайтах соответствующих ведомств без какой либо регистрации. Для получения услуг, в которых требуется подтверждение личности (оформление заявления на получения паспорта и др.), по-прежнему, необходимо будет посетить офис «Ростелекома».

По планам министерства, к концу года в ЕСИА будут зарегистрированы 35% россиян, то есть около 50 млн человек.

Поделиться